И танки выпускали, и музы не молчали
В годы Великой Отечественной войны в Нижнем Тагиле была насыщенная культурная жизнь. Здесь выступали писатели Мариэтта Шагинян и Лев Кассиль, приезжали с концертами ансамбль танца Игоря Моисеева, музыкант Давид Ойстрах, артист Эммануил Каминка, читали лекции крупные советские ученые. Но это были кратковременные встречи. Постоянным спутником для тагильчан и эвакуированных стал Ленинградский Новый театр.
– Осенью 1943 года в полном составе со всем своим постановочным имуществом мы прибыли в Нижний Тагил, – вспоминал директор театра Рувим Шапиро. – Началась новая страница в жизни коллектива. Если на Дальнем Востоке нашими зрителями преимущественно были воины армии и флота, то здесь, на Урале, предстояло работать для тружеников тыла.
Фридрих Шиллер "Мария Стюард". Сцена из 4-го акта
На Урал театр привез более десяти пьес из своего репертуара. Это "Горе от ума", "Надежда Дурова", "Егор Булычев и другие", "Мария Стюард", "Кремлевские куранты" и другие. Первыми спектаклями, которые увидели тагильчане, стали "Фельдмаршал Кутузов" и "Фронт". Возглавлял театр художественный руководитель и ведущий актер, заслуженный деятель искусств РСФСР, орденоносец Б.М. Сушкевич, который в первый же месяц возглавил открытую в Нижнем Тагиле двухгодичную студию театра. Главным режиссером-постановщиком большинства спектаклей был Н.Н. Галин, директором театра – Р.Л. Шапиро. В составе театра был оркестр в количестве 15 музыкантов во главе с Б.К. Поповым. В числе актеров – Б. А. Будрейко, А.И. Кузнецов, В.А. Таскин, И.Д. Назаров, К.В. Куракина и много талантливой молодежи.
Общественность тепло встретила коллектив. Для актеров, работников театра и их семей были предоставлены единственная в городе гостиница и часть помещений бывшего дома управляющего демидовскими заводами. Предприятия Нижнего Тагила помогали материалами для оборудования спектаклей, постоянно изыскивали возможность выделять талоны на дополнительное питание, одежду и обувь работникам театра, снабжали их топливом.
Ленинградский Новый театр стал центром культурно-просветительской работы в Нижнем Тагиле. Ежедневно ставились спектакли в клубе железнодорожников при неизменно переполненном зале. Параллельно до десяти раз в месяц шли спектакли в клубе завода на Вагонке. Артисты выступали на предприятиях города и в госпиталях, читали лекции по вопросам литературы и искусства. В местных газетах публиковались статьи: "Перед открытием занавеса", "Женитьба Белугина" на клубной сцене", "Шефские концерты", "Новая постановка Ленинградского театра", "Замечательный спектакль".
В декабре 1943 года состоялся большой вечер памяти Петра Чайковского, где руководитель театра Б.К. Попов сначала выступил с докладом, а затем дирижировал оркестром, исполнявшим ряд произведений великого композитора. Артистка Товгалева спела романсы Чайковского. В дни зимних школьных каникул актеры театра приняли участие в новогодних концертах в клубах города.
В январе 1944 года, в дни окончательного снятия нашими войсками блокады Ленинграда, в Нижнем Тагиле состоялся общегородской пионерский костер с участием артистов театра. "Никогда с таким подъемом и волнением не исполнялась мною роль Ленина, как здесь перед детьми", – сказал артист-орденоносец А.И. Кузнецов.
Регулярно по воскресеньям проходили дневные спектакли для детей и подростков, вставших к заводским станкам. В дни празднования Первомая театр дал много спектаклей для раненых бойцов в госпиталях в отдаленных от центра рабочих поселках. А в конце мая бригада актеров Ленинградского Нового театра во главе с А.Н. Кузнецовым выехала в части Второго Белорусского фронта. На грузовой полуторке уместилось все оборудование спектаклей. За июнь-сентябрь труппа дала 136 спектаклей перед воинами.
В это же время при театре была организована школа-студия для подготовки молодых артистов. С Уральского танкового завода № 183 ушел туда учиться молодой рабочий цеха 120 Владимир Гордеев.
Константин Симонов "Так и будет". Греч – А.В. Корвет, Иванов – В.И. Гаврилов
– Приехав в эвакуацию в Нижний Тагил, я окончил здесь школу и сразу же поступил на работу в цех мелких узлов и бандажей, – вспоминал Владимир Федорович. – Я был оформлен заместителем начальника отдела по планированию и по совместительству исполнял огромную работу художника. С завода ушел по приказу Сталина, который разрешил поступать в вузы, хотя война еще продолжалась. Был зачислен в труппу театра артистом вспомогательного состава 11 ноября 1944 года, уволен 1 июня 1945-го. Впоследствии служил в театре Моссовета.
Ко второму уральскому театральному сезону были подготовлены новые постановки: "За здоровье тех, кто в пути" Германа, "Месяц в деревне" Тургенева, "Русские люди" Симонова, "Светит, да не греет" Островского и другие. В дни последних военных каникул тагильские школьники увидели в исполнении артистов театра "Квартет" по Крылову и "Снегурочку" по Островскому.
В 1945 году симфонический оркестр театра дал несколько шефских концертов. 8 апреля была показана последняя военная премьера – пьеса Константина Симонова "Так и будет". По просьбе зрителей спектакль повторялся пять вечеров, затем он шел в заводских клубах.
За полтора года ленинградцы дали 470 спектаклей, показали 20 пьес, семь из которых были подготовлены в Нижнем Тагиле. Театр посетили свыше 300 тысяч зрителей, были проведены 425 шефских мероприятий. Артисты театра приняли непосредственное участие в создании в городе театра кукол и выступали в его спектаклях. По единодушному мнению тагильчан, театр явился помощником и соучастником в выпуске военной продукции.
– Кажется, не было такой стороны культурной жизни города, в которой не принимали бы участие актеры, режиссеры, музыканты и другие творческие работники театра, – писал впоследствии Рудольф Шапиро. – На радио готовились передачи, оркестр театра давал свои концерты, некоторые актеры даже выступали перед сеансами в кинотеатрах. А шефские выступления для танкистов, осваивавших перед выездом на фронт знаменитые Т-34, в других воинских частях и госпиталях, в школах и цехах предприятий! Коллектив всегда гордился тем, что внес свой скромный вклад в победу над ненавистным врагом.
Творчество
Грозовые годы
Уж отгремели грозовые годы,
Мы их девчонками, мальчишками прошли,
И не боялись ни жары, ни холода,
И свой маяк в истории зажгли.
Нам не твердили, что работать надо, мол,
Но даром хлеба и не ели мы,
Пришла война – и на защиту встали мы,
Мы были там, где Родине нужны.
И монолит солдата и рабочего
Нам помогли нечистого изгнать.
Дороже края милого и отчего
Во всей вселенной нам не отыскать.
В борьбе за мир и счастие народное
Мы сверстников теряли молодых,
Ценою жизни отстояли Родину,
И ты любой ценою сбереги!
К вам обращаемся, потомки наши юные:
Храните то, что Родина дала.
Внедряйте мысли светлые и умные
В великие и нужные дела!
Клара Печеницина, труженик тыла (в годы войны трудилась в цехе 125).
Фото из архива Выставочного комплекса УВЗ.
Литература: Газета "Машиностроитель" от 11.05.2018, №18.