Теперь об Орлове и Кожевникове как авторах. Ходили слухи, что на материалах Орлова можно издать чуть ли не 10-ти томник. Однако, когда я углубился в этот вопрос, то оказалось, что почти все уже издано так или иначе (речь о письменных материалах). Не изданными оказались лишь отдельные материалы, из которых с большой натяжкой можно сделать лишь второй том (один уже выходил, как наверное многие помнят). Есть в архиве музея и письменные материалы Кожевникова. Но тоже не много. Едва-едва на небольшую книжку потянут. Если нужно, то я на этом форуме могу создать отдельный топик и выложить туда имеющиеся в моем распоряжении описи.
Еще одна проблемка - Орлов на момент революции был 16-летним пареньком, а основной массив рукописей из того что я видел датируется серединой 80-х годов. Т.е. писал он все по памяти. А память, на сколько бы ни была великолепна, зачастую подводит. По этому в рукописях у него полно фактологических ошибок. Нужна серьезная научная редакция по их выявлению и выноске примечаний. Такая работа начиналась когда готовился к изданию его томик "Старый Тагил глазами краеведа". Но... Издание финансировала и вообще рулила процессом Т.К.Гуськова, которая как-то очень болезненно отнеслась к инициативе отдельных граждан. Она запретила вносить в текст или выносить в примечания какие-либо исправления, кроме откровенных орфографических ошибок. Сейчас ее нет и от того стало попроще, но работа все равно предстоит большая. А на это нужны ресурсы.
С фотоальбомами и того и другого тоже не все так просто. Оба уважаемых краеведа снимали и часто обменивались фотографиями. По этому установить авторство не всегда возможно. Но это пол беды. Беда же в том, что часто серии их фото никак не связаны с текстами. По этому к альбомам нужно писать предуведомления, комментарии. А это работа! Я так же считаю что просто так их издавать не стоит - нужно интегрировать эти альбомы в какой-то проект. Ну самое простое, к примеру, провести современную съемку из тех же точек. В общем, нужно думать как это все сделать лучше...
И еще одно - и у того и у другого и , еще у И.Т.Коверды в архивах масса фотографий тупо переснятая в фотофонде музея. Т.е. по идее, они правами на них не обладают, да и оригиналы как правило в лучшем качестве.
Вот такая вот ситуация.... Конечно сидеть охать и ахать не следует - нужно шевелиться и что-то пытаться делать. Иначе вообще ничего не будет. Но нужно понимать, что процесс издания этого наследства не такой уж скорый и простой.