Страницы славной биографии

    Хороша Вагонка и летним днем, и в заснеженный вечер, и унылой, дождливой осенью. Широки и красивы ее проспекты и улицы, нарядны многочисленные уголки отдыха, дворы, зелены скверы.

    Людям, родившимся в нашем городе даже в сороковые годы, трудно поверить, что совеем недавно, 70 лет назад, на месте Дзержинского района - по существу самостоятельного индустриального города с населением в 130 тысяч человек - шумела угрюмая вековая тайга, 3 мая 1931 года на площадку будущего вагоностроительного завода прибыла первая бригада плотников в восемь человек. Люди с опаской и страхом осматривали гигантские сосны и ели, которые им предстояло валить, убирать и на их месте возводить корпуса.

    Той же весной 1931 года на стройку будущего завода-гиганта по призыву партии и комсомола прибыло несколько десятков коммунистов и комсомольцев, сотни рабочих и крестьян.

    Как говорят, сохранившиеся документы, партийный комитет стройки во главе с Шалвой Степановичем Окуджавой сразу стал принимать решительные меры по сколачиванию крепкого рабочего коллектива, налаживанию соревнования и ударничества на участке. Но едва ли не главной заботой было создание нормальных условий для жизни и быта людей.

    Дважды на строительстве вагоностроительного завода побывал нарком Серго Орджоникидзе. Это было в августе 1933 года и еще ровно спустя год. Он встречался и беседовал не только с руководителями, но и с рабочими-строителями, бывал на участках, в бараках, обедал вместе с ними в столовой. Встречи с наркомом вызывали новый прилив энтузиазма, высоко поднимали волну социалистического соревнования и вселяли уверенность в исход начатого дела. Серго Орджоникидзе очень интересовался бытом людей, поощрял социальное строительство. На первое января 1934 года жилой фонд юной Вагонки составлял уже 100 тысяч квадратных метров.

    11 апреля 1933 года постановлением Президиума Уральского исполнительного комитета в Нижнем Тагиле организован районный Совет Новостроя, в который вошли строительные площадки: "Тагилстрой", "Коксохимстрой" и "Вагонстрой". В октябре 1933 года проводится первая выборная кампания, и с ноября 1933 года районный Совет Новостроя начал свою работу. Отсюда и ведет свою историю любимая тагильчанами Вагонка, которой исполнилось 70 лет.

    Председателем первого исполнительного комитета райсовета был избран Владимир Александрович Федченко, один из активных участников Октябрьской революции, красногвардеец, большевик. Электронная версия historyntagil.ru. Под его руководством депутаты Совета многое сумели сделать по социальному развитию рабочего поселка, превратившегося в крупный административный район.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 20.08.83.

Главная страница