Уровень образования и занятости тагильчан
Данные Всесоюзной переписи населения 1989 года об уровне образования тагильчан показывают, что за 10 лет произошли качественные изменения в структуре образованности людей.
Все постоянное население Нижнего Тагила распределяется по уровню образования следующим, образом:
По переписи 1979 г. |
По переписи 1989 г. |
|||
человек |
в % к указанной возрастной группе |
человек |
в % к указанной возрастной группе |
|
население в возрасте 7 лет и старше |
358 351 |
100,0 |
391 730 |
100,0 |
в том числе имеющее образование: |
||||
|
19 759 |
5,5 |
30 143 |
7,7 |
|
3 826 |
1,1 |
4 058 |
1,0 |
|
41 408 |
11,6 |
63 679 |
16,3 |
|
73 877 |
20,6 |
109 929 |
28,1 |
|
101 755 |
28,4 |
82 031 |
20,9 |
|
70 149 |
19,6 |
64 450 |
16,5 |
|
47 346 |
13,2 |
37 438 |
9,5 |
За последнее десятилетие количество лиц с высшим и незаконченным высшим образованием увеличилось на 45 процентов и составило более 34 тысяч человек - это 11 процентов от всего населения в возрасте 20 лет и старше.
Если рассматривать по возрастным группам, то 70 процентов тагильчан, имеющих высшее и незаконченное высшее образование, приходится на возраст от 20 до 45 лет.
возраст |
% от имеющих высшее и незаконченное высшее образование |
20-24 |
8,9 |
25-29 |
15,4 |
30-34 |
17,0 |
35-39 |
16,2 |
40-44 |
10,9 |
45-49 |
8,5 |
50-54 |
8,8 |
55-59 |
4,9 |
60-64 |
4,0 |
60 и старше |
3,9 |
Из наличного населения занятое (кроме занятых и личном подсобном хозяйстве) составляет 50,9 процента (по переписям 1970 года - 54,7 процента, 1979 года - 55,7 процента).
Как изменился качественный состав (по уровню образования) занятого населения? 29,5 тысячи человек, имеющих высшее и незаконченное высшее образование, заняты в народном хозяйстве, что составляет 12,3 процента от общего числа занятых. Десять лет назад удельный вес этой категории тагильчан был 9,4 процента. По данным переписи населения 1989 года, 35,2 процента от числа занятых имеют высшее и среднее специальное образование, 39,6 - среднее общее, но данным предыдущей переписи соответственно 25,3 процента и 27,2 процента. До 0,8 процента сократилось число занятых, не имеющих начального образования (по данным прошлой переписи их было 2,3 процента).
Повышение образовательного уровня населения города за последние десять лет произошло в основном за счет женщин. Если число мужчин из состава всего постоянного населения с высшим и незаконченным высшим образованием увеличилось на 1,64 процента, то женщин - на 2,34 процента, со средним специальным образованием соответственно на 3,01 и 5,75 процента.
В расчете на 1000 человек занятого населения по итогам последней переписи приходилось работников:
в т.ч. в возрасте 16-29 лет |
||
с высшим образованием |
114 |
94 |
незаконченным высшим |
9 |
13 |
среднее специальное |
229 |
247 |
среднее общее |
396 |
542 |
неполное среднее |
190 |
99 |
начальное |
54 |
4 |
не имеющие начального образования |
8 |
1 |
В летний период обычно число занятого населения увеличивается за счет трудоустройства молодежи на время каникул примерно на 1,5-2 тысячи человек. В истекшем году 24 промышленных предприятия трудоустроили свыше 1,5 тысячи учащихся.
Распределение занятого населения по отраслям народного хозяйства и уровню образования выглядит следующим образом: (на 1000 занятых соответствующей группы населения).
Отрасли н/х |
Всего |
в том числе с высшим, незакон- ченным высшим, средне-спец. |
средним общим |
неполным средним |
имеющие начальное и не имеющие началь- ного образова- ния |
Все занятое население (оба пола) |
1000 |
352 |
395 |
190 |
62 |
|
1000 |
292 |
433 |
212 |
63 |
|
1000 |
416 |
356 |
166 |
62 |
Занято в отраслях материального производства (оба пола) |
1000 |
294 |
434 |
208 |
64 |
|
1000 |
259 |
456 |
222 |
63 |
|
1000 |
341 |
404 |
190 |
65 |
В промышленности, на транспорте, в связи, строительстве |
1000 |
290 |
443 |
207 |
60 |
В сельском и лесном хозяйстве |
1000 |
205 |
465 |
243 |
87 |
В торговле, общ. питании, МТС, заготовках |
1000 |
351 |
339 |
216 |
94 |
Занято в непроизводственных отраслях (оба пола) |
1000 |
565 |
258 |
121 |
56 |
|
1000 |
520 |
280 |
142 |
58 |
|
1000 |
585 |
248 |
112 |
55 |
|
|||||
|
1000 |
632 |
210 |
109 |
49 |
По данным переписи населения 1989 года, 20,3 процента постоянного населения в возрасте 7 лет и старше - учатся, по переписи 1979 года учащиеся составляли 21,3 процента, в том числе по типам учебных заведений:
1979 год |
1989 год |
|||
человек |
в % |
человек |
в % |
|
Всего учащихся |
76 250 |
100,0 |
79 410 |
100,0 |
в т. ч. |
||||
|
6 738 |
8,8 |
6 347 |
8,0 |
|
9 751 |
12,8 |
7 964 |
10,0 |
|
49 139 |
64,4 |
55 473 |
69,9 |
|
7 154 |
9,4 |
7 240 |
9,1 |
|
3 478 |
4,6 |
2 386 |
3,0 |
Число учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от производства, уменьшилось на 14,1 процента и по переписи 1989 года составило 17162 человека - 6,6 процента от общего числа трудовых ресурсов, по переписи 1979 года - 19970 человек (7,9 процента от трудовых ресурсов). Без отрыва от производства количество обучающихся снизилось на 35,6 процента и по последней переписи их было 8616 человек.
Несколько снизилась численность учащихся вузов и техникумов. С одной стороны, несоответствующая заработная плата инженерно-технического персонала, низкая организация труда, зачастую несоответствие выполняемой работы и специальности по диплому, а в известной степени и свобода частного предпринимательства не способствовали повышению авторитета высших и средних специальных учебных заведений.
С другой стороны - при реорганизации общественного производства все более осложняется трудоустройство инженерно-технических работников, в то время как по рабочим специальностям по-прежнему остается острый дефицит кадров.
Например, на момент переписи на каждую тысячу рабочих приходилось 168 человек с высшим, незаконченным высшим или среднеспециальным образованием, в том числа на тысячу рабочих мужчин - 163, женщин - 176.
Число учащихся профессионально-технических училищ осталось на уровне 1979 года, а не занятых в общественном производстве сократилось на 6,4 процента.
Если рассматривать обучающихся в профессионально-технических училищах по возрастным группам, то наблюдается увеличение желающих иметь рабочую специальность у населения среднего возраста, занятого в общественном производстве. По данным предыдущей переписи, в профессионально - технических училищах обучалось 75 человек в возрасте 26 лет и старше (1 процент от числа учащихся СПТУ и ПТУ), а по последней переписи их было 442 человека (6,1 процента).
В народных университетах, школах, не дающих общего образования, курсах со сроком обучения 6 месяцев и более, по данным последней переписи, обучалось 2386 человек, в том числе не занятых в общественном производстве - 480, что меньше предыдущей переписи соответственно на 1093 и 520 человек.
По переписи населения 1989 года, 4985 человек не умели читать (в возрасте 9 лет и старше), в том числе 364 человека в возрасте от 9 до 49 лет.
Интересны данные переписи населения о соответствии уровня образования занимаемым должностям. Например, среди лиц, занятых преимущественно умственным трудом, из каждой тысячи человек высшее, незаконченное высшее и среднее образование имеют 760 работников, среднее общее 185, неполное среднее 48 и начальное 7. Из руководителей органов государственного управления и их структурных подразделений 96 человек из тысячи имеют только общее среднее образование. Среди руководителей партийных и общественных организаций и их структурных подразделений более четырех процентов имели неполное среднее, один процент - начальное, свыше 18 процентов - среднее общее образование. Не исключение и руководители предприятий и организаций (промышленности, строительства, сельского, лесного хозяйства, транспорта, связи) и их структурных подразделений, где на тысячу человек этой группы приходится пять руководителей с начальным образованием, 32 - с неполным средним, 114 - со средним общим. Среди работников планирования и учета только две трети имеют специальное образование. Наибольший удельный вес работающих (свыше 90 процентов) с высшим и среднеспециальным образованием имеют медицинские, научные работники, преподаватели, работники литературы и печати.
Несоответствие выполняемой работы уровню квалификации будет сохраняться до тех пор, пока оплата труда не будет равноценна профессиональной подготовке работника.
В. ПОПОВА.
Литература: Газета "Тагильский рабочий", 1991.