Сегодня в историческом архиве открылась выставка, посвященная металлургии. Главным образом заводу им.Куйбышева. В целом несколько проходное мероприятие, как мне показалось, но... таки сходил на открытие не зря! Помните известное выражение: "дьявол кроется в деталях"? Ну так вот и в данном случае, нашел вроде бы мелочь, на которую, собственно кроме меня никто и внимания не обратил, но эта "мелочь" - настоящая "историческая бомба"! думаю, что всем интересующимся историей города известны названия наших мостов. Они, особенно в последнее время неплохо популяризируются. Так вот, в данном случае, речь о так называемом "Чугунном" мосте. Он был построен через водосброс рабочих прорезов плотины, связывал завод с улицей Больше-Рудянской. По легенде был построен из комплекта чугунных деталей моста, предназначенного для одного из каналов Санкт-Петербурга, перед приездом в Нижне-Тагильск наследника престола. Впрочем, в официальной справке "о наименованиях мостов", составленной одним из старейших краеведов города - С.И.Хлопотовым, эта история звучит так: "Мост был деревянным. Но в 1812 году его заменили чугунным. На его устройство пошло 7 800 пудов чугуна. Так этот мост стал называться Чугунным. Сейчас Чугунный мост погребён под слоем земли и брусчатки и полностью предан забвению." До меня доходили планы о раскопках и восстановлению этого моста, приуроченных к созданию "Демидов-парка". И все бы ничего, да вот, как всегда, появилось одно НО...! На выставке представлен фотоальбом 1950 года рассказывающий о соцкультбыте металлургов завода Куйбышева. И вот в нем, представлены два фото: мост до реконструкции и после. В смысле после засыпки. Оказывается, что засыпан он был в конце 1940-х - где-то в 1948-50гг. И вот что самое интересное, не смотря на подпись к фото, гласящую что перед нами "Чугунный мост", на самом деле, на фото он... деревянный! Это значит, что если и был мост какое-то время из чугуна, то в последующем чугунная конструкция была разобрана. Зачем? Что с ней стало? Вот тут и кроется большая загадка. Это направление для поисков историков и краеведов. По моему личному мнению, если и был этот мост некоторое время выполнен из чугуна, то после был разобран и убыл по назначению - в СПб. Нужно закапываться в архивы и искать заказы, а так-же отчеты и рапорты. Необходимо уточнять, когда и для кого он отливался, почему не был сразу отправлен, и куда в последствии делся.