Елим Павлович. Окончание
Действительно, первоначально Елим Павлович не проявлял почти никакого интереса к заводским делам. Об этом он и сам неоднократно говорил и писал: "Я выбрал дипломатическую службу, как раз в силу того, что фамильное дело более интересовало моих братьев – Анатолия и Павла – а мне сие занятие казалось непосильным", — писал Демидов в письме к дяде Ю. С. Нечаеву-Мальцову, приглашая его в поездку по уральским заводам в 1909 году. — "Но после кончины Павла, Анатолий заявил нам, что более не имеет интереса к родительским предприятиям, чем поставил нас всех в затруднительное положение…"
Демидовское горнозаводское хозяйство на Урале было одним из самых крупных в России.
По данным на 1895 год только на
демидовских заводах было занято более 16800
человек, которые производили в год почти 600 тысяч
пудов железа и стали, и более 1157000 пудов чугуна.
Заказы от военного ведомства и департамента
путей сообщения, которые отдавались Демидовым,
давали возможность развивать и модернизировать
заводы. Например, производство рельсов давало в
год около 1 200 000 рублей чистой прибыли. Смерть
Павла Павловича поставила перед наследниками
вопрос: кто возьмёт на себя управление
"железной империей". Елена Петровна в
заводские дела никогда не вникала, дети были ещё
малы – Анатолию исполнилось 11-ть, Павлу – 9ть, а
старший – Елим – к заводам был равнодушен. До
наступления дееспособности детей управлять
хозяйством Демидовых (а это были не только
уральские заводы) поручили совету опекунов, в
состав которого вошли П. П. Голенищев-Кутузов, Н.
П. Дурново и А. О. Жонес-Спонвиль.
По просьбе Елены Петровны Анатолий Октавович,
как человек "самый близкий к заводам", взял
на себя обязанность познакомить наследников с
заводами и заинтересовать их фамильным делом.
Для Елима Павловича первое знакомство с заводами
произошло вскоре после похорон отца. Об этой
экскурсии он впоследствии писал в своих
воспоминаниях: "…Это было ужасно! Везде грязь,
копоть. В цехах темень, невыносимые запахи и
грохот. Жонес повёз нас на рудник, в шахту, куда
спускался сам государь, но по дороге, слава Богу,
экипаж сломался…"
Нижнетагильский завод (фото конца XIX – начала ХХ вв.)
После Нижнего Тагила Елиму предстояло посетить Антоновский, Черноисточинский, Висимский, Нижнесалдинский заводы. Но напуганный юноша, по его собственному признанию, "…сказался больным, и неделю не допускал к себе никого".
В начале XX столетия оставшееся по наследству имущество Павла Павловича, было поделено на 1050 долей между членами семьи. Елена Петровна Демидова-Трубецкая от своей части наследства отказалась в пользу детей. Надо сказать, что к тому времени отношение наследников к заводам уже поменялось. Анатолий, который в детстве часто приезжал в Тагил и даже начинал проявлять интерес к заводским делам, заниматься производственными вопросами отказался. Сёстры вообще не интересовались ничем, кроме потенциальных женихов. В конце концов, управлять заводами братья решили совместно, и доли наследства были распределены следующим образом: Анатолию досталось 255, Елиму — 280, Павлу – 300, Марии – 75, Авроре – 50, Елене – 75.
Считается, что Елим Павлович
приезжал на уральские заводы всего четыре раза —
в 1885 году, в 1891, 1895 и 1910 годах. На самом деле,
визитов было больше. Несколько раз он приезжал на
Урал в годы экономического кризиса. Приезжал не
только поохотиться, как это описывали некоторые
современники. По его предложению была
произведена ротация в правлении Нижнетагильских
и Луньевских заводов. Он изучал предложения
инженеров и управляющих заводов по модернизации
производства, замене оборудования, занимался
закупкой подвижного состава для ВУУЖД.
После смерти младшего брата Павла, Елим Павлович
оказался самым крупным пайщиком: уходя из жизни,
Павел Павлович завещал ему свою долю наследства.
Пришлось Елиму Павловичу взять на себя основную
часть финансовых вопросов, связанных с
горнозаводским хозяйством. В 1910 – 1912 гг. он
принял активное участие в проектировании
железнодорожной ветки до Алапаевска, и
профинансировал её строительство. В те же годы
Елим финансирует строительство в Егоршино шахты
"Софья", которая была открыта в 1913 году.
Вместе с этой шахтой "заводчик поневоле"
запроектировал и начал строительство
Егоршинской электростанции.
ЕГРЭС. Строительство водозаборного сооружения (фото 1913 г.)
Тогда же Елим Павлович
составил подробный план модернизации заводов
тагильского округа, и согласовал его со
специалистами. Согласно этому плану,
модернизация предприятий должна была
завершиться к 1916 году. Для этих мероприятий
Демидов намеревался привлечь как российских, так
и иностранных специалистов – из Франции и
Соединённых Штатов. Для финансирования этих
мероприятий предполагалось привлечь как
государственные средства, так и частный капитал:
750 тысяч рублей выделило правительство, ещё 300
тысяч было взято в частных банках. Сам Елим
Павлович намеревался вложить в реконструкцию и
модернизацию заводов около миллиона рублей из
крупного наследства, доставшегося ему после
смерти Ю. С. Нечаева-Мальцова.
Кроме большого состояния, троюродный дядя
оставил любимому племяннику всю недвижимость, в
том числе и имение в Полибино. Поначалу Елим
взялся за реконструкцию обветшавшего здания
усадьбы. В частности, были произведён ремонт
помещений, деревянные лестницы были заменены
чугунными, отлитыми на Нижнетагильском заводе,
был произведён ремонт и "шуховской" башни,
которую прежний владелец Полибино купил у
Владимира Григорьевича Шухова по окончании XVI
Всероссийской промышленной и художественной
выставки в Нижнем Новгороде.
Тагильский металл в усадьбе Полибино*
"Шуховская" башня, купленная Ю. С. Нечаевым-Мальцовым и установленная в Полибино
Елим Павлович знал, что в Полибино часто гостили такие известные деятели русской культуры, как Толстой, Репин, Айвазовский, Поленов, Васнецов и многие другие, и задумывал в будущем пойти по стопам дяди.
Однако все планы Е. П.
Демидова начали рушиться с началом войны.
Только-только начатую модернизацию производства
пришлось свернуть. Заводы с их устаревшим
оборудованием не справлялись с государственным
военным заказом. К нехватке сырья, с которым
демидовское хозяйство ещё кое-как справлялось,
прибавились нехватка трудовых ресурсов. Часть
предприятий пришлось остановить. В конце концов,
чтобы избежать полного банкротства, Елим
Павлович дал согласие на акционирование заводов.
В 1916 году при участии "Русского для внешней
торговли банка" было создано "Акционерное
общество Нижнетагильских и Луньевских горных и
механических заводов наследников П. П. Демидова,
князя Сан-Донато". Устав общества был подписан
лишь в марте 1917-го, за несколько месяцев до
Октябрьской революции.
Известие о революции в
России застало Елима Павловича с семьёй в Ницце.
Вместе с женой Софьей Илларионовной и сыном
Владимиром он возвращается в Афины. Одна за
другой приходят из России шокирующие новости:
новая власть не нуждается в услугах Демидова как
дипломата; заводы национализируются,
недвижимость изымается.
О последних годах жизни "третьего князя
Сан-Донато" известно немного. Был почетным
атташе Югославии в Греции. Изучал русскую
литературу. Писал по-французски исследования о
Пушкине и Тургеневе. Издавал в Париже книги своих
стихотворений и мемуаров. Умер Елим Павлович в 1943
году. Похоронен в приходе Троицкой посольской
церкви в Афинах. Через 10 лет ушла из жизни и его
супруга – Софья Илларионовна.
Могила Е. П. и С. И. Демидовых в Афинах **
Сын Елима Павловича – Владимир Елимович женился на Варваре Михайловне Новицкой. У них родились дети – Кирилл и Мария. Кирилл Владимирович умер в 2003 году. Мария Владимировна и её дети – Николай и Гертруда – проживают в Польше.
———————————
* — фото Дениса Спирина ©2013
** — фото Вадима Ширяева ©2014
20.10.2015