Вторая пятилетка. 1994-1999. Бурное развитие

 

Люди "Телекона"

Спортивный обозреватель Владислав Уткин:

 

Владислав Уткин

Главное – в каждом выпуске не быть грустным!

    Ему неизменно принадлежит вторая часть выпуска программы "Время новостей". Его ослепительная улыбка с экрана удерживает у телевизоров даже равнодушных к спорту людей. А как же, ведь артистичность у него в крови, его папа – в прошлом актер Драмтеатра, а ныне главный режиссер Драматического театра в городе Нерюнгри. Все это о Владе Уткине – спортивном обозревателе программы "Время новостей". И хотя спортивная карьера Влада закончилась и плавно перешла в ежедневные прогулки с любимым спаниелем Джефом и редкие вылазки в Ледовый дворец спорта с коньками – спорт остался в его жизни.

    – Влад, расскажи, как и когда ты попал на телевидение?

    – Это был 94-й год, июль. Я работал в городском комитете по физкультуре и спорту старшим инструктором. В мои обязанности входила пропаганда здорового образа жизни и, следовательно, осуществление связи со средствами массовой информации. Тогда я уже сталкивался с "Телеконом"... и главный редактор телекомпании Ольга Владиленовна Зверева предложила мне раз в неделю выступать в информационной программе с обзором спортивных событий. Вот так я и появился на экране. До сих пор помню мой первый репортаж – о парусной регате. Целый год я совмещал работу в спорткомитете и на телевидении, было не очень сложно, потому что спортивные новости выходили лишь раз в неделю, по понедельникам. Неожиданно я получил предложение со стороны "Тагил – ТВ", они настойчиво агитировали перейти к ним. Но я не согласился... Коллектив в "Телеконе" лучше. А вскоре телевидение стало моей единственной и постоянной работой – меня приняли в штат, спортивные новости стали выходить сначала два, потом три раза в неделю, а сейчас вот дожили и до ежедневных выпусков. У меня появились единомышленники: Василий Макаров делает отличные репортажи о спорте, Дмитрий Попов, наш монтажер, начинает осваивать журналистскую профессию.

    – С телевидением разобрались, теперь – спорт. В городском комитете по физкультуре и спорту ты оказался наверняка неслучайно? Расскажи о своих спортивных достижениях.

Владислав Уткин

    – Да, в общем-то, особых достижений у меня и не было. С шести лет я занимался фигурным катанием, после армии поступил в Челябинский институт физкультуры на специальность "Менеджмент массовых и спортивных шоу". Проучился всего год – факультет закрыли, студентов распустили. После этого два года я работал тренером по фигурному катанию, потом уже в спорткомитете. На этом и закончилась моя спортивная карьера. Но фигурное катание – моя любовь на всю жизнь. Даже сейчас, несмотря на занятость, иногда беру коньки, бегу в Ледовый дворец спорта. Думаю, что фигурное катание – это воплощение всех видов спорта. Чтобы им заниматься, нужно быть и легкоатлетом, и гимнастом, и хорошо ориентироваться в музыке!

    – Есть мнение, что спортивные обозреватели – неудавшиеся спортсмены. Можно ли это отнести к тебе?

    – Нет...я никогда не стремился быть спортсменом-чемпионом с грудью, увешанной медалями. Фигурное катание – это то, что мне нравилось и что у меня получалось. Но в Нижнем Тагиле это абсолютно неперспективный вид спорта. Там, где я раньше работал, сейчас – автостоянка.

    – В журналистике много людей без специального образования, но все-таки, особенно на телевидении, необходимы первоначальные знания о профессиях журналиста, ведущего. Где ты их приобрел?

    – До недавнего времени учился только на собственных ошибках. А сейчас – на первом курсе факультета журналистики Уральского государственного университета в Екатеринбурге, заочное отделение по специальности "Менеджмент, маркетинг и реклама в средствах массовой информации".

    – Что для тебя было самым трудным в начале работы на телевидении?

    – Самое сложное – найти свой стиль, экранный имидж. Для себя я уже определился: главное – в каждом выпуске не быть грустным. По большому счету, спорт на экране – это не новости, а пропаганда здорового образа жизни, поэтому личность, имидж спортивного комментатора во многом влияют на восприятие зрителем того, о чем он говорит. То есть я должен всегда быть в отличной форме, чтобы после моих обзоров телезрители получали положительный заряд энергии и у них возникало желание встать с дивана и заняться спортом, хотя бы "с понедельника", как обычно говорят. И еще один момент. Рассказывать о спортивных новостях в таком маленьком городе, как Тагил, довольно сложно. Тут поневоле нужно отойти от того стиля, который присущ спортивным обозревателям центральных каналов, и выработать свой. Потому что рассказывать о школьных соревнованиях и эстафетах, применяя специальные спортивные термины и высокопарные фразы, смешно. Вот мы и пытаемся говорить просто, иногда с иронией и шуткой, но всегда грамотно и объективно.

    – Ты находишься в отличной спортивной форме. В свободное время продолжаешь заниматься спортом ?

Владислав Уткин

    – Нет, я в свободное время отдыхаю от спорта! Люблю почитать книги, сейчас приходится много читать по университетской программе. Но могу похвастаться: месяц назад бросил курить. Пока держусь.

    – Сейчас ты каждый день появляешься на экране. А на улицах города тебя узнают телезрители?

    – Я делаю все, чтобы этого не произошло. А если кто-то узнает, то ретируюсь. Потому что нередко начинают задавать дурацкие вопросы, например, насчет заработной платы.

    – Можно сказать, что ты нетщеславный?

    – Да. Мне хватает благодарности людей, которые каким-то образом связаны со спортом. Они говорят мне спасибо за то, что не закрываются спортивные секции, за то, что спортивные соревнования находят своих спонсоров. Я сам вижу, что в последние годы на трибунах стадионов появилось больше людей. Еще есть у нас с Васей Макаровым идея создания программы о спорте, опять же, это вызвано не тщеславием, а необходимостью. В городе, даже в области, нет интересных спортивных программ, а у нас есть потенциальные возможности сделать такую. Уже готов сценарий передачи, там есть все: аналитика, юмор, музыка... Но все упирается в вечную нехватку средств, сейчас такое время – у каждой программы должен быть спонсор. Нам его найти пока не удалось, возможно, кто-нибудь откликнется на наше предложение!

    После нашего интервью Влад опять побежал снимать, монтировать, готовиться к выступлению в кадре, чтобы вы в очередной раз могли услышать: "А теперь с обзором спортивных событий выпуск продолжит Владислав Уткин...".

А. БЕЛОБОРОДОВА.

    Литература: Газета "Телекон Weekly", №21(132), 25 – 31 мая 1998 г.

     

Директор студии телекомпании "Телекон" Сергей Копылов: "У нас работают молодые и талантливые ребята"

Сергей Копылов

    Невидимое глазом привлекает, рождает домыслы. Поэтому у нас никогда не исчезнет интерес к закулисной жизни, изнанке публичных видов искусства – театра, кино, телевидения. Все вы наверняка хотя бы раз видели бегущие титры после окончания эфирного вещания телекомпании "Телекон". Сколько в них имен, названий редких профессий!.. Работа каждого из этих людей поддерживает жизнедеятельность двух каналов. Сейчас мы попытаемся приподнять занавес и заглянуть в самый оживленный, динамичный отдел телекомпании "Телекон" – телевизионную студию. А нашим гидом будет директор студии Сергей Копылов.

    – Сергей, расскажите, что представляет собой студия телекомпании "Телекон"? Люди каких профессий работают в ней?

    – Теоретически, студия – это отдел, который занимается обеспечением технической стороны телевизионного производства. Наши операторы выезжают на съемки программ "Время новостей", "Огни большого города", "Акцент недели", "Бизнес-панорама", в студии мы записываем ведущих этих передач, монтируем сюжеты, программы, осуществляем наложение русского перевода на видеоматериал с канала "Евроньюс". На практике же, студия – это то место, где пересекаются все телевизионные профессии. Оператор, журналист, монтажер, звукорежиссер работают одной командой, результат их труда вы видите на экране. Поэтому отделение студии от редакции телепрограмм очень условно, мы не только технический отдел, у нас работают творческие люди! И я как директор студии стараюсь развивать именно творческое начало у своих ребят и могу сказать точно: равнодушных к своей работе у нас нет.

С. Говорухин, Д. Сухов, Н. Ольков

А. Бондаренко

В. Дождиков

Д. Путилов

Талантливые ребята "Телекона"

    – В титрах сюжетов программы "Время новостей " недавно появилась третья строчка – фамилия монтажера. Для многих телезрителей это профессия – загадка, расскажите, какое участие принимает монтажер в создании сюжета?

    – Эта идея принадлежит главному редактору телекомпании Ольге Зверевой. Человек, который монтирует новостийный сюжет, обычно остается за кадром, а ведь именно он объединяет результаты работы журналиста и оператора: из отснятого оператором видеоматериала монтажер выбирает соответствующие кадры и "накладывает" их на озвученный текст репортера. Без творческого подхода здесь не обойтись. Видеоряд может в одном случае дополнять текст, в другом – придавать ему иной, скрытый, смысл. Монтажер в нашей телекомпании – всегда соавтор журналиста и оператора, он должен чувствовать ответственность за каждый сюжет!

Н. Ольков

    Сергей Говорухин, монтажер: "Можно смонтировать сюжет таким образом, что написанный ранее текст приобретет совершенно другой смысл, например, из проблемного репортажа сделать комический. Поэтому самое главное – это взаимопонимание журналиста, оператора и монтажера. Действовать в одном направлении – вот наша цель.

    А. Якушев– Профессии оператора, монтажера, звукоинженера очень редкие. Как сформировался штат работников студии в телекомпании?

    – В основном, мы берем людей проверенных, тех, кого нам советуют специалисты своего дела. Иногда объявляем конкурс. Профессии, действительно, редкие, поэтому перспективных ребят мы обучаем сами, отправляем на курсы. Сейчас у нас сформировалась отличная команда монтажеров – это молодые ребята: Денис Сухов, только что вернувшийся из армии, Андрей Новоселов, Сергей Говорухин, Дима Попов, Андрей Якушев. Про себя я называю этот состав звездной командой, отличительная особенность тех, кто в ней работает, – огромное трудолюбие, их не нужно заставлять что-то делать. Они подходят творчески к своей работе, несмотря на двенадцатичасовой рабочий день, напряжение во время прямых эфиров... Просто это увлеченные люди! Отдельно хочу сказать о нашем звукооператоре Николае Олькове. Это человек, который вкладывает в работу всю душу, неутомимый труженик. Коля собрал богатую фонотеку шумов, звуков, он подбирает музыку к передачам. Это самый незаменимый человек в студии. Видеоинженер Арнольд Красноселов – уникальный специалист, он обучался в Японии на заводе "Тошиба", стоял у истоков цеха бытовой электроники на НТМК. Студийное оформление всех программ – это разработки нашего художника Игоря Толкачева. Только к "Пестрому зонтику" декорации рисовал оператор Артур Погосян, он закончил художественно-графический факультет педагогического института. Всего же в студии работает восемнадцать человек.

    – Я знаю, что шесть из них – это операторы. Глазами этих людей мы видим происходящие на экране события. Кто они?

    – Все наши операторы – фотографы со стажем, многие и сейчас продолжают заниматься фотографией. Все они – универсалы, могут работать и в студии, и на выездных съемках. Но я уже знаю, у кого что лучше получается, соответственно этому и распределяю обязанности. Артур Погосян – оператор программы "Огни большого города", у него хорошо получается художественная съемка, отличное построение кадра. Дмитрий Путилов работает в программе "Бизнес панорама", где нужно снимать быстро и красиво, Владимир Шуткин – в аналитической программе "Акцент недели". Алексей Останин перешел к нам совсем недавно со студии кабельного телевидения, вместе с Александром Бондаренко и Владимиром Дождиковым он снимает сюжеты для программы "Время новостей".

Ю. Лепендин

    Володя Дождиков – ветеран "Телекона", работает в телекомпании с самого основания. В моем представлении, он олицетворяет собой весь наш коллектив – добрый, немного ворчливый, всегда веселый – как и все мы, телеконовцы. Иногда мы его называем "певцом природы", потому что ее он снимает с душой и каким-то особым трепетом. Не могу не упомянуть о Юре Лепендине, этот оператор сейчас не работает в "Телеконе", но его телезарисовки часто заполняет паузы в эфире. Я многому у него учился, обращался к Юрию как к эксперту. Сейчас мне тяжеловато без него... Кстати, наверное, немногие помнят, что генеральный директор "Телекона" – отличный оператор. Алексей Юрьевич Скоморохов в прошлом большой кинолюбитель, это увлечение и определило его дальнейшую судьбу.

    По большому счету, разграничение обязанностей в цехе операторов весьма условно, потому что нередко программные операторы снимают сюжеты для новостей и наоборот. Универсальность – основное качество наших ребят. Если у оператора есть вкус, умение сходу сориентироваться в обстановке и снять блестящие кадры, он может работать в программах любого жанра.

    Владимир Шуткин, оператор программы "Акцент недели": "Главное в операторской работе – умение не смотреть, а видеть, обладать особым взглядом на вещи. "Акцент недели" – информационно-аналитическая программа, ее жанр позволяет комментировать события, а не просто фиксировать их. Поэтому моя задача – увидеть характерные детали, передать внутреннее напряжение события, которое угадывается в положении рук, выражении лица..."

    – С сентября прошлого года программа "Время новостей" стала выходить в прямом эфире. Как студийная команда работает в этих условиях?

    – Впервые работу съемочной группы во время прямого эфира я увидел в телекомпании города Красноярска, эфир проходил совершенно спокойно, каждый четко выполнял свои обязанности. Нам же это сначала не удавалось. В творческой группе царили нервозность, боязнь ошибок, атмосфера, как в горящем самолете, который садится на одном крыле. Сейчас все утряслось. Главное – собранность и взаимопонимание, работа единой командой. Это у нас теперь получается. Мне легко работать с моими ребятами, с ведущими новостей. Иногда я удивляюсь, может, небо над "Телеконом" особенное... притягивает человечных, творческих и одаренных людей.

Алла БЕЛОБОРОДОВА.

    Литература: Газета "Телекон Weekly", №23(134), 8 – 14 июня 1998 г.

Читать далее...

В начало

Главная страница