У истоков этнографического комплекса

    Среди многочисленных объектов Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал" музеи этнографического комплекса занимают особое место. Это музей истории подносного промысла и музей быта и ремесел горнозаводского населения, расположенные на одной из старейших улиц города – Тагильской. Это, можно сказать, островки дореволюционного быта, место, куда можно прийти, чтобы узнать, как жили и чем занимались тагильчане 150 лет тому назад, познакомиться с народными традициями и праздниками.

    У истоков создания этнографического комплекса стояла Тамара Николаевна Петрухина (1938-1997). Родилась она в городе Тюмени, в 1965 году окончила художественно-графический факультет Нижнетагильского педагогического института, а в 1982 году – исторический факультет этого же института. В Нижнетагильском краеведческом музее работала с 1968 по 1977 годы в разных должностях (в том числе главным хранителем), с 1981– заведующей сектором изобразительных и литературных экспозиций, с 1988 по 1993 годы – завотделом этнографии.

    Тамара Николаевна внесла огромный вклад в создание этнографического комплекса: разработала первый вариант его концепции, тематическую структуру музея истории подносного промысла, провела большую работу в архивах страны по выявлению документов об истории застройки Нижнего Тагила в XVIII– XIX веках. В период своей работы Т. Н. Петрухина практически ежегодно руководила и участвовала в этнографических экспедициях, благодаря чему в музее был собран интереснейший материал и большое количество экспонатов. Награждена знаком Министерства культуры РСФСР "За отличную работу".

    Мне в свое время посчастливилось работать с этим удивительным человеком, истинным фанатом этнографии. В начале 1970-х она была главным хранителем краеведческого музея, а я пришла в музей в конце 1970-х годов именно в отдел фондов. Когда она вступила в эту ответственную должность, в отделе работали только три человека, но постепенно, хоть и очень медленно, отдел фондов рос. Хранилище в то время располагалось в цокольном этаже дома управляющего во дворе Горсовета.

    Она старалась привить нам интерес к родному краю, его истории, этнографии. Надо сказать, что тогда очень не хватало специальной литературы, поэтому общение с опытным музейщиком и исследователем было очень ценно для нас – молодых сотрудников. Тамара Николаевна вела для нас занятия по художественной культуре, где мы знакомились с творчеством разных художников. Впоследствии у нас были подобные занятия с сотрудниками музея изобразительных искусств, это была своеобразная школа молодого музейщика.

Тамара Николаевна Петрухина

Тамара Николаевна Петрухина

    Был период, когда Тамара Николаевна уходила из музея, но музейщик – это, как говорится, диагноз, образ жизни, и она вернулась уже в новом качестве – заведующей этнографическим отделом, главной целью которого стало создание этнографического комплекса. Сейчас, работая с ее архивом, я понимаю, что лучшей кандидатуры на это место было не найти. Тамара Николаевна была ответственным человеком, имела свое мнение и умела его отстаивать. Хорошо разбиралась в людях. Я вспоминаю тот случай, когда создавался этнографический отдел в музее и набирался в него штат, она предложила мне перейти из отдела фондов научным сотрудником в этот отдел. Я тогда отказалась, потому что не мыслила себя без отдела фондов. В 2002 году я все-таки перешла научным сотрудником в этнографический комплекс и часто вспоминала Тамару Николаевну, которая еще тогда увидела во мне задатки этнографа.

    В музее в то время большое внимание уделялось экспедициям, в ходе которых собиралась информация о жителях, их занятиях, а также предметы быта и труда. Ежегодно музейные сотрудники отправлялись в разные районы города и пригорода. Люди в 70-е 80-е годы прошлого века пускали музейщиков в свои дома и охотно отдавали, в основном бесплатно, в музей разные предметы. В первую очередь в черте города обследовались улицы, где планировались дома на снос, так как шло большое строительство многоквартирных домов. Сейчас, читая ее полевые экспедиционные дневники, поражаюсь тому, как тщательно она готовилась к экспедициям, скрупулезно выспрашивала и записывала интересующие ее сведения.

    С 1973 по 1989 годы Тамара Николаевна провела и возглавила девять экспедиций, благодаря которым были собраны сотни экспонатов. Усть-Утка, Висимо-Уткинск, Большие Галашки, Черноисточинск, Анатольская, Сулем, Харенки, Ёква, Багкарка, Бызово, Новая Ляля, Сартаково, Южакова, Кайгородская, Мурзинка, Балакино, Большая и Малая Лая... Всех поселков и деревень, где побывали экспедиции, не перечислишь! И это, не считая старых улиц Тагила!

    Все экспедиции 1980-х годов имели четкое направление на сбор материалов и информации для создания музеев нового этнографического комплекса. Это прослеживается в информации полевых дневников и отчетов.

    Свои изыскания в эти годы Тамара Николаевна (экспедиция 1981 года) начала с обследования старых районов Нижнего Тагила: Выи – улицы Тагильская, Кирова, Рудянская; район Гальянки – улицы Ударная, Коммуны, Соревнований, Большая Гальянская, Малая Гальянская, Совхозная.

    Цель экспедиции была конкретная – найти типичные постройки 1-й половины-середины XIX века для будущего архитектурно-этнографического комплекса. В результате экспедиции она в отчете указывает, что "представляется возможным дом и остатки двора, находящиеся на ул. Соревнований, 12, перевезти на территорию архитектурно этнографического комплекса и восстановить утраченный крытый двор и подсарайную избу. Разобрать и перевезти колодец с постройкой с улицы Большой Гальянской на территорию архитектурно-этнографического комплекса". Тамара Николаевна сама измеряла и зарисовывала строения. Эти объекты впоследствии планировалось разместить на улице Тагильской в рамках этнографического комплекса. Они вошли в научную концепцию и проект этнографического комплекса, но, к сожалению, по ряду причин так и остались в планах.

    В 1983 году экспедиция под руководством Тамары Николаевны отправилась в сторону Висима: Черноисточинск, Висимо-Уткинск – эти поселки были наиболее изучены историками и этнографами, так как в них уже бывали музейные экспедиции в 1950-е годы. Экспедиция 1973 года обращала большее внимание на типы усадеб, жилищ, домашнюю обстановку, водоснабжение, отопление, освещение, одежду. Экспедиция 1983 года поставила главной задачей изучение домашних промыслов, которые в том районе еще сохранились, и были живы люди, которые могли рассказать о них. Также участников экспедиции интересовали не заводские занятия: земледелие, животноводство, охота, рыболовство и обычаи, связанные с ними. Во время экспедиции проходила фотофиксация и зарисовки, сбор предметов, относящихся к промыслам: инструменты, заготовки, изделия...

    В отчете на основе сведений, взятых у информаторов, Тамара Николаевна описывает занятие земледелием в этих селениях. Отмечено, что количество земли зависело от членов семьи мужского пола: на каждого наделялось по одной десятине, на женщин земля не давалась. Была собрана информация о времени вспашки, посева и уборки, о сельскохозяйственных культурах, которые сеяли в тех местах. В полевых дневниках фиксировалась вся информация от местных жителей. Например, конную сбрую жители этих селениях покупали, но сами делали "деревяги", т. е. деревянные седла, в которые клали подушки.

    Развиты были добывающие промыслы: рыболовство и охота, так как исследуемые селения находились на реке Чусовой или ее притоках.

    В дневниках подробно, с зарисовками описываются способы ловли рыбы, используемые при этом приспособления. В ходе общения с селянами выяснилось, что снасти не везде в этом районе были одинаковые. Например, на Чусовой широко применяли бредень, сак, надодну, но не знали мережу и витюль. Надодну – редкое тканое полотно, применяли вместо сети, "сак" из суровых нитей плели на шесте длиной около 3 метров, "мережа" – трехстенная сеть (две стены с большими ячейками, между ними частая), "витюль" – тип морды с крыльями из суровых ниток.

    Особо ценны записанные сведения об обработке волокнистых культур, ткачестве, покраске тканей. Для крашения применяли ольховую, "листвяную", березовую кору. В селениях были развиты ремесла по обработке дерева. Интересно, что в 1983 году в Черноисточинске продолжали делать кадки. Работали два бондаря, лучший из них, Прокопий Игнатьевич Новожилов, приехал из села Горбуново, которое славилось до революции своими бондарями. Житель Черноисточинска Н. С. Зуев подробно описал процесс изготовления граблей, коромысел, санок. Его рассказ был тщательно зафиксирован сотрудниками. В этом районе было развито плетение корзин и бельевых решёт, процесс их изготовления записали со слов З. П. Пригариной, жительницы Черноисточинска, где их плели из прутьев вересовника, молодой березы, а в деревне Сулем – из черемуховых ветвей, осины.

    Экспедиции 1984 и 1985 годов были в селения бывшей Башкарской волости (Башкарка, Новопаньшино, Бызово, Сартаково, Сарапулка, Южаково). Селения этого района располагаются в бассейне реки Нейвы, они первоначально осваивались c XVII века как земледельческие.

    В дневниках дается подробное описание высеваемых культур, сведения об обработке льна, ткачестве, в том числе изготовлении ковров, подробно о пимокатном промысле, кирпичном деле. Подробные сведения об одежде с зарисовками рубах, сарафанов. И не только указывается что носили, но и как носили. Например, есть интересная запись, что крученые пояса носила только молодежь, а пожилые, замужние и женатые – тканые пояса "на карточках". Очень много сведений по истории обследуемых селений, даются легенды их названий, бытующие у жителей.

    В экспедиции 1984 года в деревню Сартаково описан дом А. В. Авдюковой (1908 г. р.), построенный ее отцом в начале XX века: "В избе глинобитная печь, голбец, палати, неподвижные лавки, киот. Кухня отгорожена дощатой перегородкой. Первоначально она отгораживала только полку кухни. Немалый интерес представляет роспись в виде стилизованных мальв и листьев, нанесенная на верхнюю часть перегородки, голбец и несущий брус палатей. Ближе к печной трубе между потолком и несущим брусом палатей в распор поставлено своеобразное веретено с отверстием в утолщенной части. Через это отверстие протягивался очеп для зыбки. Голбец короткий, не пригодный для отдыха. В образовавшемся промежутке между задней стеной избы подвешен однорожковый чугунный рукомойник. В переднем углу висит киот для икон – очень характерная черта для селений этого края. Вдоль передней и боковой стен стоят неподвижные лавки. В углу (красном) – стол; в углу у входа параллельно русской печи – кровать. Дворовые постройки не сохранились – сожгли на дрова".

    Тамара Николаевна, основываясь на сравнении местной росписи с росписью Алапаевского района, собранной в селе Нижняя Синячиха, делает вывод, что она выполнена в манере бродячих вятских художников Мальцевых.

    Экспедиция 1986 года обследовала селения Большая и Малая Лая, Балакино. Это наименее изученный район, несмотря на свою близость к городу. Как указывает в своем отчете Тамара Николаевна, в этот район была экспедиция только в 1971 году. В село Большая Лая она ездила с экспедицией еще и в 1988 году.

    Два лайских завода в XVIII веке создавались как вспомогательные (передельные) для Нижнетагильского железоделательного и чугунолитейного заводов. Жители Балакино занимались так называемыми подзаводскими (то есть вспомогательными) работами. После закрытия Лайских заводов в начале XX века жители Большой и Малой Лаи также переключились на подзаводские работы: заготовку и перевозку дров и древесного угля. Из дневниковых записей видно, что в Большой Лае и Балакино выжег угля производился по-разному. В Большой Лае он проводился в томильных печах, а в Балакино в кученках. Причем Тамара Николаевна в своем отчете обращает внимание, что "способ выжигания угля в кучах отличается от способа, распространенного в Больших и Малых Галашках близ Висима и Висимо-Уткинска – укладка чурбаков делалась в виде трубы". Занимались в ограниченном количестве хлебопашеством: сеяли рожь, овес, пшеницу, но в основном занимались огородничеством и обработкой покосных наделов. На огородах строили овины для сушки снопов, у каждого был свой овин. Иногда строили один овин на двух хозяев. Это отмечалось в нижней части деревни. В полевом дневнике Тамары Николаевны есть рисунок овина.

    Т. Н. Петрухина указывает, что респонденты говорят о большом количестве рыбы в реках в 1-й половине XX века. Члены экспедиции узнали о новых видах приспособлений для ловли рыбы, которые раньше неизвестны были работникам музея.

    В XIX – начале XX веков в исследуемых селениях были развиты многочисленные ремесла: кузнечное, смолокурение, кирпичеделание, санное, пимокатное, гончарство, бурачное.

    Как отмечается в отчете, к 1980-м годам многие ремесла исчезли со смертью последних мастеров, владевших их секретами. И в селах и деревнях продолжали заниматься только бондарным промыслом и плетением из лозы. Экспедиция привезла заготовки для корзины: обруч черемуховый, еловый расщепленный корень, корень для заплетания обручей, корень для середыша решетки, черемуховый прут для обручей, образец расщепления елового корня.

    Также были привезены некоторые инструменты, используемые в бондарном производстве: скобель, нож для зарезки замков на обручах, киянка для насадки обручей, набойка деревянная для насадки обручей на кадку, обруч деревянный на кадку. В дневниках перечисляются инструменты, которыми работал бондарь И. М. Балабанов. Столярным делом занимались его отец и дед. Сам Иван Михайлович "бочкарил", как он говорил, в свободное время. Все инструменты делал сам. Для изготовления бочек использовал сосну, кедр и ель. Деревянные обручи он не делал, а железные брал от старых бочек.

    Материалы экспедиций Тамары Николаевны учат, как нужно подготовить полевые дневники для работы другим исследователям: на полях она отмечала темы, о которых говорилось в тексте. Это обозначение было коротким, буквально одно слово, но исследователю можно было не тратить время на чтение всего текста, тем более что дневники писали от руки (планшетов тогда не было!)

    Изучая материалы экспедиций, видим, что при схожести занятий населения – использовании их на подзаводских работах, есть отличия, обусловленные местностью и временем возникновения селений. Деревни в сторону Южаково, Мурзинки возникли раньше, чем селения на реке Лае и располагались они в более ровной местности и на берегах более крупных рек. Здесь, кроме углежжения и заготовки дров для заводов, широко занимались земледелием, сеяли и зерновые, и лен.

    Кроме экспедиционной работы и, в первую очередь, на основе ее Тамара Николаевна за годы работы в музее проводила большую экспозиционную и просветительскую работу. Вместе с научным сотрудником Ольгой Николаевной Силоновой создавала первую экспозицию музея истории подносного промысла, который открылся в 1991 году. Под ее руководством и при непосредственном участии была написана концепция историко-этнографического комплекса и тематико-экспозиционный план музея быта и ремесел. Она участвовала в работе конференций с докладами, писала статьи в газеты и журналы.

    Тамара Николаевна рано ушла из жизни. Но, несмотря на это, она внесла огромный вклад в развитие Нижнетагильского музея-заповедника, в воспитание молодых музейных сотрудников, которые потом смогли продолжить её дело, вспоминая о ней с благодарностью. И сейчас в музее хранятся научные изыскания Тамары Николаевны, её экспедиционные записи. А в коллекциях музея–заповедника – предметы, которые были собраны лично ею или экспедициями под ее руководством, являющиеся ценнейшим кладезем для исследователей этнографов и историков.

Татьяна Коваль, заведующая этнографическим отделом Нижнетагильского музея-заповедника.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №31(308) от 07.09.2017.

 

Главная страница