Из старой фотогвардии
В декабре 2020 года не стало старейшего металлурга, инженера-рационализатора, известного в городе фотографа-любителя Бориса Николаевича Рововых
"Когда любишь свое дело..."
В феврале 2020 года в Нижнетагильском музее изобразительных искусств проходила выставка "Вся жизнь в поиске кадра". В трех залах были представлены портреты и пейзажи разных лет, выставочные работы и репортажные снимки, грамоты, дипломы, советские фотоаппараты, оборудование для проявки черно-белых пленок... Ее авторами стали Борис и Сергей Рововых, для которых фотодело не просто увлечение, а часть жизни.
Сам Борис Николаевич на одной из последних, как оказалось, выставок рассказал о себе так: – Родился я в поселке Рудника имени III Интернационала в 1936 году. Своего отца Николая Алексеевича помню плохо, в 1942 году он ушел добровольцем на фронт, хотя и имел бронь. В ноябре в боях за Сталинград погиб. Хорошо помню послевоенное время, сложное и полуголодное. Где-то году в 1950– м мамин брат дядя Миша помог получить на меня пособие, и мне купили фотоаппарат. Для того периода это была роскошь. Осваивать технику помогала мамина сестра тетушка Лиза, художник по профессии.
После учебы мое увлечение фотографией стало более серьезным. Ни в мартеновском цехе, ни после работы я уже не расставался с фотокамерой. Затем судьба свела меня с Иваном Трофимовичем Ковердой, удивительным человеком, очень много знающим, творчески одаренным. Позднее нас, фотографов-любителей, объединила редакция "Тагильского рабочего", где мы учились друг у друга, приглашали известных в городе художников, интересных людей. Мои фотографии регулярно публиковали в "Тагильском рабочем" и "Тагильском металлурге", внештатным корреспондентом которых я был.
Одна из самых известных работ фотографа "Отец солдата"
Считаю, что хорошие фотоснимки рождаются тогда, когда любишь свое дело и постоянно снимаешь. Новое поколение делает упор больше на качество изображения, а не на сюжетную линию, но, по-моему, если в снимке нет идеи, то какой бы безупречный он ни был, все равно проиграет интересному сюжету.
Кнопки "шедевр" на аппарате нет
– Талантливый человек талантлив во всем, – так говорит о своем отце Сергей Рововых. – Проработав на НТМК почти 50 лет, он оставил после себя ряд рационализаторских предложений, и некоторые из них используются на производстве и по сей день. А что касается творчества, то оно не ограничивалось только фотографией. После войны отцу от родни достался трофейный аккордеон, и он самоучкой, на слух, научился играть на нем, да так, что аккомпанировал на танцах в 1950-х. А будучи в зрелом возрасте, пробовал писать стихи, и кое-что получалось.
Борис Николаевич Рововых
Мне удивительно повезло с самого рождения, так как каждый год, а то и месяц моей жизни, фиксировался на фотопленку. Это были 1960-е, большинство людей жило небогато. Роскошью считалось наличие в доме радиоприемника, а уж фототехника тем более была далеко не у каждого. Это сейчас только у ленивого нет фотоаппарата. Сегодня, перелистывая старые альбомы, я с интересом смотрю на свои снимки в разные годы и с грустью рассматриваю ушедших бабушек и прабабушек, дедов и прадедов. Не каждый может похвастаться таким сокровищем, и ценность эта год от года возрастает.
Сколько я помню отца, он никогда не расставался с фотокамерой, будь это в цехе, на городском празднике, политическом или экологическом митинге, крестном ходе, спортивном мероприятии, в поездке, на семейном торжестве, в саду.
Часто экспериментировал с оптикой и фотохимией. В то время не было электронных технологий и слово "фотошоп" никто не знал. Обработка снимков проводилась "мокрым" методом. Фотографы в прямом смысле по крупицам составляли смеси для проявки и закрепления фотопленки и фотобумаги. Отец буквально по кристаллам взвешивал реактивы. А уж процесс рождения изображения в ванночке с проявителем и вовсе носил таинственный характер. Для этого дома были созданы специальные условия: комнатушка из двух соединенных в одну кладовок. Помещение это, где располагались стол с фотоувеличителем, три ванночки с растворами, фотоаппараты и архив пленок и карточек, носило громкое название – фотолаборатория! Именно там родилось большинство шедевров. "Фотошоп" тогда был такой: во время проекции изображения на фотобумагу человек своей рукой прикрывал или, наоборот, фокусировал луч света из фотоувеличителя в нужном месте кадра.
Изменились время и технологии, фотография стала другой как в техническом плане, так и в художественном. Из роскоши фотоаппарат превратился в постоянного спутника большинства людей. Но обидно, когда видишь человека с дорогой фотокамерой на шее, который не снимает, а "шлепает фотки". Наши старые мастера, такие, как мой отец и его друзья, фотографы Иван Коверда и Юрий Смирнов, да и не только они, всегда учили думать над кадром. Не только о композиционном решении, но, прежде всего, над тем, что хотел донести автор до зрителя, о чем сказать, чем поделиться. Фотография, по их мнению, должна говорить! Думаю, есть, над чем задуматься и поучиться у "старой гвардии". Ведь, как заметил один мудрый человек, кнопки "шедевр" на аппарате нет. И, увешав себя дорогой аппаратурой, настоящим мастером фотографии не станешь. К слову, скажу, что большинство своих лучших работ отец сделал такими камерами, как "Зоркий", "Киев", "ФЭД", "Старт". Так что дело не в технике, а в человеке.
Металлург и репортер
Пять лет назад, к 80-летию Бориса Николаевича, семья подготовила для него подарок – фотоальбом "Борис Рововых. Металлург и фотограф". Здесь собраны его воспоминания, рассказы о нем друзей и близких, публикации в газетах, уникальные фотографии мастера.
И вот какими впечатлениями поделился друг семьи, ученый и фотограф Юрий Никандрович Смирнов:
– Борис Рововых, как специалист, был командирован на три года в Египет, а я чудесным образом получил "горящую" путевку по странам Средиземноморья в 24-дневном круизе. После поездок и обработки отснятого материала у нас появилась возможность сравнить полученные результаты. Я поразился снимкам Бориса Николаевича. Здесь и репортажные фотографии, и портреты египтян, и древние пирамиды – целая летопись древней страны. Притом все выполнены на высоком техническом и художественном уровне. И сделано это камерой "Зоркий" первого выпуска.
Опытные фотографы говорили, что он всегда на месте в нужный момент. Это замечательное свойство, присущее хорошему репортеру. Ведь недаром Борис Рововых имел удостоверение внештатного корреспондента газеты "Тагильский рабочий", с которой долго сотрудничал.
О Борисе Рововых можно рассказывать долго. О его работе на производстве, о заграничных командировках, о том, как им с женой Лидией удалось счастливо прожить вместе почти 60 лет... Да, много интересных фактов его биографии осталось, что называется, за кадром. И, возможно, когда-нибудь в Нижнем Тагиле будет издан каталог его снимков, из которого молодое поколение узнает о секретах мастерства старой фотогвардии.
Людмила ПОГОДИНА.
ФОТО ИЗ АРХИВА СЕМЬИ РОВОВЫХ.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 14.01.2021.