Тагильские музыканты - любители II пол. XIX в. - нач. XX века.

    Урал – это край, богатый музыкально – театральными традициями, и Нижний Тагил в XIX – начале XX вв. отличался интенсивной музыкальной и театральной жизнью, наряду с такими известными культурными центрами того времени как Пермь, Екатеринбург, Уфа и Челябинск.

    Общественная музыкальная жизнь (концерты, оперные спектакли) постепенно развивалась в музыкальной культуре Урала только в XIX веке, что было связано со своеобразием его исторических, социально-экономических, демографических и религиозных процессов.

    Первые сведения о публичном выступлении музыкантов в Нижнем Тагиле относятся к 1837 г., когда в мае Нижнетагильские заводы посетил цесаревич Александр Николаевич в сопровождении своего воспитателя поэта Василия Андреевича Жуковского. Это знаменательное событие было описано очевидцем, следующим образом: "Когда (Цесаревич – Т.С.) изволил войти в приготовленные для него комнаты, в то время на пруду против окон комнаты был освещен транспарант, а певчие и музыканты в катере пели и играли.". До отмены крепостного права проводником культурных влияний в Тагиле было Выйское заводское училище, где "воспитанникам" не только давали специальные знания, но и обучали их рисованию, музыке, пению. Именно поэтому в Тагиле имелись собственные певцы и музыканты из крепостных служащих, благодаря чему и смог состояться этот исторический концерт перед наследником престола.

    Вероятно, музыкальные занятия проводились в училище с первых лет его существования, хотя конкретные сведения о них относятся только к началу XIX века. Первым учителем пения в Выйском училище был служитель заводской конторы Николай Швецов. С 1806 г. он преподавал пение в училище в течение 30 лет. С 1820 г. в Выйском училище служил еще один учитель пения – крепостной Демидовых Николай Алексеевич Марченков (род. около 1790), получивший образование в Москве. Он преподавал "партесное" пение, а также служил в училище надзирателем и экономом. В 1840 – х гг. Марченков вел певческий класс в других тагильских училищах – народном и приходском. В Выйском училище занятия пением были обязательными, а занятие инструментальной музыкальной – по желанию. Учащихся привлекались к пению в церковном хоре. С 1838 по 1850 гг. в Выйском училище преподавал учитель музыки Иван Павлович Кокичев (род. около 1782 г.) – демидовский крепостной из Пермской губернии. Кокичев организовал оркестр из заводских служащих. Под его руководством действовал хор из учащихся Выйского училища и церковных певчих. В репертуар хора и оркестра были включены достаточно сложные музыкальные произведения. Например, участвуя в церемонии проведения экзаменов "воспитанников" Выйского училища в 1839 г., оркестр исполнил увертюры М. Гайдна и К. Кавоса (к опере "Казак –стихотворец"), марши, полонез и духовные сочинения (вместе с хором). Присоединение инструментов к певческим голосам при исполнении духовных песнопений подчеркивало концертный, внецерковный характер выступления.

    В оркестре И. Кокичева участвовали служитель Выйской заводской конторы Евстафий Приходкин, писец Выйского завода Козьма Шарыбин, писец канцелярии управления Нижнетагильскими заводами Яков Васильев, младший аптекарский ученик при Главной аптеке Аким Неруш, писец Выйского завода Павел Чистяков, Иван Завольский и Василий Левитский.

    Кроме хора "воспитанников" Выйского училища в Нижнем Тагиле в конце 1840 – х годов действовал заводской хор, состоящий из заводских служителей и собиравшийся по мере необходимости. Жизнь первых тагильских музыкантов – любителей складывалась по разному. Трагична судьба музыканта – служителя Акима Неруша. Он учился в Выйском училище, затем обучался аптекарскому делу при Главном госпитале. В 1842 г. его зачислили младшим аптекарем – учеником при Главной аптеке. Именно в этот период он играл в оркестре Кокичева. В 1843 г. "за неповиновение начальству и предосудительные поступки" Неруш был отправлен "в работу на золотые промысла". Три года спустя его простили и произвели в квартальные надзиратели, но через год снова разжаловали, – и так несколько раз вплоть до 1855 г., когда он был сдан в солдаты. Несмотря на то, что Неруш зачастую вел нетрезвую жизнь, его имя встречается в списках первых читателей тагильской заводской библиотеки (открыта в 1854 г.).

    В 1852-1853 учебном году должность учителя пения получил регент тагильской церкви, ученик Марченкова, Степан Овчинников. Он прослужил в Выйском училище более десяти лет, выполняя наряду с преподавательской деятельностью обязанности эконома и смотрителя училища.

    В 1862 г. в связи с преобразованием Выйского училища в реальное, преподавание пения было в нем прекращено. В 1887 г. новый директор училища Кузнецов пригласил священника Сахарова обучать учеников церковному пению. Ученический хор Выйского училища принимал участие в концертах и на рубеже XIX-XX веков.

    В конце XIX в. в Нижнем Тагиле действовал заводской оркестр, в составе которого, кроме служащих были и профессиональные музыканты.

    В 1880 - 1882 гг. заводским оркестром руководил капельмейстер Иван Фомич Гровес, направленный в Нижний Тагил по предписанию Павла Павловича Демидова.

    С конца 1880-х по середину 1890-х гг. оркестром руководил Павел Кириллович Луценко, выпускник Горнозаводского училища, сын известного архитектора; затем горный инженер Владимир Михайлович Казаринов и Иван Иванович Анненков.

    В 1895 г. заводским служащим – музыкантам было определено жалование от 10 до 15 рублей в месяц. При этом отмечалось, что участие в оркестре составляет их служебную обязанность. Дополнительно правление постановило зачислить на службу в заводах "в качестве музыкантов при заводском оркестре" семь профессионалов с окладами от 5 до 45 рублей в месяц. С 1895 г. капельмейстером заводского оркестра стал Иван Германович Тиме, бухгалтер правления Нижне-Тагильских заводов.

    В состав оркестра Тиме входили Леонид Александрович Вайсбрем (1-я скрипка); чертежник механического заведения Иван Федорович Башкиров (1-я скрипка); Константин Ефремович Хорьков (виолончель); Николай Федорович Топорков (альт) – служил у главного лесничего, в 1908 г. описал остатки свайных поселений Горбуновского торфяника; Василий Михайлович Шумлинский (контрабас); Василий Константинович Рыбаков (флейта); Степан Столбов (кларнет) – служащий Нижнетагильского завода; Григорий Дмитриевич Тарасов (1-я валторна); Василий Щеповалов (2-я валторна), служивший у господина Бурковского; Матвей Николаевич Гейзик (тромбон). Состав оркестра менялся. В 1897 г. в оркестре участвовали Савельев, Теплоухов, Чернецов, Фотьев, Жданов, Вайсерман, Н. Иванов, Кац, Докудов, Трубачев, Вайсбрем, Тиме И.Г.

    Нижнетагильский заводской оркестр получил известность в других городах Урала. В 1898 г. оркестр был приглашен на знаменитую Ирбитскую ярмарку. В гастролях 1898 г. принимали участие капельмейстер Иван Германович Тиме, Франц Францевич Бульва, Павел Никифорович Савельев, Соломон Моисеевич Кац, Василий Николаевич Шустер, Василий Григорьевич Чернецов, Михаил Васильевич Жданов, Николай Николаевич Шустер, Илья Афанасьевич Оборин, Александр Николаевич Васильев.

    В Нижнем Тагиле оркестр регулярно играл в клубе ("заводском собрании служащих"), обслуживал заводские праздники, участвовал в спектаклях заводского театра, летом играл в саду. В нач. 1890-х гг. были определены правила, согласно которым оркестр играл в "заводском собрании служащих" два раза в неделю в течение всего года, за исключением периода с 1 мая по 1 сентября и с 1 февраля по 1 марта. На праздниках Рождества, Масленицы и Пасхи оркестр должен был играть большее число раз в неделю по требованию Совета старшин "заводского собрания" – при условии, если оркестр был свободен. Дни игры в клубе (собрании служащих) были установлены на весь год. В собрании служащих на видном месте вывешивалось отпечатанное расписание танцев. За пользование оркестром Совет старшин Заводского собрания платил заводоуправлению одну тысячу рублей в год.

    Порядок танцев на вечерах в "заводском собрании" был следующим: первым танцем был вальс, затем кадриль с фигурами, затем опять вальс, вновь кадриль с фигурами, полька, венский вальс, вновь кадриль с фигурами, затем опять полька, и, наконец, кадриль – монстр, которая продолжалась не более 1 часа с перерывами. Каждый танец продолжался не более 15 минут, так же как и перерыв между танцами. Выбор нот для танцев предоставлялся капельмейстеру. Перед кадрилью обязательно давалась одна ритурнель (инструментальное вступление перед началом танца) и через пять минут начиналась кадриль. Кадриль – монстр и простая кадриль заканчивались по сигналу дирижера танцев, остальные танцы заканчивались постепенным замедление игры по истечении установленных 15 минут. Оркестр обязан был являться в назначенные для танцев дни в 9-30 вечера и играть до 2-30 ночи, а во время балов и маскарадов по требованию старшин клуба играл до 4–х часов утра. Когда в Заводском собрании устраивали детские вечера время игры оркестра было определено с 7 часов вечера до 12 часов ночи. Представление о репертуаре заводского оркестра в 1890-1900 гг. дает программа спектакля "Столичный воздух" (комедия Блументаля и Кадельберга) от 8 декабря 1896 г.: исполнялись торжественный марш, ария из оперы "Индр" Флотова, увертюра "Маритана" Верди, увертюра–хор из оперы "Трубадур" Верди, гопак "Курьерский поезд" Бауэра. Дирижировал И.Г.Тиме.

    В мае 1898 г. заводской оркестр под управлением И.Г. Тиме был распущен. Но вскоре он вновь возродился под названием "оркестра бальной музыки". Благодаря сохранившимся театральным программам можно установить фамилии его руководителей – Г. Савельев (с 1898 по 1899 гг.), Каштанов (с 1899 по 1900 гг.), П. Савельев (с 1902 по 1903 гг.), скрипач Дормидонтов (1909 г.).

    "Оркестр бальной музыки" действовал при заводском театре. В его составе числились 20 человек: это 1-я скрипка – Борис Федорович Мельников (известный музыкант–любитель, о котором более подробно будет рассказано далее), альт – Н.С. Смехов, контрабас – Муровцев, труба – Петухов (рабочий), флейта – А.И. Панкин, кларнет – Зашихин, тромбон – Оборин (из солдат), барабан – Горелов, на шумовых инструментах – Ф. Волков. Репертуар оркестра составляли марши, вальсы, попурри и все бальные танцы того времени. Оркестр исполнял "Турецкий марш" В. Моцарта, попурри "Железная дорога", увертюру "Люшпиль" и увертюру "Любовь и родина". В сопровождении оркестра бальных танцев в заводском театре были показаны сцены из опер "Аида" Дж. Верди, "Кармен" Ж. Бизе, "Жизнь за царя" М.И. Глинки, "Евгений Онегин" П.И. Чайковского, "Демон" А.Г. Рубинштейна, "Русалка" А.С. Даргомыжского. 2 января 1902 г. в заводском театре была поставлена опера "Аскольдова могила" А.Н. Верстовского.

    В 1902 г. в Тагиле был организован духовой оркестр в составе 20 человек, в основном, студентов горнозаводского училища. Руководителем духового оркестра был Михаил Александрович Рябов, служащий Нижнетагильского завода. На трубах играли М.А. Рябов, Мигрин, С. Печатальщиков, Великанов, Клоков, на флейте – С. Горшков, П.Ф. Волосков, на кларнете – Зашихин, на валторнах – С. Бредихин и Д. Горелов, на альтах – Б.Ф. Мельников, на геликон – басе – В.М. Горелов, на тромбоне – М. Субботин, на барабанах – Горелов и В. Васильев, на ударных инструментах – Ф. Волков. Духовой оркестр выступал на концертах, во время прогулки по заводскому пруду. Репертуар духового оркестра был самый разнообразный: военные марши, вальсы, попурри, "малороссийская думка", увертюры и бальные танцы. Во время революционных событий 1905-1906 гг. оркестр исполнял "Марсельезу" и "Варшавянку". Оркестр пользовался большой славой во всей округе Нижнетагильских заводов. В 1910-1916 гг. М.А. Рябов стал дирижером оркестра заводского театра. Его жена Дарья Ионовна Рябова была известной актрисой – любительницей, играла в спектаклях заводского театра. После русско-японской войны в Нижнем Тагиле был размещен Псковский полк, и в клубе, заводском театре и летнем саду играл военный духовой оркестр под управлением капельмейстера Соломко. Репертуар военного оркестра был самый разнообразный – от воинских маршей до классических увертюр и оперетт. На афише спектакля "Бесприданница" А.Н. Островского (заводской театр, 14 ноября 1914 г.) есть указание, что во время антрактов играл духовой оркестр под управлением Е. Шульца. Подробными сведениями именно об этом оркестре и капельмейстере мы не располагаем.

    Замечательный русский музыкант, исполнитель и композитор Василий Васильевич Андреев создал в 1888 г. первый в России оркестр русских народных инструментов, стал первым композитором для него. Оркестр имел огромный успех в Англии, Франции, Германии, Америке. Оркестры андреевского стиля стали создаваться как в России, так и за рубежом. Для нас представляет интерес тот факт, что сподвижником В.В. Андреева был музыкант-любитель Николай Иванович Привалов (1868–1926), родившийся в Нижнем Тагиле, в семье служащего, бывшего крепостного Демидовых. Биография Привалова написана тагильским краеведом В. Кокуркиным. В девятилетнем возрасте родители увезли его в Петербург, где он окончил Горный институт (1895 г.), затем археологический институт (1903 г.). В течение пятидесяти лет Привалов служил в оркестре В.В. Андреева, являясь одновременно руководителем и дирижером не менее известного в столице любительского "великорусского" оркестра (численностью до 70 человек). Привалов был директором бесплатных музыкальных курсов при Народном Доме для рабочих петербургских заводов (1902–1917 гг.), читал лекции по истории песенного фольклора в археологическом институте и преподавал русскую народную музыку в Петербургском коммерческом училище. Привалов был избран действительным членом музыкально – этнографической комиссии при Московском университете, действительным членом археологического общества. Н.И. Привалов написал оперу "На Волге" (1902 г.), в основу сюжета которой лег эпизод из народной легенды о Ермаке. Музыкальный язык оперы – народные темы, обработанные для оркестра балалаек, домр, гуслей. Среди произведений Привалова – музыка к драматическим сценам "Илья Муромец", "Скоморохова жена". Привалов переложил для большого струнного оркестра оперы "Жизнь за царя" М.И. Глинки, "Вильгельм Телль" Д. Россини и др. Основной задачей его деятельности была пропаганда русской народной песни. Оркестр Привалова выступал с известной русской певицей М.И. Горленко-Долиной ("Вечера русской песни" (1907 г), "Славянские концерты" (1909 г), "Европейская песня" (1914-1916гг)). Музыкальное творчество у Привалова сочеталось с производственной деятельностью. В 1893 – 1894 гг. Привалов проходил практику на Урале, занимался поиском железных руд в Кушве, на горе Благодать. С 1895 г. Привалов работал в бессемеровском цехе Путиловского завода помощником мастера, позже – начальником цеха, с 1897 г. служил в инспекции Северного горного округа. С 1911 г. он занимал должность окружного инженера Петербургского горного округа. Со службы он уволился в 1919 г. и полностью отдался занятиям музыкой – был назначен деканом факультета искусств и профессором народного университета в городе Прилуки Полтавской губернии. Затем Привалов работал в Одессе в артистических группировках, выступавших перед рабочими коллективами и воинскими частями Южного фронта. Позже он был назначен проректором и профессором Одесской консерватории. В 1923-1925 гг. Н.И. Привалов заведовал музыкальным техникумом в Ленинграде. Жизнь Николая Ивановича Привалова является образцом неустанного труда, примером воплощенной в реальность энергии творческого потенциала. Трудно не удивляться как можно было справляться со столь разнообразными и многочисленными видами деятельности одновременно, творить и исполнять свои служебные обязанности, не бросать инженерную профессию. Н.И. Привалов внес огромный вклад в становление русского народного творчества. Тагильчане чтут память о своем знаменитом земляке. Хотя деятельность Привалова напрямую не была связана с Нижним Тагилом, эхом "великорусских" оркестров В.В. Андреева и Н.И. Привалова отозвалось создание в начале XX века тагильских струнных оркестров андреевского стиля.

    В 1901 г. был организован один из первых в провинции балалаечный оркестр под управлением Бориса Федоровича Мельникова. Участниками оркестра были учащиеся Горнозаводского училища. Вначале оркестр состоял из балалаек, мандолин и гитар.

    В 1902-1903 гг. из Петербурга были получены ноты произведений В.В. Андреева, Н.И. Привалова и Насонова для балалаечного оркестра, а также полный комплект инструментов – домры, балалайки и гудок В составе оркестра насчитывалось десять музыкантов. Сам Борис Федорович Мельников играл на мандолине. Репертуар оркестра был типичен для балалаечных оркестров: "Полянка" Н.И. Привалова, "Светит месяц", вальс В.В. Андреева, вальс "Над волнами" и другие произведения.

    Музыкант–любитель Борис Федорович Мельников (30.01.1885 – 05.01.1969 г., Москва) внес большой вклад в развитие музыкальной культуры Нижнего Тагила. Он родился в заводском поселке Билимбаевского чугунолитейного завода Екатеринбургского уезда. Его дед был крепостным, отец – земским оспопрививателем, за приготовление оспенного детрита получил золотую медаль и похвальный лист на Нижегородской и Екатеринбургской промышленных выставках. Мать Мельникова была учительницей. Б.Ф. Мельников закончил начальную школу в Билимбае и Екатеринбургское училище. Там он учился вместе с будущими музыкантами-любителями Н.С. Смеховым, В.С. Гореловым и Н.С. Изможеровым. После окончания училища в 1905 г. Борис Федорович проходил производственную практику в кузнечно-котельном цехе Нижнетагильского завода. Получив в 1906 г. аттестат горнозаводского училища, он был назначен "уставщиком" (мастером) котельно-мостового цеха, по совместительству выполняя должность "уставщика" цеха рельсовых скреплений Нижнетагильского завода. В 1909 г. Мельников приехал в Пермь, затем в 1911 г. – в Петербург, где поступил работать на Невский судостроительный завод заместителем начальника железо-судостроительной мастерской. В 1913 г. Мельников служил в Петербургской земской управе, где занимался переоценкой Путиловского завода. В эти годы Мельников участвовал в оркестре Привалова в годы первой мировой войны Мельников служил в Главном артиллерийском управлении. После октябрьской революции Борис Федорович участвовал в строительстве "Днепрогэса", Сталинградского, Харьковского и Челябинского тракторных заводов, занимался оборудованием строящегося гидроэнергостанций "Свирьстрой", "Фирчинстрой", "ХромГЭС" и др., в 1944-1949 гг. строил Воронежский и Кременчугский мостовые заводы. Мельников награжден медалями "За победу над Германией" и "За трудовую доблесть".

    Живя в Нижнем Тагиле, Борис Федорович Мельников участвовал и в любительском камерном квартете, организованном в 1904-1905 гг. В состав квартета входили: 1-я скрипка А.М.Ващенко, сын местного нотариуса, любитель-фотограф, иногда его заменял Коровин; 2-я скрипка – Б.В. Мельников, служивший в это время "уставщиком" кузнечно-котельного цеха; альт – П.Т. Козьмин, служащий управления Демидова, заменял Н.С. Смехов; и виолончель – А.П. Петров, заведующий центральной химической лабораторией Тагильского округа. Исполнялись квартеты Гайдна, Генделя, Бетховена, части квартетов Чайковского, музыка Баха. Квартет выступал на любительских концертах в театре, а репетировали на квартирах участников квартета, выступали и как солисты, а так же в дуэтах и трио.

    В Нижнем Тагиле действовал еще один "великорусский" оркестр, но некоторые сведения о нем противоречивы. Оркестр русских народных инструментов андреевского состава был создан в 1909 г. в Нижем Тагиле. В 1911–1912 гг. оркестр выступал в перерывах между сеансами в фойе кинематографа "Иллюзия". Репертуар составляли обработки русских народных песен, вальсы, польки, марши. По сведениям педагога нижнетагильского музыкального училища М.Ю. Петрова, оркестром руководили Михаил Иванович Ильин, юрист по образованию, родом из Висимо-Уткинска, и Епифан Иванович Катаев (1880–е – 1915), выходец из Висима, продавец Московско-Варшавского магазина промышленных товаров купца III гильдии Уткина. По вспоминанием тагильского краеведа Александра Федуловича Кожевникова (1897–1980), участника оркестра, руководителем в оркестре был пианист Попов, а репетиции оркестра проводились в доме Панкратовых по ул. Фокинская (ныне – Передовая). Оркестр действовал до 1914 г. Участниками оркестра была молодежь – учащиеся горнозаводского училища, служащие. В 1914 г. в числе оркестрантов были А.Ф. Кожевников, Михаил Иванович Проскуряков, Сергей Георгиевич Пелевин, Лопатин, Алексей Андреевич Алемасов.

    С января 1916 г. в Нижнем Тагиле начало свою деятельность общество "Народный Дом", при нем был создан еще один "великорусский" оркестр, в составе оркестра было 25 человек из числа рабочей молодежи. Дирижировали оркестром в разное время Федор Бушин, Голубев, Т.Г. Криворучкин.

    В магазине "Циммерман" в Екатеринбурге были закуплены инструменты: 2 контрабаса, 2 баса, 2 альта, 2 секунды, 2 примы, 2 пикколо, 2 мандолы, 2 или 3 мандолины, несколько домр. Участники оркестра приносили и свои собственные инструменты (балалайки, мандолины, гитары). Музыкальные произведения разучивались оркестрами по цифровым нотам (система Андреева) или подбирались для каждого инструмента руководителем. Участники оркестра занимались музыкой с большим интересом. Репетиции оркестра проходили регулярно один или два раза в неделю. Дисциплина в оркестре была строгая. Репетиции проводились в разных помещения: Купеческий клуб, дом Т.Г. Криворучкина на Висимо-Уткинском тракте, Ключевская школа, Выйское волостное правление.

    Зимой 1917 г. оркестр выезжал с концертами в Черноисточинский завод. Активными участниками оркестра "Народного Дома" были: Д.А. Краснобаев, Ф. Бушин, Т.Г. Криворучкин, Голубев, Зубрилов, Теленкова, Никита Бессольников, М. Журавлева, А. Оплетин, М. Спасибко, И. Шмаков, Коряков, Т.Ф. Щелупинин.

    Музыкальные кружки стали создаваться во всех районах Тагила – на Ключах, на Вые, в Заречном и Железнодорожном районах. Кроме участников музыкальных объединений на концертах в "Народном Доме" часто выступали музыканты – любители. Среди них встречались целые семьи, – например, семья Долгих – отец с сыном и дочерью, составлявшие трио (две скрипки и виолончель). Отец – Долгих работал столяром в модельном цехе Нижнетагильского завода.

    Заметное место в музыкальной жизни Нижнего Тагила начале 1900–х гг. занимали певческие коллективы – светские и духовные хоры. Среди них был смешанный певческий хор из учащихся женской гимназии и горнозаводского училища под управлением П.Т. Кузьминых, музыканта – любителя, большого знатока хорового пения. Этот хор часто выступал как на ученических концертах, так и на концертах в заводском театре. В этом хоре часто участвовал и Б.Ф. Мельников (пел баритоном). Репертуар хора составляли русские народные песни и хоры из опер русских композиторов (по сборнику Карасева).

    25 апреля 1904 г. в заводском театре был устроен большой концерт по случаю приезда в Тагил артистки русской оперы Н.П. Лузиной – Горяевой. Она исполнила арию из оперы Сен – Санса "Самсон и Далила". В этом концерте принимали участие тагильские музыканты – любители и хор под управлением П.Т. Кузьмина. В программе концерта значились: "Сторона ль, сторонушка" (хор из оперы "Нижегородцы" Э.Ф. Направника); заздравный хор из оперы А.С. Даргомыжского "Русалочка"; "Мы дружно на врагов" (хорватская песня); хор "Разгулялася, разливалася" ("Не о том скорблю, подруженьки") из оперы "Жизнь за царя" М.И. Глинки – исполнили М.М. Миславская и женский хор; хор "В гриднице" из оперы "Рогнеда" А.Н. Серова; хор "Дела давно минувших дней" из оперы "Руслан и Людмила" М.И. Глинки в исполнении М.М. Миславской, В.С. Шаньгина, А.А. Миславского и хора; русская народная песня "Слава"; "Многие лета" Гинцбурга. Бас А.А. Миславский исполнил романс П.И. Чайковского "Благословляю Вас, леса" и Д. Россини "У креста". Соло на скрипке исполняли П.Д. Савельев, руководитель оркестра бальных танцев. Квартет "Боже, люби царя" из оперы "Жизнь за царя" М.И. Глинки прозвучал в исполнении вокалистов М.М. Миславской, Д.В. Паужиной, П.Т. Кузьмина, А.А. Миславского. Аккомпанировали участникам концерта тагильские пианистки А.К. Мотылева, М.Л. Петрова и М.К. Ратомская.

    Духовным хором при Введенской церкви руководил Н.С. Смехов. В этом хоре принимали участие музыканты–любители. Среди них были студент духовной академии Каптерев, служащий железной дороги Е.А. Калугин (тенор), Лампадов (бас – октава), Л.В. Некрасов (тенор), М.А. Столяров. Хор исполнял сложные произведения духовной музыки: концерты Д.С. Бортнянского, А.Т. Гречанинова, П.И. Чайковского.

    16 января 1900 г. во время представления народной драмы "Из темного угла" любительский хор под управлением Е.Л. Куляшева исполняя песни "Волга – реченька глубока", "Богачу – дураку", "Лучинушка", "При долинушке стояла", "Вдоль да по речке", "Хорошо было детинушке", "Дубинушка", "Ночь тиха".

    Развитие хорового пения в Нижнем Тагиле в 1900 – е гг. было связано с активным развитием народно – певческого дела вообще на Урале, чему в немалой степени способствовала деятельность курсов регента Ф.С. Узких в Екатеринбурге и А.Д. Городцева в Перми.

    На рубеже XIX–XX вв. в Нижнем Тагиле появились талантливые музыканты –любители: певцы и инструменталисты, постоянные участники концертов и литературно – музыкальных вечеров в Собрании служащих Нижнетагильских заводов. К ним относилась семья Петровых: А.Л. Петров, главный химик центральной лаборатории и его сестра пианистка М.Л. Петрова; актер – любитель заводского театра и певец К.К. Лоханин; пианистка Е.А. Иванова; служащий железной дороги Е.А. Калугин; пианистки Харитонова, О.А. Волкова и Е. Бурдакова; инженер Горяев; вокалисты Кузнецов, Столяров; семья Миславских: бас А.А. Миславский, сын известного врача-окулиста и его жена вокалистка М. Миславская. На музыкально-литературных вечерах выступали чтецы: Г.А. Панкина (актриса–любительница заводского театра), А.Г. Далечин (актер и режиссер заводского театра), врач К.М. Петров, В. Шминке, А. Медведев, А.Т. Федосеева, Л.П. Лилина и др.

    Сохранилось несколько программ литературно-музыкальных вечеров в Собрании служащих Нижне-Тагильских заводов в заводском театре, благодаря которым можно выявить имена участников музыкальной самодеятельности и получить представление об их репертуаре.

    Так, 17 января 1902 г. в Собрании служащих был дан литературно-музыкальный вечер, где В.В. Тиме исполнил романс Кюнена "Слеза", Катаев – "Звезда вечерняя" из оперы "Тангейзер" Вагнера. Отрывок из поэмы Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" прочла Л.А. Попова, а стихотворение Некрасова "Огородник" – известный актер и режиссер любительского заводского театра А.И. Боташев. В концерте прозвучала "Песня без слов" П.И. Чайковского в исполнении М.О. Гедговд и М.Ф. Фаворского. Романс Клемма "Осень" исполнил Л.В. Дорнбуш, романс Тости "Воспоминание" – В.С. Шаньгин, дуэт "Колыбельная песня" М.И. Глинки – В.В. Тиме и В.С. Шаньгин. 14 февраля 1902 г. во втором отделении на литературно – музыкальном вечере в исполнении пианистки А.Ф. Зильбер прозвучала шестая часть симфонии Бетховена, романс "Виют витры" исполнил А.Д. Чистяков, дуэт "Сосна и пальма" Дерфельда исполнили А.Д. Чистяков, Л.А. Катаев, аккомпанировала Н.Я. Попова. Музыканты – любители выступали с разнохарактерными номерами. Так, в программе вечера 3 мая 1906 г. прозвучали романсы "Вьется ласточка" Гурилева, трио "Северная звезда" М.И. Глинки, хор "Не проснется птичка утром" из оперы "Руслан и Людмила" М.И. Глинки в исполнении хора под управлением Н.С. Смехова, романс П.И. Чайковского "Ночи безумные", марш на двух мандолинах и гитаре (Б.Ф. Мельников, Фирсов, Голенев), фантазия для фортепиано (Торговский), трио для двух скрипок и фортепиано (Коровин, А.М. Ващенко, Е. Бурдакова), соло на флейте (Панкин), струнный квартет Фолькмауэра, а также пять выступлений со стихами и рассказами. На вечере 1 октября 1907 г. выступили оркестр балалаечников, оркестр бальных танцев, а также певцы, скрипачи, пианисты. Исполнялись романсы М.И. Глинки и Ф. Шуберта, арии из опер Ш. Гуно, Ф. Галеви, А.С. Даргомыжского и салонный репертуар.

    В собрании заводских служащих устраивались и тематические литературные ученические вечера, например, к 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина, а также балы и маскарады. Интересна по содержанию программа литературно-музыкального вечера в Собрании служащих 25 февраля 1917 г. Репертуар наглядно показывает высокий уровень искусства тагильских музыкантов-любителей, насколько сложными были исполняемые произведения.

    В исполнении оркестра бальной музыки прозвучали произведения "Красный мак", "№47 антракт", "Антракт №46". Оркестр балалаечников сыграл вальс "Шантеклер". В исполнении ансамбля камерной музыки прозвучали "Жаворонок" М.И. Глинки, "Лебединая песнь" Ф. Шуберта, "Траурный марш" Ф. Шопена, "Ave Maria". Л.Н. Сенокосов исполнил арию "Близко города Славянска" из оперы "Аскольдова могила" А.Н. Верстовского, романс "Ночевала тучка золотая" исполнили Л.Г. Опарин, Л.С. Зубрилов, В.А. Красновская.

    Гастроли профессиональных певцов и музыкантов имели большое значение для повышения уровня музыкальной культуры населения Нижнего Тагила в целом, и для музыкантов–любителей в особенности.

    В 1874 г. в Нижнем Тагиле состоялись концерты известной русской певицы Д. М. Леоновой, солистки Императорских театров, совершавшей большую гастрольную поездку по России, а в 1904 г. – концерт артистки русской оперы Н.П. Лузиной-Горяевой. В 1894 г. в Собрании служащих Нижнетагильских заводов выступали приезжие оперные актрисы Егизарова и Карпова. В 1900 – х гг. на роль Мельника в опере А.С. Даргомыжского "Русалка" (постановка заводского театра) был приглашен оперный певец из Перми Альтшулер.

    В нач. XX в. в Нижнем Тагиле гастролировали проездом – из Екатеринбурга в Пермь и обратно – труппы оперные и драматические. В 1900 – е гг. в Тагил приезжала труппа "малорусских" артистов под управлением Ф.А. Хмары. На сцене Нижнетагильского заводского театра приезжие труппы ставили оперетты "Гейша" С. Джонса, "Корневильские колокола" Р. Планкетта, "Цыганский барон" И. Штрауса, "Запорожец за Дунаем" С.С. Гулак–Артемовского, "Лиса Патрикеевна" (автора установить не удалось). Неоднократно Тагил посещал хор известной певческой капеллы Агренева – Славянского. Приезжали в Тагил негр – скрипач Брандис и гармонист–виртуоз Петр Невский, который играл на десяти гармошках разной величины. В конце XIX – начале XX вв. приезжали на гастроли выдающиеся представители русского драматического искусства – актрисы Малого театра Г.Н. Федотова и А.А. Яблочкина, известный актер – трагик В.В. Чарский, В.Н. Давыдов, К.А. Варламов. Побывали с гастролями в Н. Тагиле драматические труппы Медведева и Строева из Екатеринбурга, труппа братьев Адельгейм.

    Любительская музыкальная деятельность уральской интеллигенции, вплоть до начала XX в. играла решающую роль в развитии всех основных сфер музыкальной культуры края. Благодаря любителям в городах и поселках Урала, в том числе и в Нижнем Тагиле, зародилась общественная концертная жизнь.

    Участниками тагильской музыкальной самодеятельности в конце XIX – начале XX вв. были представители разных слоев населения, среди которых, безусловно, преобладала интеллигенция. Представители интеллигенции занимали лидирующее положение в организации различных форм общественной музыкальной жизни.

    Значительный вклад в развитие культуры Урала, воспитание музыкально –творческих сил и слушательской аудитории вносили местные учебные заведения. В Нижнем Тагиле это было Выйское заводское (позже горнозаводское) училище. Велика роль Выйского училища в развитии музыкальной культуры населения Нижнего Тагила в I половине XIX в. и воспитании будущих музыкантов – любителей.

    Во II половине XIX – начале XX вв. среди музыкантов – любителей было много студентов и выпускников Горнозаводского училища. Рабочие составляли небольшой процент участников музыкальной самодеятельности. В этом отношении исключение представляли музыкальные кружки Выйского народного театра (малороссийский хор и др.) и общества "Народный Дом" (великорусский оркестр и др.)

    К началу XX в. завершилась интеграция Урала в общероссийское концертно–театральное пространство. Нижний Тагил, как и другие города Урала, охотно посещали оперные труппы русских антрепренеров и отдельных исполнителей.

    Музыканты – любители сыграли большую роль в приобщении населения Нижнего Тагила конца XIX – начала XX вв. к музыкальному искусству. Уровень творчества тагильских музыкантов – любителей был достаточно высоким. Выступления оркестров (заводского, бальных танцев, духового, великорусских), певцов и инструменталистов были вполне профессиональными.

    Своим творчеством тагильские музыканты – любители внесли большой вклад в развитие музыкальной культуры Урала. Тагильская дореволюционная музыкальная самодеятельность – это незабываемая яркая страница истории культуры нашего города.

Список литературы

    1. Переписка по вопросу театра и о сдаче его в аренду, и об оркестре. –Государственный архив Свердловской области (далее ГАСО). Ф. 643. Оп. 1. Д. 2352.

    2. Мельников Б.Ф. Воспоминания о театральной жизни Н. Тагила в 1900-1909 гг. 5 декабря 1962 г. (рукопись). – Архив Нижнетагильского музея – заповедника "Горнозаводскоой Урал" (далее – НТМЗ). Ф. 7. Оп. 3. Д. 7.

    3. Воспоминания тагильчанина, участника оркестра "Народного Дома", о истории Нижнетагильского "Народного Дома". Май 1962 г. (рукопись) – НТГМЗ. Ф. 7. Оп. 3. Д. 6.

    4. Коллекция материалов о деятельности Нижнетагильского заводского театра, составленного А.И. Боташевым (1860–1920 гг.). – ОДААНТ. Ф. 303–ф. Оп. 1. Д. 1–62.

    5. Программы литературно - музыкальных вечеров и афиши заводского театра. Кон. 19 - нач. 20 вв.– Коллекция письменных источников Нижнетагильского музея –заповедника "Горнозаводской Урал". ТМ – 3109–1–76

    6. Фотографии по истории музыкальной самодеятельности – Коллекция фотографий НТМЗ, ФТМ – 1005, 1044, 2849, 6290, 6377, 7338, ФНВ – 21669

    7. Манжора Б.Г. Страницы из музыкального прошлого Нижнего Тагила// Из музыкального прошлого. Т 2.– М., 1965.– С. 115–140.

    8. Мельников Б. Первые мелодии // Тагильский рабочий.– 1963. – 18 авг.

    9. Кокуркин В. Имя его получило известность// Тагильский рабочий.– 1986. – 3 окт.

    10. Петров М. Музыкальная душа народа// Тагильский рабочий.– 1986. – 23 янв.

    11. Иванова Л. Старые афиши// Тагильский рабочий.– 1986. – 25 март.

    12. С.Е.Беляев. Из музыкального прошлого Урала (XVIII– нач. XX вв.)// Очерки истории Урала.– Вып. 6.– Екатеринбург, 1999

Т.В. Смирнова.

Главная страница