Какими раньше были тагильские дороги?

    В прошлые века в качестве транспортных магистралей использовались гужевые дороги и тракты, а также сплавы по рекам на судах и коломенках. От Нижнетагильского завода пролегало несколько гужевых дорог на другие заводы – Черноисточинская, Кушвинская, Салдинская, а также Екатеринбургский и Верхотурский тракты. Дорога из Невьянского в Нижнетагильский заводы называлась Тагильским трактом.

    Гужевые дороги от Нижнетагильского до Зауральских заводов проходили по разным направлениям или параллельно друг другу. Их налаживали по летним и зимним просекам. Некоторые действуют до сих пор, другие заброшены.

    В книге "Жизнеописание Акинфия Никитича Демидова", изданной в 1877 году, сообщалось: "При жизни господина статского советника Акинфия Демидова, когда он сам над заводами надзирал, нигде в России не было лучше тамошних дорог, не взирая на то, что оныя большею частию были проложены по мокрым и лесистым местам. Дороги сии были обсажены деревьями и по обеим сторонам обведены истоками; низкие места повсюду были засыпаны; болота вымощены; чрез ручьи и овраги прочные мосты сделаны".

    Одна из первых дорог – от Соликамска через Уральские горы до Верхотурья – была проложена в 1597 году Артемием Бабиновым, она называлась Новая Сибирская Верхотурская дорога. Историк Г. Гмелин, возвращаясь из Сибири в 1742 году, писал о ней: "Потомки Бабинова живут поныне в деревне Чикман в верхотурских горах на большой дороге. Они очень гордятся заслугами своего предка и хранят у себя жалованную грамоту царя Михаила Федоровича…"

    Большой Сибирский тракт был открыт в 1781 году и пролегал от Перми через Кунгур, Екатеринбург, Камышлов до Тобольской губернии. Гороблагодатский тракт проходил от Перми, Кунгура, до Кушвинских и Богословских заводов. Богословский почтовый шел от Екатеринбурга через Нижнетагильский также до Богословских заводов.

    Следя за состоянием гужевых дорог, в 1741 году Акинфий Демидов писал приказчикам: "Пошлите за Беранчею дорогу наладить хорошенько. И кого для лечения оной дороги пошлете, тем посланным прикажите, чтоб они на оной Баранче у мосту сосну, которая имеется у свай, изрубили и пропустили ее на низ, чтобы весною мост льдом не сломало".

Бывшая узкоколейка до Висима

Бывшая узкоколейка до Висима

    В начале XIX века была прорублена прямолинейная просека от дровяного склада Нижнетагильского завода до пристани Висимо-Уткинского для отправки продукции гужевым транспортом. Называли ее Новая (Пристанская) дорога, впоследствии – Старо-Висимский тракт. Архивные документы рассказывают: "Дороги в Нижнетагильском округе к частным заводам и Усть-Уткинской пристани содержатся вообще в надлежащей исправности, так что во все время года можно проезжать во всех экипажах и перевозить всякие тяжести".

    Существовала и Сулемская дорога в направлении от Нижнетагильского завода на Верхний пруд, построенная на реке Черной. Многие лесные дороги с Нижнетагильского завода расходились на лесные курения для снабжения завода древесным углем и дровами. От Черноисточинского завода к реке Карасиха вела Карасинская дорога.

    Гужевые дороги постоянно приходилось ремонтировать, прокапывать кюветы, укладывать стлань, грунт, строить мосты через водные преграды. В 1848 году отремонтировали дорогу от Висимо-Шайтанского до Черноисточинского завода на протяжении 24 верст. Подрядчик Степан Журавлев определил стоимость работ по 65 рублей с версты, а нанимал людей по цене от 25 до 35 рублей с версты. Приказчик, зная, что можно исправить дорогу дешевле, действовал недобросовестно. При этом приказчик Черноисточинского завода П. Львов заметил, что дорогу отремонтировали плохо.

    В 1870 году проводился ремонт дорог и мостов по Нижнетагильскому, Висимо-Шайтанскому трактам, Красинской дороге. Всего было задействовано 300 человек и более 100 лошадей. Летом 1870 года делались: ремонт дороги и моста на Антоновский завод, "поправка" моста через реку Черную, "срубка нырков" для возки дров и бревен по реке Свистухе, другие работы.

    Через деревню Анатольская, по улице Тагильской, в прошлые века проходил Екатеринбургский тракт. Черноисточинская дорога проходила между Нижнетагильским и Черноисточинским заводом. На географических картах XIX века была обозначена и просека, параллельно дороге проходил зимник.

    В 1841 году в управлении Нижнетагильских заводов была составлена ведомость о мостах в заводском округе. Так, их стоимость от Нижне-Тагильского до Висимо-Уткинского заводов составляла в то время от 100 до 500 рублей. Причем канцелярия правления Нижнетагильских заводов требовала от лесного отделения для господина исправника сведения о мостах и перевозах ежегодно.

    Д.Н. Мамин-Сибиряк писал: "Первая половина дороги до Черноисточинского завода шла широкой просекой... Я не люблю езды по таким просекам: поднялся куда-нибудь на горку и сразу видишь картину верст на пять. Гораздо интереснее ехать по извилистым горным дорогам, где что ни поворот, то новая картина".

    До 1843 года от Нижнетагильского завода существовало сообщение с Ирбитским уездом только в зимнее время, но с согласия управления Алапаевских заводов Яковлевых была проложена летняя, поэтому появилась возможность в течение всего года подвозить хлеб на рынки Нижнего Тагила. Таким же образом предполагалось открыть сообщение с Кунгурским уездом, улучшив зимнюю дорогу. От Нижнетагильского в Кушвинский заводы шла Кушвинская дорога. "Дорога лежит вниз по реке Тагилу, через Выйский завод мимо деревни Рогожино и Вогульского поселища, в Нижне-Лайский завод…", – писал П.С. Паллас в 1770 году.

    В сентябре 1873 года, проезжая из Висимо-Шайтанского завода в Черноисточинский, помощник управляющего Нижнетагильским горнозаводским округом Я. Колногоров заметил: "Участок дороги, принадлежащей к исправлению Черноисточинской заводской конторе, довольно избит, особенно к Уралу и в самом Урале, поэтому поручается конторе ныне исправить, по крайней мере, самые худые места и мосты".

    До ликвидации Черноисточинского мехлесопункта в 2002 году по лесовозной дороге производилась хлыстовая вывозка леса с верхнего склада на нижний. Об этом месте Д. Н. Мамин-Сибиряк вспоминал в очерке "Дорога": "Дорога шла красивыми изгибами между лесистыми зелеными горами, а потом выходила на крутой обрыв реки Чауж".

    В 1834 году впервые в России механиками Нижнетагильских заводов отцом и сыном Артамоном и Ефимом Черепановыми был построен паровоз, который перевозил медную руду с Меднорудянского рудника на Выйский завод. Построенная для этого железная дорога действовала недолго, она предназначалась, скорее, для конной тяги.

    В архивных документах того времени сохранилась записка на устройство чугунной рельсовой дороги с Медного рудника до Выйского завода. 4 июня 1851 года управляющему Нижнетагильских заводов Д. В. Белову докладывали: "Окончательную постройку рельсовой дороги соглашаются принять на себя подрядчики, которые выкапывают для нее по отвесу землю…" При строительстве у некоторых жителей завода были заняты огороды и усадьбы. После его окончания в 1853 году управляющий Меднорудянским рудником И. Шмаков направил прошение: "...устроенная от Меднорудянского рудника в Выйский завод рельсовая дорога для перевозки шихты вагонами... в зимнее время требует каждодневной очистки от снега". В это же время главуполномоченный А.И. Кожуховский предписывал заводоуправлению утвердить проект устройства на Меднорудянском руднике железных дорог. Также планировали устроить в 1851 году чугунную рельсовую дорогу в Лайском заводе для ската дров с горы к заводским печам.

    В 1878 году была построена Уральская горнозаводская железная дорога от Перми до Екатеринбурга, которая прошла через Нижнетагильский заводской поселок. В 1895 году построена железная дорога из Нижнетагильского завода до Антоновского, которую в 1897 году продолжили до Висимо-Уткинского завода через Черноисточинский и Висимо-Шайтанский.

    В ответе на запрос юридического отдела от 17 августа 1913 года сообщалось: "...контора заводских железных дорог имеет честь сообщить управлению Нижнетагильских заводов, по словам техника Занадворова, что постройка узкоколейной Висимской дороги начата в сентябре 1896 года. Первый поезд прошел в июле 1897 года, но документов о пуске дороги не сохранилось. Колышкин".

    В виду плохого состояния грунтовых дорог гужевая перевозка совершенно не удовлетворяла потребности населения платиновых приисков Нижнетагильского округа и заводов, и здесь на помощь как раз и пришла узкоколейка. По Висимо-Уткинской железной дороге в 1912 году было перевезено 82 101 человек. В 2002 году из-за неэффективности грузовых и пассажирских перевозок ее закрыли, но частично дорога действовала до 2008 года, пока полотно не разобрали на металлолом.

    В 1912 году построена железная дорога от Нижнетагильского до Алапаевского заводов через Верхне-Салдинский и Нижне-Салдинскийы. В 1940-х годах для перевозки лесоматериалов положили узкоколейку до поселка Дальний, сейчас она ликвидирована.

    По рекам Чусовая, Кама, Волга в XVII – начале XX века шел главный водный путь, соединявший Нижнетагильские заводы с Центральной Россией и Западной Европой. В устье Межевой Утки была сооружена Усть-Уткинская пристань, где строили коломенки и суда для сплава. В статистических сведениях, составленных в 1845 году, сообщалось: "По Тагилу и Салде судов никаких не сплавляется, и только по Утке на пространстве 60 верст до реки Чусовой сплавляются так называемые коломенки с заводским металлом. Сплав производится спуском воды из заводского пруда. Потом реками Чусовой, Камой, Волгой и даже водной коммуникацию до Нижнего, Москвы, Санкт-Петербурга и Таганрога".

    В настоящее время от Нижнего Тагила в разных направлениях расходятся автомобильные, железные, грунтовые и лесные дороги. Асфальтированные трассы выходят в сторону Нижней Салды, Алапаевска, Невьянска, Кушвы и в село Усть-Утка, к Чусовой. Грунтовки ведут в сторону Серебрянки, Балакина, Зонального, Волчевки, Баклушиной. Множество троп и дорог выходит из города в ближайшие окрестности. Прямая трасса из Нижнего Тагила до поселка Синегорский была окончательно построена в 1959 году, и потом ее называли Старо-Компасной дорогой, сейчас это Серебрянский тракт.

    В 1970-е годы положили асфальт на Черноисточинском тракте. В 1980-е построили автомагистраль Екатеринбург – Серов, она прошла в западной стороне от Нижнего Тагила, на пересечении с дорогами, выходящими из города, имеются развязки с путепроводами.

    В 1990-е годы от Серовского тракта построена трасса до Горнозаводска, таким образом, дороги Свердловской области соединились с дорогами Пермского края, минуя Екатеринбург. В 2002 году предприятие "Магистраль" реконструировало дорогу от Нижнего Тагила до деревни Харенки.

    Дальнейшее благоустройство наших дорог как нельзя актуально и в 21-м веке.

Андрей ПИЧУГИН, краевед.

    Фото автора

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №38(221) от 29.10.2015.

 

 

Главная страница