Таинственный "Санси"

    Весной 1981 года в Свердловской картинной галерее работала выставка "Русские самоцветы". Более полутора тысяч изделий из камня, созданных уральскими мастерами за последние двести лет, разместились в шести залах. Впервые в одной экспозиции были собраны экспонаты из Эрмитажа, Павловского дворца, Загорска, Уральского геологического Свердловского историко-революционного и других музеев страны.

    В небольшой витрине одного из залов демонстрировались копии исторических бриллиантов. Они были созданы из природных и искусственных самоцветов художником Ю.М. Ружьевым и мастерами Р.3. Худяковым и В.А. Цыбиным в производственном объединении "Уральские самоцветы". К каждому экспонату, а их было около двадцати, прилагалась этикетка с указанием его "имени", параметров и краткой "биографии". Здесь находились копии бриллианта "Орлов", украшающего Алмазный фонд СССР, прекрасного кабоша "Евгения", названного в честь жены Наполеона III, "Регента" и других. На одной из полок располагался камень чистейшей воды, размером с голубиное яйцо, формой напоминающий грушу (панделок), покрытый множеством граней. Луч света "зажигал" его, и камень "вспыхивал" красным пламенем, мгновенно рассыпавшимся снопом разноцветных искр. Это была копия легендарного "Санси", созданная из фианита (фианит - искусственный минерал, обладающий сильным блеском и игрой граней. По физическим свойствам пригоден для имитации алмазов и других ограночных камней).

    Бриллиант "Санси" представлен многими справочниками о драгоценных камнях. Но наиболее полно его история изложена в монографии профессора Я. Зембицкого "Историческое известие о знаменитом алмазе "Санси", изданной в типографии Н. Греча в 1835 году.

    Яким Зембицкий был членом-учредителем и директором Русского минералогического общества, многие труды которого издавались не только на русском, но и на немецком языке.

    Привожу краткое изложение монографии, дополненное сведениями из других литературных источников.

    Алмаз, ставший впоследствии бриллиантом "Санси", был найден в Восточной Индии, "подобно всем доселе известным алмазам". Существует версия, что этот драгоценный камень принадлежал герцогу Бургундии Карлу Смелому.

    В пятидесятых годах XV века при дворе герцога находился голландский дворянин Людвиг Беркен (или Беркем). Считается, что именно он первым в Европе научился обрабатывать алмазы. В 1454 году он огранил свой первый алмаз, который впоследствии получил имя "Санси".

    Этот редчайший бриллиант стал украшать шлем Карла Смелого В 1477 году в битве при Нанси герцог был убит. Бриллиант похитил вражеский солдат, который продал его местному пастору за один гульден.

    В дальнейшем камень, поменяв нескольких владельцев, стал принадлежать французскому дворянину Николаю Гарлею де Санси, от которого и получил свое имя. Согласно одному из преданий (возможно это легенда) король Франции Генрих III попросил драгоценный камень у сеньора Санси, чтобы, заложив его, поправить свои финансовые дела. Бриллиант был отправлен о Золотурна (нынешняя Швейцария) со слугой. По дороге на гонца напали разбойники и убили. Но преданный своему оследину человек успел проглотить камень. Тщетно де Санси ожидал возвращения слуги. Узнав, что тот убит, он разыскал могилу несчастного, вырыл труп и в желудке обнаружил бриллиант.

    Затем "Санси" принадлежал английскому королю Якову II, который в 1695 году продал его Людовику XIV. "Король-солнце" носил драгоценный камень в аграфе, украшавшем его шляпу. Впоследствии бриллиант вставили во французскую корону. 17 августа 1792 года "Санси" похитили из Гард-Мебл. Чтобы пополнить свою казну, его разыскивал Наполеон I, но знаменитый камень исчез надолго.

    В конце двадцатых или начале тридцатых годов XIX века владельцем "Санси" стал Павел Николаевич Демидов. Он приобрел бриллиант через подставное лицо у герцогини Беррийской (Мария-Каролина-Фердинанда-Луиза, дочь короля обеих Сицилии Франциска I, жена, а после 1820 года вдова герцога Беррийского Шарля-Фердинанда. В смутные для Франции 1830-е годы решила возвести на престол своего малолетнего сына Генриха как последнего представителя старшей линии Бурбонов. В заговоре этой особы активное участие принимал французский роялист барон Жорж Дантес, приобретший впоследствии славу убийцы века) за 500 тысяч франков. Вероятно, большая нужда в деньгах заставила знатную аристократку расстаться с бриллиантом, неизвестное каким путем ей доставшимся. О распродаже имущества герцогини, в частности, библиотеки, сообщалось в газетах того времени.

    Но вернемся к "Санси". "Сей алмаз,- писал Я. Зембицкий, - имеет вид груши, ограниченной двойною резьбою, прозрачность его массы представляется в таком совершенстве, которое означается выражением чистейшая вода; вес его 53,5 карата, по точному исследованию, произведенному в Минералогическом обществе действительным членом А.А. Дювалем. Сей отличный знаток сущности и превосходства драгоценных камней утверждает, что суммою в 500 тысяч рублей не определяется достоинство алмаза "Санси", ибо он стоит несравненно большей цены". В описи регалий французской короны, составленной в 1791 году, камень был оценен в 1000000 франков.

    В 1836 году Павел Николаевич Демидов женился на Авроре Карловне Шернваль. Утром в день свадьбы он преподнес молодой жене великолепную шкатулку, сделанную из благородных металлов и украшенную драгоценными камнями с Урала. В шкатулке было четырехрядное ожерелье из жемчужин размером с лесной орех и "Санси".

    Супруги прожили вместе всего три с небольшим года. 21 марта 1840 года П.Н. Демидов умер. После смерти мужа Аврора Карловна появлялась в обществе только в темных однотонных туалетах, шею вдовы украшал "Санси" на платиновой цепочке.

    Дальнейшую историю знаменитого бриллианта можно проследить по письмам Авроры Карловны из Парижа, где она со своим вторым мужем подполковником Андреем Николаевичем Карамзиным прожила с декабря 1847 года по май 1848 года. Аврора пишет сестре Алине в Плен: "Ты не можешь себе представить тог удивительный эффект, который здесь производят мой "Санси" и мое жемчужное колье.

    Говорят даже, что некоторые дамы добиваются приглашения в дома, где я бываю, только для того, чтобы увидеть мои жемчуга". И далее: "Андре уверял меня, что вчера на балу, он все время знал, где я нахожусь, благодаря толпе, образовавшейся вокруг меня и следовавшей за мной всюду".

    Вероятное к этому времени относится следующий анекдот. Однажды на балу Аврора Карловна была со знаменитым бриллиантом на шее. Танцевать было очень тесно и она побоялась, что тонкая цепочка может порваться, драгоценность упадет на пол и потеряется. Аврора Карловна попросила своего кавалера - графа Марии - позаботиться о драгоценности и оставить ее у себя до следующего дня. Граф любезно согласился. Аврора расстегнула цепочку, и граф спрятал "Санси" в карман белого жилета. Напрасно госпожа Карамзина ждала, что на другой день Марии явится с визитом и вернет драгоценность. Прошло несколько дней - о графе никакого слуха. Авроре стало страшно. Не следует ли напомнить ему! Но это было бы крайне неудобна. Наконец, однажды доложили о приходе графа. Сияя от радости, Аврора поспешила ему навстречу, "Граф, как это любезно с вашей стороны, - произнесла успокоенная Аврора, - что вы пришли, чтобы вернуть мою драгоценность". Морни, побледнев, отпрянул. Похолодев от ужаса, он инстинктивно поднес руку к карману жилета. Граф совершенно упустил из памяти, что госпожа Карамзина доверила ему "Санси". Забыв о всяком этикете, он повернулся и стремглав сбежал с лестницы. Бросился в свою карету, во весь опор помчался домой, ворвался в дом и позвал слугу. "Жилет, - запыхавшись, закричал он, - белый жилет, в котором я был на балу, дай мне его". "Но я отнес его сегодня утром прачке", - заикаясь, пробормотал слуга. Марии казалось, что он задохнется. "Скорее, немедленное доставь его сюда", - приказал он и в нескольких славах объяснил испуганному слуге в чем дело. Смертельно побледнев, слуга примчался к прачке. Перед домом на тротуаре сидели маленькие дети прачки и с увлечением играли каким-то блестящим предметом, в отшлифованных поверхностях которого солнечные лучи преломлялись и сверкали всеми цветами радуги. Это был "Санси"...

    В мае 1854 года А. Н. Карамзин погиб во время Русско-турецкой войны. Аврора Карловна во второй раз стала вдовой...

    Пока документов, раскрывающих дальнейшую судьбу "Сан-си", не найдено, но в литературе есть несколько упоминаний о нем.

    Авторы монументальных книг о драгоценных камнях Г. Банк и Г. Смит утверждают, что "Санси" восхищались на Всемирной выставке в Париже в 1867 году, затем его приобрела семья Астор.

    В. Шуман указывает год приобретения именитого бриллианта этой семьей - 1906. Кем же был представлен бриллиант на выставку и у кого купила этот камень семья Астор? Неизвестно.

    По мнению же Р. Валаева, автора книги "Новеллы о драгоценных камнях", Аврора Карловна, выйдя замуж за Андрея Николаевича Карамзина, привезла с собой в новую семью (здесь имеется в виду семья историка и писателя Н.М. Карамзина) "Санси" вместе с другими драгоценностями. "В доме Карамзиных, - пишет Р. Валаев, - уникальный бриллиант находился с 1846 по 1917 год, а затем, след этого замечательного камня теряется. Известно лишь, что он не был вывезен за границу и остался в России".

    Этой же версии придерживаются уральские писатели И. Шакинко и Н. Мезенин.

    А вот как раскрывает дальнейшую историю этой драгоценности Ю. Соловьев. "По-видимому, давно исчезнувший бриллиант "Санси" вновь появился на свет и уже в Соединенных Штатах Америки. В печати сообщалось о том, что в 1969 году безымянный бриллиант величиной с голубиное яйцо, вделанный в кольцо, продавался с аукциона в Нью-Йоркской галерее Паркер-Бенета. ...последние три удара молотка, и бриллиант попадает в руки Кенмора..." (Роберт Кенмор - коммерсант и делец, представляющий интересы американского ювелирного дома Картье).

    И далее:"На аукционе "скрестили шпаги" Жаклин Кеннеди - жена греческого судовладельца Аристотеля Онассиса и Элизабет Тейлор, кинозвезда и супруга известного американского киноактера Ричарда Бартона. Таким образам, миллионное украшение от Кенмора перекочевало в витрину ювелирного дома Картье, а оттуда к Элизабет Тейлор". Версии о том, что знаменитый бриллиант "стал собственностью Элизабет Тейлор", придерживается и Ю. Яровой в своей замечательной книге "Цветные глаза земли".

    Итак, шесть упоминаний о существовании "Санси" после 1830 года. Монография Я. Зембицкого, где указываются параметры, полученные при исследовании этого камня в Минералогическом обществе А.А. Дювалем.

    Письмо А.К. Демидовой-Карамзиной, написанное из Парижа сестре Алине в феврале 1848-го года. Утверждения, что"Санси" демонстрировался на Всемирной выставке в Париже в 1867 году. "Санси" стал собственностью аристократической семьи Астор. Версия Р. Валаева, что Аврора Карловна привезла в новую семью "Санси", и камень до 1917 года находился в семье Карамзиных. И предположение Ю. Соловьева и Ю. Ярового о том, что "Санси" находится у Элизабет Тейлор.

    Два первых упоминания документальны, следовательно, бесспорны. Следующие два - сомнительны. И вот почему. В книге "Мир самоцветов" Г. Банк утверждает, что "Санси" весит 106 каратов, что противоречит замерам А.А. Дюваля, державшего камень в руках. Далее, Г. Смит так начинает описание бриллианта: "История камня "Санси" очень запутана, возможно, в ней переплелись истории двух или более камней". Следовательно, речь могла идти о другом камне, и семья Астор приобрела не тот "Санси", о котором писали Я. Зембицкий и А. Демидова-Карамзина. Тем более, как заметил Г. Банк: "...никогда ничего нельзя утверждать с уверенностью, если речь идет о частном владении". Конечно, можно предположить, что именно "тот" "Санси" демонстрировался на Парижской выставке в 1867 году. Но в таком случае официальный показ в Париже драгоценности, некогда похищенной из французской сокровищницы, мог вызвать грандиозный скандал. Или "Санси" в то время принадлежал Франции? У кого же, в таком случае, он был приобретен!

    Версия Р. Валаева, И. Шакинко и Н. Мезенина, мягко говоря, вызывает недоумение. Аврора Карловна Демидова была весьма состоятельным человеком. Когда она стала женой Андрея Николаевича Карамзина, муж пришел к ней в дом, а его мать и сестры подолгу жили у гостеприимной невестки на вилле Трясканда. Предположение, что богатая, умная и независимая женщина отдала в другую семью, даже если это семья мужа, фамильную драгоценность, неубедительна. И уж совсем абсурдным кажется утверждение, что "Санси" хранился в семье Карамзиных до 1917 года. Екатерина Андреевна Карамзина - мать Андрея Николаевича, ее сыновья и дочери умерли в XIX веке. Аврора Карловна пережила всех и скончалась в 1902 году. Таким образом, бриллиант "Санси", по мнению автора данной статьи, никогда не был собственностью семьи Карамзиных.

    Версия же Соловьева и Ярового, на мой взгляд, заслуживает внимания, но для того, чтобы проследить предположительный путь бриллианта "Санси" or времени Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной до аукциона в Нью-Йорке, проходившего в наши дни, необходимо сделать небольшой экскурс в историю.

    Павел Павлович Демидов - сын Павла Николаевича и Авроры Карловны - был очень богатым человеком. Кроме заводов и имений в России ему принадлежали виллы и дворцы за границей. Он купил в Италии великолепное имение Медичи - старинную виллу Пратолино, расположенную близ Флоренции. От своего бездетного дяди Анатолия Николаевича Павел Демидов унаследовал княжеский титул и виллу в Сан-Донато. Электронная версия historyntagil.ru. Богатый наследник перевез из Сан-Донато в Пратолино фамильную библиотеку и художественные ценности, а их было немало. В частности, портрет П. Г. Демидова кисти Ф. Рокогова, два мраморных бюста - Никиты Акинфиевича Демидова и его жены Александры Евтихиевны, созданные Федотом Шубиным. Можно предположить, что в этой коллекции были портреты и других Демидовых, их родственников Строгановых, написанные известными портретистами К. Брюлловым, Э. Виже-Лебрен, Ж.-Л. Вуалем и другими, а также картины русских и европейских мастеров, античные скульптуры, различный антиквариат. Виллу Пратолино унаследовала дочь П.П. Демидова Мария, в замужестве Абамелек-Лазарева.

    У Павла Павловича от двух браков было шестеро детей (седьмой умер в младенчестве]. Следовательно, у Авроры Карловны были две невестки, три внука и три внучки. Одну из них, родившуюся в 1873 году, назвали Авророй в честь бабушки. Аврора Павловна вышла замуж за сербского принца Арсения Карагеоргиевича - офицера русской армии. Сын Авроры-внучки Павел Югославский (он, вероятное носил такую фамилию) унаследовал виллу Пратолино в 1956 году после смерти своей бездетной тетки Марии Павловны Абамелек-Лазаревой.

    Картины и антиквариат из виллы Пратолино экспонировались на различных выставках. Например, в каталоге выставки французского искусства в Лондоне в 1968 году указана картина "Девочка в шляпе", на которой изображена Екатерина Александровна Строганова. К каталогу прилажена репродукция со следующей аннотацией: "Художник Э. Виже-Лебрен, владелец Павел Югославский, размер 68,5х55,9, ранее находилась в собрании Демидовых".

    В 1969 году Павел Югославский продал виллу Пратолино, а ценности пошли с молотка. Вспомните, уважаемый читатель, что аукцион в Нью-Йорке происходил тоже в 1969 году.

    Теперь вернемся к Авроре Карловне. Она, судя по воспоминаниям современников и ее письмам, была человеком умным, рассудительным, чтила традиции старинных дворянских родов. Демидова-Карамзина получала приличную пенсию от тагильских заводов, имела дом в Петербурге, виллы в Финляндии. Сомнительно, чтобы женщина, обладающая достоинством да к тому же обеспеченная и независимая, могла продать фамильную драгоценность.

    Куда же в таком случае делся "Санси"! Скорее всего, Аврора Карловна завещала после своей смерти этот бриллиант одной из самых близких родственниц. Этим близким существом вполне могла быть Аврора Павловна Карагеоргиевич - женщина ослепительной красоты, портрет которой написал Константин Маковский.

    Аврора-внучка не надолго пережила бабушку и скончалась в 1904 году. Вероятнее всего, богатство матери унаследовал сын Павел, к тому времени несовершеннолетний. Как же в дальнейшем могли распорядиться фамильным бриллиантом! Здесь можно предположить два варианта: "Санси" был продан какому-нибудь государству или частному лицу и другой - "Санси" остался в семье принца Павла и его наследников.

    Если принять первый вариант, возможно, фамильная драгоценность Демидовых, стала принадлежать кинозвезде Элизабет Тейлор (версия Соловьева и Ярового). Есть еще одно небольшое косвенное подтверждение этой версии. Журнал "Штерн" писал, что супруг кинозвезды Р. Бартон после очередной размолвки с женой "...на следующий день покупал ей огромное кольцо с бриллиантом, который был так велик, что она не могла согнуть палец". Замечу, что период совместной жизни актеров длился с 1964 по 1976 год. Вполне вероятно, что в обеих публикациях - Ю. Соловьева и журнала "Штерн" - речь идет об одном и том же кольце.

    А если все-таки у Элизабет Тейлор не тот бриллиант, что был подарен Авроре Карловне! В таком случае, можно принять второй вариант и предположить, что бриллиант "Санси" находится среди богатств, унаследованных Павлам Карагеоргиевичем (Югославским), в Италии или Югославии. Мажет быть, это сокровище находится ив другой стране, но только не в России.

    Так мне видится история бриллианта "Санси". Она построена на предположениях и косвенных доказательствах, поэтому далеко не бесспорна.

    В архивах многих городов страны и за границей хранятся документы, принадлежащие Демидовым. Сейчас по архивным материалам ученые, историки, музейные работники, краеведы пытаются восстановить историю этого рода. Планируется издание Демидовской энциклопедии. И, может быть, среди деловых бумаг попадется письменное свидетельство о приобретении П.Н. Демидовым бриллианта "Санси", акт о передаче этой фамильной драгоценности в наследство и другие документы об историческом камне. И на основании прочитанных страниц из прошлого будет написана достоверная биография "Санси" - камня, связанного с нашим городом, камня, олицетворяющего непреходящие ценности - красоту и вечность.

"Санси"

     М. П. Рыжова

Литература: Тагильский краевед. Альманах. - Нижний Тагил, 1992.-128 с., ил.

Главная страница