Вторая пятилетка. 1994-1999. Бурное развитие

 

Люди "Телекона"

Светлана Афракова - новое лицо на экране

    Светлана АфраковаСветлана Афракова вместе с программой "Время новостей" входит вечерним гостем в дома тагильчан, чтобы познакомить их с основными событиями уходящего дня. Каждый день – в качестве репортера, через неделю – в амплуа ведущей программы "Время новостей". Какого гостя с экрана телевизора мы впускаем к себе в дом? Интересно?

    Светлана Афракова – выпускница филологического факультета Нижнетагильского педагогического института. После окончания учебы победила в конкурсе дикторов на студии "Евразия ТВ". Полгода дикторской работы, полтора года – репортерской в программе "Сельский вторник". Вот опыт работы, с которым Светлана пришла в телекомпанию "Телеком"в сентябре 1997 года. Далее – один месяц только журналистской деятельности в программе "Время новостей". Потом – совмещение работы ведущей городских новостей с работой репортера. Филологическое образование определило выбор ее любимых книг – Чехов, Лев Толстой, Анна Ахматова. Нынешняя профессия – людей, на которых нужно равняться: Светлана Сорокина, Татьяна Миткова, Екатерина Андреева.

    – Новости – самый динамичный телевизионный жанр, требующий от журналиста отдачи огромного количества энергии. Какие черты характера помогают тебе выдерживать достаточно быстрый ритм городских новостей ?

    – По характеру, я – холерик, человек легкий на подъем. После работы легко переключаюсь на какие-то домашние дела. Но в программе "Время новостей" работать тяжело. Особенно трудно было в самом начале, когда я только пришла из телекомпании "Евразия ТВ". "Время новостей" отнимает все свободное время в будние дни, иногда в выходные, когда происходят значительные события в городе. Но психологически я преодолеваю все трудности сознанием того, что мое дело приносит пользу людям, как бы банально это ни звучало. Например, недавно я делала сюжет о забастовке работников городской станции скорой медицинской помощи. Во время забастовки медики перекрыли все входы в помещение и никого не пускали, но перед "Телеконом" они открыли двери. Врачи рассказывали мне о причинах, толкнувших их на крайние меры, и в глазах светилась надежда на то, что их голос будет услышан властями. А на следующий день я добиралась на работу в автобусе, и бабушка–кондуктор сказала мне: "Девушка, это вы вчера рассказывали про медиков? Я вас сразу узнала, спасибо вам, родная...". Это с избытком оправдывает всю тяжесть работы репортера и ведущей программы "Время новостей". Ради этого можно не замечать усталости и нервного напряжения.

    – Образ ведущего какой-либо программы, в том числе и новостей, – это визитная карточка канала. Ты задумываешься над собственным имиджем?

    –Мне бы очень хотелось, чтобы имя Светланы Афраковой ассоциировалось с каким-то определенным образом, а не просто так – одна из ведущих "Времени новостей". В новостях телекомпании "Телекон" четверо ведущих: Ольга Зверева и Ольга Белорыбкина ведут "Новости в семнадцать", я и Наталья Литвина – "Время новостей". У каждой из нас уже сформировался свой стиль ведения выпуска. Например, для меня главное за несколько минут до эфира настроится на хорошую волну – это своеобразная медитация. Я стараюсь появляться в кадре с таким выражением лица, чтобы люди поняли – мне очень интересно то, о чем я им рассказываю. А во время съемок сюжета, когда приходится брать интервью, тоже важно постоянно говорить собеседнику, что он тебе интересен. Иногда мы выезжаем на сюжеты с незначительным информационным поводом. Из такой новости нужно сделать "конфетку", как у нас говорят, а это невозможно без искреннего интереса, как к героям сюжета, так и к зрителям у экранов.

Светлана Афракова

    – Светлана, как ты думаешь, ведущий новостей имеет право мимикой, интонацией, подбором слов или открытым текстом комментировать события? Или новости и аналитика несовместимы?

    – Конечно, несовместимы. Для этого существуют аналитические программы. Ведущий новостей, я думаю, не имеет права давать оценки. С другой стороны, я могу выразить свою позицию через подбор сюжетов в выпуске. К примеру, после сюжета о голодовке шахтеров поставить репортаж с пышного банкета в администрации города. Это получается даже не комментарий, а художественный прием, который бессловесно заостряет внимание зрителей на аспектах той или иной проблемы. Большего я себе не позволяю. В новостийном сюжете, на мой взгляд, допустимо присутствие точки зрения журналиста. Но, опять же, она не должна выражаться прямым текстом. Потому, что телезрителям важнее услышать больше фактов, нежели пространных рассуждений репортера. Свой взгляд на событие автор репортажа может передать через монтаж, соотношение видеоматериала и текста, через интонации голоса.

    – Всегда ли тебе удается удержаться от комментариев во время прямого эфира программы "Время новостей"?

    – Не всегда. Иной раз меня выдает мимика. Иногда нечаянная ироническая интонация или улыбка.

    Светлана Афракова– Но понятие имиджа включает в себя не только речевые особенности ведущего, его мимику, жесты, но и внешний облик. Общеизвестно, что ведущий новостийной программы должен выглядеть в кадре строго и просто. Чтобы замысловатая прическа или детали туалета не отвлекали внимание телезрителей от восприятия новостей. Насколько ты стараешься соответствовать этому стандарту?

    – Мне об этом судить сложно. Дело в том, что не я определяю, каким должен быть внешний облик ведущей "Времени новостей". В "Телеконе" уже сложился стиль ведущего новостей, на мой взгляд, это демократический, усредненный образ. О нем, действительно, можно сказать – в облике этого человека ничего не отвлекает от восприятия новостей. Когда я пришла в телекомпанию "Телекон", у меня были длинные вьющиеся волосы. Это не вписывалось в разработанный стиль ведущего новостей "Телекона". Со слезами на глазах пришлось сесть в парикмахерское кресло, а рядом сидела наш главный редактор – Ольга Владиленовна Зверева, в руках журнал со статьей "Модно, модно, модно – короче, короче, короче!". Сделали короткую стрижку. На экране она смотрится хорошо, а в жизни времени на укладку не хватает...

    – Так, значит, прекрасные волосы были принесены в жертву телевидению. А до каких пределов может дойти жертвенность Светланы Афраковой во имя любимой профессии?

    – Если так можно сказать, в жертву принесена моя семья. Я очень редко вижу своих родителей. Иногда даже забываю голос мамы... Вообще, я не хочу, чтобы передо мной когда-нибудь встала дилемма: семья, муж или работа. Однажды я уже сделала свой выбор в пользу работы, теперь об этом не стоит жалеть!

    – Приходилось ли тебе работать в экстремальных условиях на месте происшествия или в студии?

    – Мы постоянно работаем в экстремальных условиях нехватки времени. Но такой режим мы выбрали сами: если хочешь сделать оперативный выпуск с разнообразной информацией – нельзя терять времени даром! Съемка двух-трех сюжетов для выпуска новостей, плюс сбор устной информации и подготовка к прямому эфиру – минимум работы для ведущего "Времени новостей" каждый день. Я постоянно жалею, что в сутках всего 24 часа, 35 было бы лучше... Часто мне снится один и тот же кошмарный сон. Как будто я сижу за своим рабочим столом и пишу текст для первого репортажа, а мне нужно сделать еще два сюжета, поднимаю глаза, смотрю на часы – восемь часов вечера. В половине девятого прямой эфир "Времени новостей". Не успею! Не успею! Страх охватывает меня.

    Прямой эфир тоже держит в огромном напряжении. Чувствуешь ответственность перед зрителем за каждое слово.

Светлана Афракова

    – Во время прямого эфира ведущий иногда допускает ошибки, на языке телевизионщиков – "ляпы". В программе "Вы–очевидец" ("ТВ-6") даже рубрику сделали, где собирают и показывают такие "ляпы " ведущих с центральных каналов. Светлана, как лучше выходить из подобных ситуаций во время прямых эфиров?

    – Мелкие ошибки неизбежно сопровождают прямые эфиры. Никто от этого не застрахован. Самый лучший способ – извиниться и продолжить выпуск, мы все – люди, и телезрители это прекрасно понимают. Правда, и с извинениями иногда случаются казусы. В самом начале моей работы в "Телеконе" я допустила один такой "ляп" – произнесла неточную информацию, за которую в следующем выпуске нужно было принести извинения и прочитать правильный вариант. Может, из-за волнения, но на следующий день я произношу точь-в-точь то неправильное сообщение, за которое извинялась в начале фразы! И такое бывает... В последнее время таких крупных ошибок у нас нет.

    – Ты представляешь себе постоянного зрителя программы "Время новостей"?

    – Думаю, что в половине десятого вечера большинство тагильчан включают свои телевизоры, чтобы узнать городские новости из программы "Время новостей". Но, когда я сажусь в студии перед камерой и начинаю выпуск, я представляю перед собой своих зрителей. Это небольшая семья, они сидят на уютной кухне, пьют чай, вокруг – домашняя атмосфера советской "хрущевки". Это помогает абстрагироваться от камеры, иначе у ведущего будет мертвый взгляд. Я представляю себе общение с живыми людьми, которым я рассказываю все то, о чем знаю. Воображаемый дяденька из этой же "хрущевки" спрашивает: "Да что вы, так все и было?!?". И ты ему говоришь: "Да, да, к тому же произошло то-то и то-то...". Для меня только так возникает эффект контакта со зрителем.

    – Новости – динамичный жанр, но сиюминутный, не требующий художественных изысков. Я бы сказала, что в новостях больше практической деятельности, нежели фантазии творчества. Тебе никогда не хотелось заняться чем-то более глобальным, например, выпускать свою программу? Если да, то какого бы направления она была?

    – Это было бы очень интересно. Иногда у меня возникает потребность пофилософствовать, но новости, естественно, этого не позволяют. Или среди видеоматериала, отснятого оператором, увижу такой кадр, просто чудо художественного мастерства, он тоже не вписывается в новостийный жанр. В будущем я бы хотела иметь авторскую программу. Направление? Мне очень нравится передача Анжелы Тамбовой "Огни большого города". Моя авторская программа была бы тоже построена на общении с людьми. Судьба человека, личность для меня представляют наибольший интерес.

Алла БЕЛОБОРОДОВА.

Литература: Газета "Телекон Weekly", №25(136), 22 – 28 июня 1998 г.

     

Александр Базиян – новый ведущий программы "Время Новостей"

Александр Базиян

    Александр Базиян – личность известная и у многих ассоциирующаяся исключительно с программой "Акцент недели". Однако недавно телезрители увидели Александра в другом амплуа. "Менять что-то в своей жизни на 180 градусов, – признается телеведущий, – мне приходилось часто".

    В 1993 году Александр Базиян закончил философский факультет Уральского государственного университета (отделение политологии). Вернулся в Нижний Тагил и стал работать в Институте развития регионального образования старшим преподавателем политологии, социальной психологии. На этом его преподавательская карьера закончилась. Потом должность начальника отдела общественных связей в ассоциации "Гефест". Весной 1997 года телекомпания "Телекон" совместно с ней запланировала запуск телевизионного проекта под названием "Акцент недели". Александр Базиян прошел учебу в школе телевизионного мастерства Владимира Познера. 6 сентября 1997 года дебютировал на телевидении и стал бессменным ведущим аналитической программы "Акцент недели". Он продолжает увлекаться чтением книг по социальной психологии, изучает психоанализ. В числе любимых авторов книг называет Ремарка. В августе 1998 года – становится репортером и ведущим программы "Время новостей".

    Александр Базиян– Александр, закончилась первая неделя вашей работы в роли ведущего программы "Время новостей". Как вы себя чувствуете в новом амплуа?

    – Пока для меня самое сложное – это работа в прямом эфире. Психологически я еще не адаптировался, еще не нашел свой имидж, свой стиль ведения выпуска. Одна неделя – слишком короткий срок для того, чтобы освоиться в новом амплуа. Пока получается так, что больше думаешь о том, как подать материал, а не о самой информации. Хотя я думаю, что информация всегда должна быть на первом плане, а ведущий новостийной программы – только ее носителем, и не более того. Для этого требуется полное владение всем материалом выпуска новостей. Уже прошли те времена, когда информационные программы вели дикторы, читающие написанный кем-то текст четко и с выражением. Наступила эра авторских новостей, в которой ведущий является и репортером, и сборщиком устной информации. От этого зависит, насколько свободно ведущий держит себя в кадре. А успешная работа в прямом эфире – это дело времени. Тем более, что новости в прямом эфире – это норма для современных телестудий, так работают все.

    – Тем не менее, не каждому удается даже со временем научиться вести себя в прямом эфире непринужденно...

    Конечно, всему научиться нельзя. Прямой эфир требует от человека, в первую очередь, быстрой реакции. Многие приходят на телевидение без специального образования и успешно работают благодаря каким-то врожденным талантам. В основном, это люди с гуманитарным складом ума, потому что ведущий должен в совершенстве владеть словом, речью, уметь кратко выразить свою мысль и донести до зрителей. Цветистые выражения – это привилегия газеты. Телевизионная журналистика, особенно жанр новостей, – не литература, а ремесло. Ее главная цель информировать.

    – Иногда неискушенные в вопросах телевидения зрители спрашивают, почему ведущие в нашем городе так часто заглядывают в лист, в то время как ведущие информационных программ центральных каналов не отрывают взгляда от камеры. Во время обучения в школе телевизионного мастерства Познера вам довелось присутствовать на съемках новостей на НТВ. Раскройте некоторые секреты их телевизионной "кухни".

    – Все ведущие центральных каналов работают с телесуфлером, поэтому им не требуется никаких бумаг. Наличие телесуфлера – современное требование к телекомпаниям. Но телестудии в небольших городах, конечно, уступают столичным по техническим параметрам. У нас телесуфлера нет, а выучить весь текст наизусть невозможно. И не стоит этого делать вообще, потому что ведущий, который читает выученный текст думает только о том, как бы его не забыть, а это сразу видно. Работа с телесуфлером требует определенного мастерства. Ведущие на ОРТ и НТВ освоили его вполне успешно. А вот в новостях на канале ТВ–6 профессионалы иногда могут заметить, как бегают глаза у ведущего в поисках нужной строки. Даже Евгений Киселев иногда сбивается. От этого никто не застрахован. Я думаю, это не настолько важно, смотришь ли ты на экран телесуфлера или опускаешь глаза к листу бумаги, главное – быть естественным в кадре.

    – Насколько сложно вам было уйти от аналитики и перестроиться на работу в новостийном жанре?

    – Я думаю, что сам жанр аналитики не был освоен мной в полной мере. Была попытка. Но я бы не сказал, что программа "Акцент недели" была полностью аналитической, скорее, более информационной. Это беда провинции – анализировать очень сложно, политический расклад таков, что на местах мы более уязвимы, зависимы от власти. Работать в новом жанре всегда сложно. Темп новостей еще очень высок для меня. По два сюжета в день – это не так просто. Жанр новостей требует более бесстрастного отношения к событиям, чем информационно-аналитический "Акцент недели". Новости называют "армейским жанром". Светлана Сорокина, например, иногда показывает мимикой, жестом свое отношение к информации. Это – высший класс, чтобы думать еще и о мимике, нужно быть полностью раскрепощенным в прямом эфире. Чтобы ты управлял информацией, а не она тобой.

    – Михаил Кожухов, ведущий программы "Сделай шаг", пришел на телевидение из газеты и признавался, что ему было сложно привыкнуть к ярким пиджакам, которые он носит во время съемок передачи, а в жизни просто ненавидит. Вам иногда приходилось в чем-то переступать через себя во время работы на ТВ?

    – Да... Я бы не сказал, что я слишком коммуникабельный человек. А журналисты – люди повышенного общения. Иногда приходится переступать через себя. Например, когда находишься на месте происшествия и нужно получить максимум информации, нужно любыми способами "раскрутить" человека на откровенный разговор. Журналист всегда должен обладать в какой-то мере детским восприятием мира: проявлять искренний интерес ко всему.

    – Вам, наверное, помогает в общении с людьми знание психологии? Ведь вы занимались изучением психоанализа...

    – Конечно, помогает. Конкретных примеров не назову, но основное правило – быть доброжелательным – всегда действует безотказно.

    – У телевизионщиков есть такое понятие "синдром оглядывания" – это когда вы находитесь на улице и непроизвольно смотрите по сторонам: смотрят на вас или нет, узнают или нет. У вас этот синдром проявлялся? Вы достаточно известный и узнаваемый человек в городе.

Александр Базиян    –Нет. Население у нас в Тагиле не очень эмоциональное. Даже если и узнают на улице, то никаких эксцессов не бывает. Потом, известность – вещь очень мимолетная. Пока ты на экране, тебя помнят и знают. Стоит исчезнуть на некоторое время, и все забудут твое лицо.

    – Николай Сванидзе, историк по образованию, сказал: "Если вы меня спросите, кто я по профессии, честно скажу – историк. Журналистом я себя не считаю". Вы по профессии кто: политолог или журналист?

    – Политологию вряд ли можно назвать профессией. На Западе, например, нет такой профессии как философ, есть – преподаватель философии. Журналистика пока не стала моей профессией. Журналистское творчество – это технология, нужно много работать, прежде чем полностью овладеть жанром. И потому скажу так: пока я не журналист, я – преподаватель политологии.

    – Александр, остались ли у вас сожаления по поводу того, что ваше детище, "Акцент недели", больше не будет выходить в эфир, или новая работа в программе "Время новостей" захватила вас целиком, а на сожаления времени не остается?

    – Остались сожаления только ностальгического характера. Качество программы "Акцент недели" не удовлетворяло меня, было много недоработок. Выпускать аналитическую программу в Тагиле сложно, кроме того, о чем я уже говорил, ситуация складывалась еще и так, что не было эксклюзивных материалов, доступа к первоисточникам. Может быть, аналитика больше подходит для столичных и областных каналов?..

Алла БЕЛОБОРОДОВА.

Литература: Газета "Телекон Weekly", №36(147), 7 – 13 сентября 1998 г.

 

"КИНОМИФЫ"

Александр Мартиросов    Программа с таким названием дебютировала в январе на канале СГТРК. Автор и ведущий новой передачи – студент четвертого курса факультета журналистики УрГУ Александр Мартиросов. Его имя уже известно тагильчанам и жителям области – почти два года Александр был ведущим программы "Бизнес-панорама" Нижнетагильской телекомпании "Телекон". Теперь молодой журналист самостоятельно готовит большой цикл телепрограмм "о людях, событиях, жанрах, героях и мифах мирового кино". Первая передача была посвящена популярнейшему актеру современного кино Леонардо ДиКаприо. Автор попытался нарисовать творческий портрет 24-летнего кумира, используя обширный биографический материал и фрагменты из кинолент с участием ДиКаприо: "Полное затмение", "Ромео + Джульетта", "Титаник"...

    В команде создателей "Киномифов" еще один телеконовец – оператор Артур Погосян. К сожалению, сегодня можно сказать: "бывший телеконовец", так как буквально на днях он перешел работать в телекомпанию АСВ г. Екатеринбурга.

Литература: Газета "Телекон Weekly", №5(168), 1 – 7 февраля 1999 г.

Читать далее...

В начало

Главная страница