Уралхимпласт: от рассвета до...

    В 80-е годы прошлого столетия в Нижнем Тагиле, в здании ДК железнодорожников, в стенах фотолаборатории, хозяином которой на тот момент был тагильский фотограф Геннадий Ефимович Сунцов, существовал самодеятельный клуб "Момент". Два-три раза в месяц там собирались профессионалы и любители фотографии, чтобы обсудить работы друг друга, поговорить о современных тенденциях развития искусства фотографии, послушать приглашаемых научных сотрудников тагильских музеев, искусствоведов, скульпторов, ювелиров и вообще интересных и неординарных людей.

    На небольшой площади обычно собиралось довольно много интересующихся фотографией тагильчан. Среди членов клуба были такие известные люди, как инженер НТМК, краевед Иван Трофимович Коверда, фотокорреспонденты Николай Васильевич Антонов и Николай Васильевич Путилов, фотохудожник Владимир Петрович Антоний, руководитель фотолаборатории Уралхимпласта, известный фотохудожник Владимир Михайлович Сонин и многие другие. Именно на одном из занятий клуба осенью 1989 года В. М. Сонин предложил вашему покорному слуге пойти работать фотолаборантом на Уралхимпласт. Я согласился и с 1 декабря того же года начал свою трудовую деятельность на предприятии. Числился фотолаборантом, а работал фотографом – по той простой причине, что в штатном расписании на тот момент свободной ставки не было. В целом Уралхимпласту я отдал двадцать два года. К тому же мой отец проработал на заводе Пластмасс (так он назывался до 1975 года) начальником участка связи почти 20 лет. Когда я был школьником, он привозил меня пару раз к себе на работу для экскурсионного ознакомления. Именно о том, как жил завод тогда, и каким он стал сейчас, я и хочу рассказать.

Строительство завода. 1937 год. Фото из архива УХП

Строительство завода. 1937 год. Фото из архива УХП

Борьба за мир. 1990 год

Борьба за мир. 1990 год

Ю.М. Лужков, 1998 год

Ю.М. Лужков, 1998 год

    Строительство завода началось в середине 1935 года. Изначально он создавался как смолоперегонный. Для получения газа на Уралвагонзаводе перерабатывался торф, в результате, как отходы, образовывались смолы. Именно они и должны были стать сырьём для строящегося смолоперегонного завода. Площадку для строительства рядом с УВЗ выбрали не случайно. Строительство шло достаточно долго, и только осенью 1938 года предприятие приступило к работе. В октябре был получен первый продукт – фенольные масла. С того далёкого 1938 года и по сей день ведёт свою историю Уралхимпласт.

Здание управления  Урахимпласта

Здание управления Урахимпласта

    Долгие годы знаменитому тогда во всей стране предприятию везло с профессиональными и умными руководителями, которые могли собрать вокруг себя команду талантливых инженеров и ученых. Первым директором, с конца 1939-го по 1941 год, был Алексей Петрович Семёнов. Потом началась Великая Отечественная война, и нужно было срочно наладить выпуск оборонной продукции. Необходимо было ускорить строительство цеха по производству фенола, являющегося основой для создания пластических масс, из которых впоследствии изготавливали телефонные корпуса, щитки для танков и детали для минных взрывателей. В середине 1942 года из Наркомата химической промышленности был переведён в Нижний Тагил и назначен на должность директора завода Макс Исаакович Рохлин. В конце 1943 года он вернулся в Москву, но уже на работу в Академию наук. Не стану долго утомлять читателя давним прошлым. Уралхимпласт имеет богатую, интересную историю и славен своими делами и людьми. Перенесёмся сразу в начало лихих девяностых.

    В то интересное и непростое время, когда заканчивала своё существование страна под названием Союз Советских Социалистических Республик, завод какое-то время продолжать жить по законам социализма, производство не перестраивалось, и людей ещё не сокращали. Коллектив был стабильным, дружным и сплочённым. В ту пору руководил предприятием Юрий Артемьевич Смирнов, а главным инженером был Евгений Степанович Дунюшкин – Почётный химик, профессионал, каких ещё надо поискать. Стоит отметить и тот интересный факт, что на завод, даже на рабочие специальности, не принимали людей с образованием ниже полного среднего. Образовательный и квалификационный уровень не только инженеров, но и аппаратчиков, лаборантов, слесарей КИПиА, электриков и механиков был очень высок. Устроиться на УХП было непросто, так как в коллективе практически не существовало текучки кадров, большинство сотрудников работали подолгу, а многие – всю жизнь. Были и целые трудовые династии. Многие из руководителей начинали восхождение наверх с рабочих специальностей и знали все этапы производства не понаслышке. Работать в то время на заводе считалось почётным и престижным, не то, что сейчас.

    Предприятие имело на своём балансе пионерский лагерь "Лесной ручеёк", базу отдыха рыбака "Берёзовая роща" в живописном месте Черноисточинского пруда, детский сад в Дзержинском районе, квартальный клуб "Огонёк" по улице Пархоменко, плавательный бассейн и спортивный зал на территории предприятия, а также три столовые общественного питания для трудящихся. Рядом с проходной находилась собственная большая поликлиника, хорошо оснащенная по тому времени, где работали замечательные специалисты. Тогда, как и в наши дни, трудно было попасть на приём к хорошему окулисту. Пластмассовцам в этом смысле повезло – многие годы в поликлинике завода проработала классный окулист и замечательный человек Галина Дмитриевна Ажимова. Работники без проблем могли прийти к ней на осмотр и консультацию.

    Начиная с 1959 года, узнать все новости завода, а также высказать свои мысли, пожелания по улучшению работы производства или выразить критические замечания можно было в многотиражной газете "Химик". В её редакции работало много талантливых журналистов: Е.Ф. Губина, Л.А. Гладкова, Л.И. Исакова, Е.А. Раутштейн, Я.В. Разливинский, О.В. Халяева, Л.В. Козулева. Газета была разнообразной, яркой, со "своим лицом". Когда я пришел в фотолабораторию УХП, одной из моих главных обязанностей стала фотосъемка для многотиражки, которая тогда выходила два раза в неделю. Корреспонденты газеты рассказывали не только о работе цехов и отделов, но и о жизни пионерлагеря "Лесной ручеёк" в летнее время, о подсобном хозяйстве…

    Снимать приходилось много. Но сфотографировать – выполнить только половину дела. Далее необходимо было плёнку проявить, высушить, просмотреть с помощью специального устройства, чтобы выбрать необходимые кадры для печати и затем уже выполнить саму печать на фотобумагу в тёмной комнате при тусклом красном фонаре. Процесс этот достаточно длительный, но очень увлекательный. Сколько было радостных минут, когда в результате долгой и кропотливой работы получался интересный, неординарный снимок.

    В начале моей трудовой деятельности мне казалось, что я неплохо умею фотографировать, но на поверку оказалось, что это не так. По сути, почти всему, что я сейчас умею, меня научил за долгие годы совместной работы Владимир Михайлович Сонин, с которым мы постепенно сдружились. Тогда заводское руководство заслуженно придавало большое значение фотолаборатории и хорошо оснащало ее необходимым оборудованием. Достаточно сказать, что в 1990 году в Германии была куплена студийная фотокамера высочайшего класса "Лингоф", а спустя год в Японии приобретены плёночные (цифровых ещё и в помине не было) фотокамеры "Никон D-800" и "Никон FМ-2". С появлением надёжной, безотказной японской техники значительно выросла оперативность репортажной съёмки и качество снимков. Вскоре были приобретены и видеокамеры для съёмки на полноформатную видеокассету. Начали создавать видеотеку истории завода. Когда в 1998 году праздновался 60-летний юбилей Уралхимпласта, было принято решение создать к этому знаменательному событию собственный видеофильм и показать его на торжественном вечере. Для этого создали творческую группу в составе Владимира Сонина, Тимофея Дубинина, Людмилы Гладковой и ряда других специалистов.

    Съёмки поручили производить мне. Для этой цели приобрели хорошую современную видеокамеру. Большая часть будущего фильма снималась в цехах и отделах завода, а также на базе отдыха "Берёзовая роща" и в "Лесном ручейке". В тот год я трижды ездил в командировку в Москву, где нужно было снять интервью с бывшими директорами завода Егором Фёдоровичем Власкиным и Владимиром Петровичем Потаповым. Кроме того, побывал в стенах Министерства внутренних дел страны, где снимал беседу с бывшим заводчанином, тогдашним заместителем министра МВД генерал-лейтенантом Владимиром Страшко.

    Самым трудным оказалось попасть в кабинет к мэру Москвы Юрию Михайловичу Лужкову. Мало кто знает, что в начале 1960-х он работал на заводе Пластмасс. Под его руководством вёлся монтаж производственной линии в одном из цехов. Воспоминания об этом факте нам и предстояло запечатлеть на кинопленку.

    Хорошо помню тот день, 24 сентября. Кроме меня, на встрече присутствовали генеральный директор УХП Юрий Смирнов, бывший директор Владимир Потапов и руководитель одного из научных московских институтов П.С. Иванов, который некогда тоже работал на Пластмассе. Ему очень нужно было по делу попасть к Лужкову, а он в списках на приём не значился, пришлось представить его как моего помощника. Коль мне привалило неожиданное счастье на пару часов обзавестись личным ассистентом, то грех было не воспользоваться таким случаем. Поручил руководителю научного института носить довольно тяжёлый штатив для видеокамеры. Впрочем, ко всеобщей радости мой "помощник" возражений не высказал и честно выполнил порученное дело.

    Юрий Михайлович был радушен и без единой запинки, без подготовки в течение 12 минут рассказывал на микрофон, как работалось в те далёкие годы в Нижнем Тагиле на Пластмассе. Он буквально с ходу вспомнил интересные эпизоды, а также поимённо тех, с кем довелось работать. Что бы там ни говорили, и чьё бы "доверие" Юрий Лужков впоследствии ни "потерял", но личностью он являлся и является очень харизматичной и неординарной. Рад, что мне довелось пообщаться с этим сильным, интересным человеком.

    Осенью, во время проведения торжественного собрания, посвящённого юбилею завода, состоялась презентация фильма, который имел заслуженный успех у зрителей. Операторская работа отдельной премией отмечена не была, но творческой группе в целом, вроде бы, выписали некую премию. Точно, увы, не помню.

Владимир Сонин, 1992 год

Владимир Сонин, 1992 год

    Сотрудники фотолаборатории числились в штате Центральной лаборатории, поэтому всеобщие блага и небольшие бытовые радости того времени, соответственно, распространялись и на нас. В начале 1990-х практически вся бытовая техника, а также одежда и обувь были в дефиците. Забавно было наблюдать, как происходило распределение, например, обуви полученной заводом по так называемому бартеру. Собиралась группа ветеранов ЦЛ и решала, кого можно осчастливить парой туфель или ботинок, а кто в силу определённых обстоятельств этого ещё или уже не заслуживает. Когда в 1993 году на завод пришли настоящие японские телевизоры марки SONY и видеомагнитофоны, делёжка носила уже более сложный характер. Кажется, чтобы оказаться в числе счастливчиков, которым досталась эта чудо-техника, надо было иметь стаж работы на заводе 15 или 20 лет. В дни продаж у заводского магазина образовывался целый рой разных перекупщиков и приближённых к распространителям иностранного добра. Весёлое было время…

    Пообщаться с Владимиром Михайловичем Сониным в фотолабораторию нередко заходил будущий председатель Совета директоров УХП, а тогда только назначенный заместителем генерального директора по внешнеэкономическим связям Александр Эммануилович Гердт. Так получилось, что Владимир Сонин одним из первых на заводе проторил дорогу к сотрудничеству с иностранными компаниями, когда приобреталась зарубежная фототехника, и некоторым образом делился полученным опытом с новым начальником. Также частым гостем лаборатории был главный бухгалтер Александр Тупиков, интересующийся фотографией как любитель. Еще одним, можно сказать, хобби главбуха было, придя к нам и увидев зажженную настольную лампу мощностью 40 ватт, с укором её выключить – серьёзный экономист!

    В те же девяностые несколько лет подряд существовала традиция: руководство предприятия, начальники отделов и цехов на Крещение собирались в детском лагере "Лесной ручеёк" на станции Анатольская, который зимой пустовал. Организованно приезжали в один из январских выходных дней и устраивали на свежем воздухе весёлые командные соревнования по перетягиванию каната, скоростному спуску на санках, футболу… После дружно перемещались в столовую, где в тёплой (во всех смыслах слова) атмосфере конкурсная программа продолжалась. Надо заметить, что подобные мероприятия и без того дружный коллектив делали ещё более сплочённым. Это нынешний гендиректор любит устраивать для заводских менеджеров (в девяностые всё называлось ещё по-русски) различные тренинги, пытаясь создать как бы единую команду. Не знаю, может, они действительно оказывают бесценную помощь в руководстве предприятием и корпоративной (одно из любимых слов нынешнего руководства) сплочённости, в росте профессионализма. Во всяком случае, на это денег, судя по всему, не жалеют.

    На предприятии много лет подряд существовала замечательная традиция – проводить ежегодно в мае общезаводскую легкоатлетическую эстафету на приз газеты "Химик". Забег участников от цехов и отделов проводился, как правило, в центре города и собирал много народа. На эстафету, поболеть за участников и пообщаться с бывшими коллегами, приходили ветераны предприятия. Играл духовой оркестр. Это был хороший спортивный праздник, и совершенно непонятно, из каких соображений нынешний гендиректор Дмитрий Воробьёв его отменил несколько лет назад. Видимо, это было сделано в рамках бесконечной оптимизации всего, что можно и нельзя, но только не себя любимых. Как это ни странно, но директорский корпус в последние годы только расширяется. Появляются новые должности и новые руководители. Кадры почему-то берутся в основном из Екатеринбурга и Уральского региона. В былые годы недостатка в своих, местных, профессиональных специалистах не было. Появилась и новая традиция – типа олимпиады по лыжам. Однако ее участниками являются уже руководители верхнего и среднего звена и изредка простые рабочие. Только той массовости, того интереса, как на легкоатлетической майской эстафете, нет и в помине.

    Многотиражная газета "Химик" хотя пока существует, но выходит всего лишь раз в месяц, и выпускает её один единственный человек, так как всех остальных сотрудников "оптимизировали", то есть попросту сократили. Видимо, из соображений экономии, а, может, из каких-то других. Как говорят многие ветераны завода, которые являются основными подписчиками нынешнего "Химика", газета стала, словно карамельная конфетка, восхваляет лишь руководство и его "мудрую" политику. Серьёзные и важные проблемы цехов и отделов на ее страницах не рассматриваются. Как сказал один из уважаемых ветеранов предприятия, некогда занимавший на заводе руководящую техническую должность, в газете если что и говорится о производстве, то понять суть дела совершенно невозможно. Прочтёшь материалы очередного номера и остаёшься в полном недоумении – по тексту всё на предприятии прекрасно и замечательно, а действительность свидетельствует, что дело обстоит несколько иначе. Газета стала исключительно конъюнктурной. От былого интересного, в меру "зубастого" и востребованного читателями "Химика" не осталось и следа.

    С середины 2000-х годов на УХП стали достаточно часто меняться генеральные и коммерческие директора. В начале 2007-го гендиректором назначили своего заводчанина Дениса Анатольевича Боровкова. Когда-то его отец, Анатолий Иванович, занимал пост заместителя директора по кадрам и пользовался заслуженным уважением в коллективе. С уважением на заводе относились и к сыну. По крайней мере, те полтора года, что Боровков-младший стоял у руля, при рассмотрении очередных списков на сокращение он очень внимательно относился буквально к каждой кандидатуре на вылет, и многих участь оказаться за воротами проходной благодаря ему миновала.

    Крайне уважительно и даже трепетно Денис Анатольевич относился к ветеранам. В ту пору вручение почетных лент "Ветеран НТЗП" тем, кто отработал на предприятии более 30 лет, проходила в заводской столовой, где в торжественной обстановке чествовали буквально каждого. После был обед, шампанское и концерт какого-нибудь хорошего творческого коллектива. Сейчас традиция награждать лентами, хотя и осталась, но миминизирована до смешного. Тех, кому дали возможность доработать до присвоения звания "Ветеран УХП", в мае, перед Днём химика, приглашают в тесное помещение конференц-зала заводоуправления, повязывают ленты, вручают по гвоздике и небольшую денежную премию. Вот и всё торжество.

    В октябре 2015 года заводу с богатой историей и добрыми традициями, которых уже почти не осталось, исполнилось семьдесят семь лет. Ему есть, чем гордиться, и прежде всего – людьми, хорошими специалистами, истинными патриотами своего предприятия, которые, несмотря ни на что, на УХП ещё есть и, уверен, будут. Несколько лет назад на развилке Восточного и Северного шоссе установили стелу, обозначающую направление движения к заводу. На самом верху стелы имелась несколько пафосная надпись: "Флагман качества Уралхимпласт". Ни больше, ни меньше. Спустя некоторое время надпись закрасили, не то из скромности, не то из каких-то иных соображений. Очень бы хотелось, что бы когда-нибудь эта надпись опять там появилась, но уже по-честному, заслуженно.

Стела с надписью "Флагман качества"

Стела с надписью "Флагман качества"

Надпись "флагман качества" потом закрасили...

Надпись "флагман качества" потом закрасили...

    К семидесятилетию Уралхимпласта в свет тиражом 2000 экземпляров вышла книга под названием "Лидер большой химии". В ней рассказывается об истории предприятия, а, самое главное, о замечательных людях которые работали и продолжают трудиться на УХП. В небольшом рассказе о создателе заводской фотолаборатории Владимире Сонине есть такой текст: "Невозможно переоценить вклад Владимира Михайловича в сохранение заводской истории: богатейший систематизированный архив является неиссякаемым источником для изучения летописи предприятия, где стройки, пуски, лица рабочих, радостные моменты награждений и праздников".

    Было время, я занимался оцифровкой негативных и позитивных фотоплёнок огромного архива фотолаборатории. Такая работа требует очень много времени и труда. Сколько смог – сделал, пока меня в очередной раз "не ушли". Когда понял, что нынешним руководителям история завода совершенно не интересна, и архив, по сути, никому оказался не нужен, передал всё в заводской музей, который пока существует. Осталось очень много фотопленок, которые надо переводить на цифроноситель и делать описание снимков. Увы, вероятность того, что работа по оцифровке архива продолжится, не велика…

    Несмотря ни на что, я верю, что предприятие будет жить, работать и приносить весомую пользу стране и людям.

Тимофей ДУБИНИН.

    Фото автора.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №44(227) от 10.12.2015; 45(228) от 17.12.2015.

 

Главная страница