По каме

    Сбылась моя мечта: я купила на октябрь путевку для поездки от Перми до Астрахани по Каме и Волге.

    Первые два дня туристы знакомились с Пермью. Я зашла в краеведческий музей, который находится в здании бывшего Спасо-Преображенского монастыря. В музее три отдела: природы, досоветской истории и истории советского общества. В отделе природы представлены растительный и животный мир Прикамья, образцы минералов, которые были открыты впервые в мире на Пермской земле: уваровит и волконскоит. В витринах разноцветные образцы сильвинита - главное подземное богатство Пермской области, по запасам которого она занимает первое место в мире.

    В других отделах посетитель узнает о жизни народов Камской земли, о событиях первой русской революции 1905-1907 гг., об установлении Советской власти и защите ее в годы гражданской войны.

    Отдельный зал посвящен подвигу советского народа в годы Великой Отечественной воины. Большое место отведено материалам, рассказывающим о развитии народного хозяйства в послевоенный период и до наших дней.

    На втором этаже музея я увидела небольшой стенд, посвященный истории фотографии в Перми. Я вспомнила наш клуб краеведов и то, что на первом занятии будет доклад И.Т. Коверды о фотографии. Постаралась переписать все, что касалось пермской фотографии, которая отмечала свое 130-летие. Одним из первых фотографов Перми был выходец из крестьян Константин Федорович Чайковский. Фотоателье Чайковского работало с 1855 года вплоть до XX века. Лучшей считалась фотография Морица-Гейнриха в Сибирском переулке.

    Мориц Гейнрих - венгерский граф Ротони, он участвовал в революции 1848 года в Австрийской империи, после поражения революции приехал в Россию. После длительных скитаний по стране попал в Пермь, здесь в 1831 году основал фотоателье и проработал в Перми более четверти века. Старшая из его дочерей была гражданской женой Д.Н. Мамина-Сибиряка, а младшая - вышла замуж за Куприна.

    У Морица Гейнриха был ученик А.А. Федоров, который открыл собственное ателье в 1885 году.

    С 1830 г. на улице Пермской (теперь Кирова) была фотография Степана Васильевича Рылова. Он принимал участие в первой Всероссийской политехнической выставке в Москве 1872 г. и был отмечен медалью императорского общества любителей естествознания при Московском университете.

    Рядом со Спасо-Преображенским монастырем стоит бывший архиерейский дом, который с 1922 г. занимает художественная галерея. В башне размещена коллекция деревянной скульптуры. Электронная версия historyntagil.ru. Эта выставка, по оценке первого Наркома просвещения А.В. Луначарского, "...могла бы служить украшением любого европейского музея". Скульптуры - это деревянные боги с русскими, татарскими, коми-пермяцкими лицами, в том числе распятый Христос.

    Побывали мы в Хохловке. Это архитектурно-этнографический музей, филиал Пермского областного краеведческого музея. Он расположен на живописном Камском полуострове в 45 километрах от города. На территорию музея перевезены 13 памятников прикамской деревянной архитектуры XVII-XX веков. На заповедный холм мы поднимались в ветреную погоду, моросил дождь, было скользко. Трое из экскурсантов вернулись в автобус, а остальные под дождем упорно осматривали постройки: пожарное депо, солеварню, рассолоподъемную башню, ветряную мельницу.

    На следующий день мы покинули Пермь.

    Проплывая по Каме, я открыла для себя красоту камских берегов. Среди темно-зеленых елей выделялись оранжево-красные рябины и осины, ярко-желтые белоствольные березы. У одной листва ярче, у другой потемнее, а где-то в середине видна нежная желто-зеленая полоса.

    Башкирский поэт Наджми Назар, одушевляя березы, спрашивал (1965 г.):

    "... загадочные, словно чудо,

    Поднявшись на уступы скал,

    Березы белые, откуда

    Занесены вы на Урал?

    ... Великодушные березы,

    Какой вы нации? Какой?

    Да никакой.

    Ведь вы - деревья

    И радовать должны сердца

    Тем, что чужды высокомерья

    И не меняете лица.

    Кама берет свое начало в Удмуртии, у деревни Корпушата, проходит длинный путь вдоль западных склонов Урала, описывал дугу и впадает в Волгу. На Каме создано три водохранилища: Воткинское, Камское и Нижне-Камское. За счет их русло реки значительно выпрямилось и стало короче. Сейчас длина Камы 1805 километров.

    В 1815 году в Пожве был выстроен первый русский пароход. Регулярное движение пароходов на реке началось с 1848 года. С 1858 года установлено срочное пассажирское сообщение между Пермью и Нижним Новгородом. Около ста лет просуществовала на Каме пароходная линия общества "Самолет".

    В 1898 году просторы Камы впервые пересекла стальная магистраль, соединяющая центр России с восточными районами. Летом 1919 года, отступая из Перми, колчаковцы взорвали этот мост. В трудных условиях суровой зимы 1919-1920 годов мост был восстановлен, и 17 февраля 1920 года по нему вновь пошли железнодорожные составы. Через несколько дней было получено постановление, подписанное В.И. Лениным. В нем отмечался трудовой героизм уральцев и предлагалось выдать им денежное вознаграждение. Поэт Владимир Радкевич посвятил этому событию стихи!

    "Расскажи мне, пурга колючая,

    Как от огненной той черты

    Отступала контрреволюция

    И рвала за собой мосты.

    На февральской Каме

    Обрываясь, Кровавя лед,

    Обмороженными руками...

    Поднимали стальной пролет..."

    Камский мост часто реконструировался, сейчас по нему движутся железнодорожные составы каждые полторы-две минуты.

    Много интересного о прошлом Камы и селений по ее берегам рассказывал культорг В.П. Шалагин. Так, туристы узнали, что под дулами береговой артиллерии белогвардейцев благодаря мужеству и находчивости красных матросов из села Гальяны в Сарапул была выведена "баржа смерти".

    Сейчас суда, проходящие мимо села, салютуют гудками подвигу отважных моряков.

    С волнением слушали рассказ о Красной флотилии, состоявшей из миноносцев и канонерок Балтики под командованием Федора Раскольникова. Особый интерес вызвала судьба малого корабля "Ваня-коммунист", истории гибели его командира Николая Маркина.

    Плывя на теплоходе мимо Елабуги, туристы вглядывались в сосновый бор. Он выглядел таким, каким изображал его на своих картинах И.И. Шишкин. В доме, где жил художник, с 1919 года музей его имени.

    Каждый день мы узнавали новое о Камской земле и полюбили приток Волги за разнообразие красот.

М.С. Сироткина

Главная страница