Узкоколейка

    Узкоколейка Нижний Тагил - Висимо-Уткинск, изначальная колея 883 мм, построена в 1895-97 гг. для перевозки угля и леса, перешита на 750 мм в 1960 г.; еще в мае 1998 г. было движение по станциям Кедун-Быково - Горбуново - Антоновская - Канава - Чауж - Бобровка - Урал - Висимо-Шайтанск (город Висим) - Висимо-Утка.    Стыковение с широкой колеей - на станции Кедун-Быково по трехрельсовой схеме. До 1981 г. дорога принадлежала НТМК, потом вделилась в погрузо-транспортное управление (ПТУ), которое было в составе ОАО НТМК до 1989 года и перешло в ведение Высокогорского ВГОК. В 1991 выделилась в отдельное ООО УЖД. Сейчас дорога закрыта для пассажирских перевозок, но еще перевозит дунит (сырье для перевозки кирпичей). Депо совмещенной колеи расположено на ст. Голый Камень (имеет тепловозы ТУ2, ТУ4, ТУ6Д, ТУ7 и ТУ7А, из них 11 в рабочем состоянии вагоны).

    Узкоколейная железная дорога ПЖТ ОАО "ВГОК" строилась и введена в эксплуатацию для перевозки продукции заводов Нижнетагильского горного округа, золотых и платиновых приисков, а также пассажиров Висимского района в 90-х годах прошлого столетия.

    В декабре 1895 года на узкоколейке было открыто движение поездов от Нижнего Тагила до Антоновского завода (19 км), однако затем, по ходу строительства, ее решили довести до Висимо-Шайтанского завода (через Черноисточинск), а в дальнейшем и до Висимо-Уткинского завода. В итоге протяженность главной линии узкоколейной железной дороги с колеёй 844 мм составила 64 км, и в июле 1897 года она была полностью сдана в эксплуатацию.

    В 1925-1926 годах была построена узкоколейная железнодорожная линия от станции Урал (от главной линии узкоколейной железной дороги) до Метелева Лога и станции Востряк, ныне поселок Уралец, железнодорожная станция Дуниты. В судьбе узкоколейной железной дороги Нижний Тагил-Висимо-Уткинск было немало крутых поворотов, но каждый раз она выходила из трудного положения, приспосабливалась к меняющимся экономическим условиям. Построенная для транспортного обеспечения заводов Нижнетагильского горного округа, она в дальнейшем стала обслуживать близлежащие золотые и платиновые прииски. В 1942 году дорога перешла в ведение Нижнетагильского металлургического комбината, а в 1950 году вошла в состав НТМК. После выделения Высокогорского рудоуправления в самостоятельное предприятие узкоколейная железная дорога была передана Высоко-горскому ГОКу.

Одна из станций демидовской узкоколейки. Начало XX века.

    На протяжении всей 75-километровой узкоколейной железной дороги имеется восемь станций и тринадцать остановочных пунктов. За 100 лет многое изменилось: и сама дорога, и подвижной состав, и здания, и сооружения. В 1960 году была осуществлена ее перешивка с колеи 844 мм на стандартную - 750 мм. В 80-е годы ветхие деревянные мосты и водопропускные трубы заменили на металлические и железобетонные конструкции. На смену паровозам пришли новые тепловозы ТУ-2, ТУ-7, а специализированные грузовые вагоны заменили универсальными думпкарами ВС-22 и платформами. В 1983 году было введено в эксплуатацию новое тепловозовагонное депо на станции Гальяновская.

    Застрельщиком и энтузиастом реконструкции и технического перевооружения в цехе стал Аркадий Иванович Новоселов, возглавивший "узкую колею" в 1981 году. Электронная версия historyntagil.ru. Пять новых станционных зданий, новые железнодорожные мосты, новые условия труда и быта, новая техника - все это заслуга Аркадия Ивановича, его неиссякаемой энергии и работоспособности.

    Узкоколейная железная дорога внесла определенный вклад в развитие металлургии Нижнего Тагила и вот уже второе столетие служит горнякам и жителям Пригородного района.

    В 2007 году разобрана и сдана в металлолом.

Главная страница