Псевдонимы разгадал слесарь Черных

(Интересные встречи)

    Законоучитель таганрогской гимназии отец Покровский имел обыкновение шутливо переиначивать фамилии учеников. Одного из них он звал Антошей Чехонте. Спустя время эта подпись появилась под первыми произведениями молодого Чехова.

    Гимназиста А. Гриневского друзья в узком кругу звали Грин. Впоследствии прозвище это стало постоянной литературной фамилией автора "Алых парусов".

    О происхождении псевдонимов, их истории, способах образования рассказано в книге В.Г. Дмитриева "Скрывшие свое имя". Во введении к ней говорится об огромной работе библиографов, раскрывших и раскрывающих неизвестные до сей поры псевдонимы. Сказано там, в частности, что труд известного советского библиографа И.Ф. Масанова, собравшего свыше 30 тысяч псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей, продолжает С.Я. Черных.

    Последний, четвертый том словаря Масанова вышел в 1960 году, а самый плодовитый корреспондент его С.Я. Черных расшифровал уже более 20 тысяч псевдонимов. И этот гигантский труд проделал слесарь металлургического комбината.

    ...Небольшая квартира на окраине Нижнего Тагила. Её гостеприимный хозяин С. Черных извиняется за беспорядок, царящий в рабочей комнате: на полу множество ящиков картотеки, на столе, – книги, письма, документы. Степан Яковлевич садится за пишущую машинку и, по-уральски окая, произносит:

    – Сейчас я вот достукаю письмо однополчанам.

    Правая стена комнаты полностью занята книгами. В основном, это справочная литература: многотомные энциклопедии, словари, библиография.

    Множество справочной литературы необходимо библиографу, чтобы убедиться в правильности разгадки псевдонима. Ведь причины, по которым автор его выбирает, бывают самыми различными. Иногда это стремление подчеркнуть свою национальность – Леся Украинка (Лариса Косач). Порой псевдонимом становилась фамилия родственников автора. Поэтесса Анна Горенко, по мужу Гумилева, вошла в литературу не под этими фамилиями. Она избрала бабушкину – Ахматова. Поэт Игорь Северянин (настоящая его фамилия Лотарев), прежде чем принять это литературное имя, подписывался Мимоза. Это известные примеры. А вот в ящиках картотеки, хранящих 20 тысяч разгадок, есть наверное, что-то новенькое. Степан Яковлевич предлагает взять карточку наугад, из любого ящика. Беру. Читаю: "П.П. Бажов – псевдоним Чипонев". Хозяин квартиры улыбается мне и говорит: "Вот удача, так удача! Ведь именно с Павла Петровича Бажова и началась моя работа по разгадке псевдонимов".

    Тогда в пятидесятые годы, попался ему в руки словарь псевдонимов Масанова, и против фамилии Бажов он не увидел известные ему псевдонимы Старозаводский и Колдунков. Под свои очерки о жизни уральских рабочих писатель ставил подпись Старозаводский, а первые сказы подписывал сказочным именем – Колдунков. Но вот, читая уральские журналы 30-х годов, Черных встретил фамилию Чипонев. Этот автор критических статей о творчестве молодых обладал знакомой образностью и выразительностью. Интуиция подсказывала, что это Бажов.

    Начались поиски. При более тщательном знакомство с биографией писателя выяснилось, что Бажов, работая в журналах "Рост" и "Штурм", занимался критический разбором творчество молодых авторов. Нашел Черных и людей, работавших в тот период с ним. Они-то и помогли разгадке. Божову-критику приходилось читать множество таких произведений, которые не заслуживали его авторитетного внимания. Он называл себя "читателем поневоле". От первоначальных слогов и родился псевдоним Чипонев.

    Карточки, карточки... Двадцать тысяч разгаданных тайн! Беру наугад еще: "Сергей Есенин – псевдоним Аристон". Под этим мифологическим именем молодой Есенин опубликовал стихотворение "Береза" в первом номере журнала "Мирок" за 1914 год. В 1917 году во второй книге сборника "Страда" под стихотворением "На белом снеге оттиск лапок" стоит более скромная и лаконичная подпись Е. А вот молодой Маяковский подписывал свои стихотворения в дореволюционной газете "Новь" Владимиров.

    Интерес к фамилиям у Степана Черных с детства. В деревне Лопатово, где он родился, на сто с лишним дворов имелось совсем немного фамилий: Мартыновы, Чегурины, Малыгины, Рудаковы, Черных – вот и все! Учительница в школе часто, вызывая к доске детей, называла их по имени отчеству. Потом, когда семья Черных переехала в уездный город Алапаевск, Степан часто и подолгу останавливался у домов с фамилиями домовладельцев на металлических табличках. Увидел подпись Пальма – ждал, когда из дверей дома выйдет чернокожий африканец. Прочитал на одной табличке Мужиченко – стоял в ожидании увидеть низкорослого худощавого человека. И удивлялся, когда из дверей выходил розовощекий "африканец", а "мужичонка" имел в плечах косую сажень. Это умение удивляться присуще ему и сейчас, в зрелом возрасте.

    Но что же помогает уральскому слесарю столь успешно находить ключи к разгадкам литературных тайн? Дело в том, что знания в области литературы у нижнетагильского рабочего энциклопедические. Так уж вышло, что всю свою жизнь Степан Черных готовил себя к литературному труду. С детства. В одной из папок у него до сих пор хранится грамота за подписью Корнея Чуковского: "Участник второго Всероссийского детского и юношеского литературного конкурса "Наша Родина" награждается третьей премией за произведение "Праздник в колхозе" (стихотворение)".

    Война не дала поступить ему в Литературный институт.

    После победы на плечи легло забота о больной матера и меленьких сестрах. Пошел на завод. Знакомая девушка училась на отделении журналистики Уральского университета. Брал у нее программы курсов и самостоятельно прошел все, что преподавали в университете. Но сдавать экстерном не стал. Передумал, решил стать рабочим, а литературу сделал предметом своего самого страстного увлечения. Много его стихов опубликовано в альманахах "День уральской поэзии", газетах и журналах...

    По выходным он часто ездит в Свердловск, чтобы посидеть допоздна в научной библиотеке имени Белинского. В дни отпусков бывает в Москве, Воронеже, Ярославле... Там он тоже просиживает в библиотеках, встречается с краеведами. А потом в Нижнем Тагиле вечерами потихоньку одним пальцем выстукивает страницы будущей книги. В ней мы встретим новые расшифрованные псевдонимы Сергея Есенина, Владимира Маяковского и многих других известных и малоизвестных авторов, чьи скрытые имена открыл уральский автор Степан Черных.

    Нижний Тагил.

В. Тиглев

Литература: Газета "Труд", 31 марта 1979 года, № 76 (17724)

 

 

Главная страница