Конструктивизм на УВЗ

    В 1920-годы в СССР для обучения советских инженеров искусству архитектуры приглашались специалисты из разных стран, в том числе американский индустриальный архитектор Альберт Кан, по проекту которого были построены штаб-квартиры корпораций Дженерал Моторс и Форд, а также свыше 2000 зданий в Америке. С 1928 по 1930 год Кан и 25 американских инженеров подготовили более 4000 советских специалистов, спроектировали и организовали строительство свыше 500 объектов. Это в первую очередь тракторные (в будущем танковые) заводы в Сталинграде, Челябинске, Магнитогорске и других городах, в том числе и в Нижнем Тагиле.

Автотранспортный цех

Автотранспортный цех

    Так сложилось, что в то время основной экспериментальной площадкой конструктивизма в Советском Союзе был именно Урал: здесь, у нас, реализовывались самые смелые идеи американско-советских архитекторов. Уралвагонстрой – яркий тому пример. В индустриально-архитектурном ансамбле УВЗ – 14 зданий, построенных в 1930-е годы: вагоносборочный корпус и цехи – малярно-сдаточный, ремонтно-механический, инструментальный, кузнечный, осепоковочный, полускатно-тележечный, корпуса крупного и мелкого стального литья, колес Гриффина, железнодорожный и автоцех, а также ТЭЦ и газогенераторная станция (ныне здание УНТК). Уралвагонзаводцы работают не на обычном промышленном предприятии, а внутри завода-музея.

    Урал был большой лабораторией для новой архитектуры. Все эти объекты надо признать и сохранить.

 

Екатерина ЕВЛАШИНА.

    Фото Людмилы Ивановой.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 13.10.2017, №40.

 

Главная страница