Из прошлого Нижнего Тагила
В 1913 году на Тагильском заводе была оборудована новая более мощная электростанция с новыми паровыми котлами.
Это было связано с вступлением Демидова в "Русско-Бельгийское анонимное акционерное общество". С постройкой на Тагильском заводе новой мощной электростанции с генераторами "Браун-Бовери" были проложены электрические линии и оборудованы понизительные подстанции с 5500 на 550 на ВЖР, Выйском медеплавильном заводе, Лебяжинском руднике, а также проложены электролинии на Тагильские платиновые прииски. Паровые котлы новой станции были переведены на пылевидное топливо.
Вместо старого, писклявого заводского гудка был установлен новый гудок низкого, баритонального тона. Слышно его было и на далёких окраинах тогдашнего заводского поселка. По нему начинался рабочий день. Начало и конец дневной смены. Он как вечевой колокол древнего Новгорода извещал о каких-то событиях, он поднимал тревогу. Гудок этот поднял на ноги жителей Тагила среди дня 1918 года при налёте на станцию Тагил мятежников Невьянска.
27 января 1924 года гудок звучал, меняя силу звука, пять минут при траурном митинге на площади горсовета во время похорон В.И. Ленина. Он же поднял тревогу в июле 1927 года при аварии на заводской плотине.
По чьей воле он замолчал? Звук его даже не записан на плёнку в память об историческом прошлом одного из первенцев металлургии России. Где он сейчас? Что с ним? Кому и кем продан?
Старая электростанция с паровыми котлами Шухова была использована для отопления некоторых цехов и конторы завода, мастерской электроцеха, медпункта.
Начальником новой электростанции был инженер-электрик Сенокосов. Уставщиком (мастером) Зубрицкий Павел Аполлинариевич, электриками – братья Монокины.
По проектам акционерного общества из "Большой красной ямы" ВЖР должна была быть проложена на металлических опорах на рудную эстакаду Нижнетагильского завода подвесная канатная дорожка, но... Империалистическая война и октябрьская революция не дали осуществить до конца этот проект. Дорожка эта была демонтирована в 1920 году. Подрядчиком по демонтажу был Бушуев Кузьма Меркурьевич за пятьдесят пудов муки (по рассказам его пасынка Ивойлова Николая Ивановича). Канатная дорога была передана на Гороблагодатский рудник.
По этой же причине не была закончена постройка подъемника Бремсберга из Большой выработки (Красной ямы) на рудную эстакаду. Закончили и пустили его уже в 1923 году силами рудника.
На Лебяжинском руднике в Южной выработке предполагалось устроить подъемник, для чего была построена тяговая станция – подъемник, от которой для двухколейной дорожки были сооружены опоры и настил. Этот подъемник был закончен и пущен в 1926 году.
16 февраля 1992 года
И.А.ОРЛОВ.