Третья пятилетка. 1999-2004. Трудное время. На переломе

 

Люди "Телекона"

Елена Раудштейн: успехов вам в бизнесе

    По итогам городского конкурса "Журналист 2000 года", в номинации "Освещение вопросов развития потребительского рынка" лучшей была признана ведущая рубрики "Бизнес. Информация. Реклама" программы "Время новостей", журналистка телерадиокомпании "Телекон" Елена Раудштейн.

    – Лена, фамилия Раудштейн довольно известна в городе. Скажи, семья каким–то образом повлияла на твой выбор профессии?

    – Наша семья, на мой взгляд, тот идеал человеческих отношений, к которому надо стремиться. Главным для моих родителей всегда были дом, дети – папа обеспечивал, мама воспитывала. При этом оба занимали руководящие должности: мама моя, Лидия Ивановна, возглавляла конструкторское бюро отдела № 10 Уралвагонзавода. Папа, Анатолий Ефимович, был начальником ЖКХ и сейчас, в свои 75 лет, работает. И оба всю жизнь – в гуще общественных дел. Мама еще в народном суде заседала, народным депутатом была, статьи в газеты писала... Поэтому и я с седьмого класса под руководством Ирины Денисовой стала писать заметки в "уголок юного журналиста", в "Тагильский рабочий", а брат, Вадим, – в "уголок юного юриста". И когда пришло время выбирать профессию, сомнений не было. Я стала журналистом, брат – юристом.

 

    – Где начиналась твоя журналистская карьера?

    – Я не сразу поступила в университет. Пришлось поработать на УВЗ лаборантом-метрологом. Но через три месяца моя тетя, поэтесса Анна Ивановна Прокопьева, будучи тогда корреспондентом газеты "Машиностроитель", подсказала, что в газете "Химик" Уралхимпласта есть вакансия журналиста. Я пришла в редакцию "Химика" семнадцатилетней девочкой, и двенадцать лет комсомольской молодости вспоминаю, как самые яркие: юношеский максимализм, борьба за дисциплину, рейды, "прожекторы"! В дружном коллективе редакции праздновали мое 18-летие, замужество, рождение ребенка... Завод стал родным, и я до сих пор, бывает, оговариваюсь: "у нас на Уралхимпласте...".

    – А как оказалась в "Телеконе"?

    – В "Химике" у нас подобралась настоящая команда единомышленников: Людмила Александровна Гладкова, Любовь Козулева, Наташа Побережник, Володя Плотников. Когда появился "Телекон", Володя стал убеждать нас, что телевидение – это ново, это интересно, это надо попробовать! Он ушел первым, и мы как-то сразу "осиротели"... За ним перебрались в "Телекон" и мы с Любой Козулевой.

    – Сложно было адаптироваться в тележурналистике, вы ведь практически были первыми репортерами городских новостей?

    – Да, мы стали первым составом новостийщиков. И переходить от газетного жанра к телевизионному стандарту – укладывать максимум информации в полутораминутный сюжет – было о-очень трудно. Но это был очень интересный и полезный период работы с Ольгой Зверевой, которой мы верили и прислушивались к ее мнению.

    – Программа "Бизнес-панорама" стала следующим витком в твоей профессии?

    – Я сразу согласилась работать в "Бизнес-панораме". Это была новая для меня тема, было интересно. Программа быстро стала популярной и нашла своего зрителя во многом благодаря обаятельному ведущему Саше Мартиросову. Его любили, его "включали"... Первым оператором "панорамы" был талантливый Юрий Лепендин. Потом – Дмитрий Путилов, с которым мы в соавторстве продолжаем теперь делать "БИРку". Я всегда говорю, что на первом этапе сюжет делают трое: журналист, оператор и... видеокамера. Конечно, режиссирует съемки журналист, а вот снять эстетично, красиво должен оператор. Это сложный процесс, к тому же операторской работе, кроме как в столичных городах, нигде не учат. Но Дима – настоящий мастер художественной съемки. Хотя бывает, если что-то не получается, я становлюсь настоящей мегерой – разойдусь так, что камера дрожит...

    – В рубрике "Бизнес. Информация. Реклама" ты впервые появилась на экране в качестве ведущей. Был какой-то внутренний барьер или не было никаких проблем?

    – Сложно было, конечно, после Саши Мартиросова появляться с бизнес-новостями на экране. В этот же период, так совпало, приходилось ухаживать за больной женщиной. Я недосыпала, приходила и садилась перед камерой с красными глазами. Тут уж Ольга Зверева начала меня "строить": "Ты должна отбросить все свои проблемы и эмоции! У людей своих бед хватает, ты должна улыбаться с экрана!", и все, кто рядом работал, помогали мне "войти в роль". Да и не хотелось выглядеть бледно рядом с молодыми ведущими новостей Светой Афраковой и Натальей Литвиной.

    – "БИРка" также популярна, как "Бизнес-панорама " ?

    – Вряд ли стоит сравнивать одно с другим. Скажу только, что мы также работаем на потребителя и производителя. И те, и другие нам звонят, задают вопросы:

    "А где опубликован такой-то закон?", "А в какой банк лучше вложить деньги?" Несколько наших рекламных роликов, благодаря тому, что появился филиал рекламного агентства "Северный регион", крутятся в Екатеринбурге. А в нашем городе маленькая телерубрика "БИРка" – единственная, где систематично освещаются проблемы потребительского рынка.

    – Лена, у тебя такой большой журналистский опыт, тебе известны проблемы предпринимателей, и люди знают тебя. Коллеги поражаются твоей эрудиции и называют тебя человеком, который знает все про всех и про все. Не пора начинать свой бизнес?

    – Нет, это не мое. Я могу подсказать идею, посоветовать, как ее воплотить. Я точно могу сказать, какой товар пойдет, а какой нет, но журналистика – это самое интересное, чем мне хочется заниматься.

    – И никем другим не могла бы быть?

    – Разве что воспитателем в детском саду. Очень люблю маленьких детей.

    – А твой сын, Андрей, уже задумывается о будущей профессии? Сколько ему лет?

    – Сейчас он учится в 9–й школе, в седьмом классе, а еще – в музыкальной школе по классу гитары, занимается баскетболом, английским... В общем, я его загружаю также, как меня когда-то мама – я тоже и танцами, и музыкой, и спортом занималась, и все это мне пригодилось. Андрюша такой же инициативный, активный, как и все Раудштейны. Он смотрит все новостные программы, рассказывает обо всем в классе. А кем станет?.. Иногда говорит, что будет бизнесменом, как папа, то – журналистом, как мама, то оператором, как дядя Дима Путилов, то хоккеистом, как Фетисов...

    – Одна из твоих коллег охарактеризовала тебя так: "Лена – это огромный заряд положительной энергии!" Откуда черпаешь энергию? Чем, кроме работы, заполнена твоя жизнь? Как отдыхаешь?

    – Работа в "Телеконе" – самая главная и лучшая часть моей жизни, которая и подпитывает меня энергией. Я люблю людей, с которыми работаю – сплошь яркие личности! Очень люблю свой дом, сына. Люблю принимать гостей, и всегда стараюсь приготовить что-нибудь вкусненькое, какой-нибудь оригинальный салатик. У меня хобби такое – что бы ни читала, обязательно отыщу какой-нибудь кулинарный рецепт или совет, как обустроить дом. Случайных людей в моем доме не бывает. Есть две самых близких подруги, одна – учительница, другая – врач, давно дружу с художниками Дианой и Сергеем Брюхановыми. Когда встречаюсь с этими людьми, получаю положительный эмоциональный заряд на несколько месяцев.

    – А какие качества в людях не приемлешь?

    – Не люблю ненадежных. Скупых. Не в смысле денег, а нещедрых по эмоциональному отношению к людям. Не хочется общаться с серыми личностями, которые ничем не интересуются, ни к чему не стремятся.

    – Читать много приходится?

    – Прочитываю килограммы газет и журналов. В основном, по ночам, когда все уроки сделаны, ребенок спит, а под ногами дремлет кот Марсик...

    – А спортом занимаешься?

    – Не так, как раньше. Иногда вечерком, могу пробежаться, когда стемнеет, чтоб никто не узнал, "железки" хорошо помогают снять стресс. Атак, с весны до осени, – садово-огородные работы. В саду с соседями давно живем как большая дружная семья. Когда-то мы бегали по дорожкам, теперь наши дети. Мама моя очень любила для детворы костры с песнями устраивать. Минувшим летом уже я организовала праздник индейцев: и из лука стреляли, и на великах гоняли... Я по гороскопу Львица, наверное, поэтому люблю лето, когда все ярко, красочно...

Галина ПОВЕЛОНЕЦ.

    Фото Т. Дубинина и из архива Е. Раудштейн.

    Литература: Газета "Телекон Weekly", №5(272), 29 января – 4 февраля 2001 г.

     

Очень знакомый образ

    Попробуйте по нескольким деталям понять и описать характер человека, который без ума от Пушкина, Булгакова идо глубокой ночи может зачитываться женскими романами в исполнении Франсуазы Саган. Величественным, гордым, но холодным хризантемам предпочитает простенькие васильки. Любит Чайковского, Вивальди, Таривердиева и в который раз уж, затаив дыхание, смотрит фильм "Москва слезам не верит".

    Пожалуй, в этом ряду пристрастий все дополняет друг друга. Эта женщина не может обойтись без красоты, без красивых вещей, мелодий, слов, строк. Сентиментальна, чуть-чуть суеверна и, вне всяких сомнений, верит в жизненность истории Золушки и Принца.

    Но попробуйте в телекомпании "Телекон" применительно к ней заикнуться о сентиментальности, вам скажут, что вы наверняка ошиблись. Скажут, что за себя она постоять умеет, бывает едкой, неуступчивой, упрямой. Любит дисциплинированных и исполнительных людей. А кто-то из начальства назвал ее "ходячим укором" за постоянное желание защищать журналистскую и операторскую братию и бесконечные вопросы "почему?" Сказано это было о ведущей рубрики "Бизнес. Информация. Реклама" Елене Раудштейн.

Есть еще порох в пороховницах

    – Я знаю немало людей, в том числе и в журналистской среде, которые предрекают "Телекону" скорую кончину.

    – И мне такие предсказания в последние годы неоднократно приходилось слышать. Но, как видите, "Телекон" живет и работает. Слухи о его кончине, как говаривал Марк Твен, сильно преувеличены. Думаю, что надо меньше обращать внимание на подобную информацию.

    – Но ведь новые творческие проекты в телекомпании – редкость?

    – Серьезные телепроекты требуют серьезных вложений, а у "Телекона" есть финансовые затруднения. Потенциал же наших журналистов, с моей точки зрения, большой. Идей много, и, конечно, хочется хотя бы некоторые из них воплотить в жизнь.

    – Означает ли это, что вы и ваши коллеги подумываете вывести рубрику "Бизнес. Информация. Реклама" из программы "Время новостей"?

    – Есть обстоятельства и "за", и "против".

    Если мы выведем рубрику из "Времени новостей", то рискуем потерять тот вал рекламы, который есть сейчас, но зато будем знать, что нас смотрит не случайный, а наш зритель. Что касается тематики самостоятельной программы, то принципиально в своей работе я бы менять ничего не стала. Новый проект мог бы иметь название "Потребительская корзинка". Мы с коллегами даже придумали несколько рубрик. На мой взгляд, интересных. Очень оригинальная операторская работа там сочетается с необычным монтажом.

    – А если вернуть направление "Бизнес-панорамы", программы, которая была прародительницей вашей рубрики?

    – Анализ рынка, путей развития предпринимательства, юридические консультации – это никогда не помешает. Но все должно быть одновременно и авторитетно, и познавательно, и динамично. Я думаю, если уж ты берешься за программу, то она должна быть такой, чтобы по крайней мере, 15 минут зритель не мог оторваться от экрана.

    – Вы максималистка?

    – В общем, нет. Довольно часто приходится идти на компромиссы. Однако работу свою стараюсь выполнять добросовестно.

За приз спасибо, но...

    – Приз, который вы получили по итогам 2000 года, – первая ваша телевизионная награда?

    – Да.

    – Ответ однозначный и сухой. Похоже, вы не очень рады?

    – Отчего же, я рада. Но, во-первых, прошло уже достаточно времени, чтобы успокоиться, а, во-вторых, не надо обольщаться, ведь награда, которую я получила, не профессиональная, это приз городского комитета по развитию потребительского рынка. При всем уважении к специалистам, которые работают в комитете, если бы творчество нашей съемочной бригады оценивали еще и телевизионные профессионалы, возможно, мы бы не получили ничего. Впрочем, как и некоторые другие лауреаты 2000 года.

    – Вы сомневаетесь в компетенции жюри конкурса "Лучший журналист года"?

    – Я прошу понять меня правильно. Меньше всего мне хотелось бы кого-нибудь обидеть, но конкурс на лучшего журналиста года – дело настолько серьезное, что здесь кривить душой нельзя. Ведь с лауреатов в той или иной номинации мы должны брать пример. Они наши маяки. Ни политические мотивы, ни юбилеи того либо иного средства массовой информации не должны быть определяющими в выборе лучших. Именно поэтому жюри не может состоять только из представителей администрации города и редакторов газет, особенно муниципальных и ведомственных. Это зависимые люди, если они не проголосуют так, как нужно, то, возможно, не получат, скажем, очередных субсидий. К тому же многим редакторам мелких изданий самим не мешало бы еще профессионально подрасти, простите за прямоту. Поэтому жюри должно состоять из тех людей, чей авторитет в журналистском мире непререкаем. Такие специалисты в Тагиле есть. И, конечно, в жюри должен быть паритет между телевизионщиками и газетчиками. Всего этого мы не видели во время нынешнего конкурса. Хотя сама идея, бал лучших журналистов, награды – это все хорошо, это надо продолжать. Такие конкурсы, безусловно, стимулируют творчество.

    – Весьма строгая речь для почитательницы "Солнца в холодной воде".

    – Проблема того требует.

Мы друзей за ошибки прощаем

    – Со своими коллегами по съемочной бригаде вы так же строги?

    – Вы знаете, весь "Телекон" живет дружбой. А производственные конфликты... Они есть везде. Главное – вовремя остановиться, найти компромисс.

    Конечно, к большинству вещей и событий можно и нужно относиться с юмором. В "Телеконе" чего только не бывает! Однажды даже один наш оператор приехал на съемку без видеокамеры. Вы представляете? Настолько был погружен в себя, что когда закидывал за плечо кофр, даже не заметил, что в нем нет аппаратуры. Обнаружил это только на месте событий. Рассердиться бы на него надо, а нам смешно, но, разумеется, не в тот момент. Тогда, на съемках, ребята были готовы затоптать своего оператора, а водитель телеконовской машины высказал ему все, что о нем думал. Причем словарный запас бедного оператора после этого пополнился как минимум тремя десятками отборных неологизмов.

    А если серьезно, то к "Телекону" вполне применимы слова некогда популярной песни: "Мы друзей за ошибки прощали, лишь измены простить не могли".

Иногда известность помогает

    На одном из региональных телевизионных семинаров весьма авторитетные специалисты в области телевидения довольно долго приглядывались к информационной программе "Телекона " "Время новостей". В конце концов дали положительную оценку. Похвалили спецрепортажи Светланы Афраковой. А о ведущей рубрики "Бизнес. Информация. Реклама" сказали: "Ее появление в кадре, казалось бы, противоречит всем новостийным законам. Но образ настолько запоминающийся, что его лучше не разрушать. Внимание всегда фокусируется на необычном, и этим надо пользоваться, чтобы удержать зрительскую аудиторию".

    Кстати, сама Елена Раудштейн из телеведущих отдает предпочтение гладко причесанной Екатерине Андреевой с ОРТ.

    – У вас запоминающийся телевизионный образ. Огромная копна темных волос в кадре – это, в общем-то экзотика. Часто вас узнают вне "Телекона"?

    – Да, случается, узнают. В основном на рынке и в магазинах, откуда обычно ведет репортажи наша рубрика. Познав за несколько лет съемок все особенности российской торговли, я иногда начинаю, что называется, качать права. И порою телевизионный образ помогает выигрывать подобного рода споры. А последний раз узнали на рынке. Сказали, что в телевизоре я кажусь маленькой, а на самом деле большая. Ну, уж какая есть. А впрочем, не мешало бы похудеть.

П. ЕВГЕНЬЕВ.

    Фото Т. Дубинина и из архива Е. Раудштейн.

    Литература: Газета "Телекон Weekly", №5(272), 29 января – 4 февраля 2001 г.

 

Ольга Черепова: "даже после самой лютой зимы наступает весна..."

    У всякого творческого человека есть своя "причудинка". Каждый год, 31 декабря, за час до полуночи, Ольга Павловна Черепова делит чистый лист пополам и записывает в "хорошую" колонку, те дела и события, которыми довольна, а в "плохую" – те, что не удались, и то, что не удалось.

    Потребность анализировать и взвешивать, вероятно, объясняется тем, что родилась Ольга Павловна под созвездием Весов. Но для тагильчан и без астрологического календаря очевидны творческие удачи этой элегантной, энергичной женщины, то и дело рассказывающей с экрана о событиях культурной жизни города. Ее телепроекты – "Открывая занавес", "Бенефис от фонаря", "Весы и вехи", "С приветом из Москвы", "Прогулки по Тагилу", "Культ культуры", "Мое имя в поэзии Пушкина" и другие – неповторимые мгновенья истории, талантливых судеб, открытий, запечатленные вдохновенным и добросовестным летописцем.

    – Ольга Павловна, получая диплом победителя в конкурсе журналистов, вы сказали, что телевидение – это увлечение, а не главное дело вашей жизни...

    – Естественно, я не профессиональный журналист, а скорее любитель. Работаю в "Телеконе", потому что нравится его коллектив, нравится бывать в музеях, на концертах, нравится встречаться с самыми талантливыми людьми нашего города ...

    – Такая жизнь – сплошной праздник?

О. Черепова, Д. Дралюк, Н. Бучельникова

    – Праздничная работа... На любой выставке, на фестивале, в мастерской у художника я редко ощущаю себя зрителем. Ведь все время думаешь, как лучше рассказать об увиденном, что лучше показать, ищешь точное слово для родившейся эмоции, стараешься получить больше информации... Но это все – ненужная зрителям репортерская "кухня".

    – И все же, какие ее рецепты вы предпочитаете?

    – Рецептов у меня нет. Есть сознание того, что моя "новость культуры" почти завершает телевизионную картину событий дня, поэтому хочется, чтобы она несла зрителям положительную эмоцию. Мне легче, чем моим коллегам, которые говорят с экрана о проблемах, о настораживающих, безрадостных событиях. У меня особая, "приятная" тема, и герои моих репортажей особые, одаренные, тонкие личности. Я научена говорить о них бережно. Не понимаю публикаций, авторы которых распекают, отчитывают актера или художника, словно поймали его на чем-то постыдном, застукали халтурщика. Не понимаю подглядываний в замочную скважину и последующих публичных пересудов: кто, с кем, зачем, почем... К сожалению, этот желтый бред стал встречаться и в тагильских СМИ. Не понимаю критиков, почитающего себя за истину в последней инстанции. И во всех этих ролях никогда не выступаю.

    – Отвлечемся от телевидения. Главным делом жизни вы считаете театр?

    – Конечно. В драматическом я уже двадцать лет. До этого был театр кукол, где я работала администратором.

    – А до этого?

    – Детская мечта стать театроведом. Я училась в школе № 44. У нас была лучшая в городе самодеятельность и клуб "Радуга" для любителей поэзии, музыки, театра. С нами работали замечательные учителя М.Р. Грачева, Н.А. Шапко, Э.В. Золотухина и моя мама А.И. Твердохлебова. Что-то они вложили в нас такое, что из "Радуги" выросли заслуженная артистка России, актриса Пермского ТЮЗа Г. Бахмисова; искусствовед, преподаватель НТГПИ Г. Курманаевская; председатель ГК профсоюза работников культуры Г. Тябут, руководители "Калейдоскопа" Н. и Ю. Красниковы; директор Дворца Молодежи Т. Дмитриенко... А я в шестнадцать лет поехала поступать в главный театральный ВУЗ страны. Но, эдакая провинциалка с косичками, увидела в ГИТИСе своих "коллег" –абитуриенток с модными тогда "бабеттами", услышала их разговоры о последних московских премьерах, о которых понятия не имела, и испугалась. В приемной комиссии у меня даже документы не взяли, просто мудро посоветовали: "Девочка, вы еще такая маленькая. Приезжайте к нам через годик". Я, конечно, разревелась. В слезах побежала за билетом на самолет и, почти не увидев Москву, улетела домой и поставила на мечте о театре крест.

    – А вы помните день, когда она все-таки сбылась?

    – В "Тагильском рабочем" увидела объявление: "Драматическому театру требуется на работу заведующий литературной частью". Для меня оно было из серии "такого не бывает". А.И. Щеголев, тогдашний главный режиссер, сразу предупредил меня, что завлит – это человек, который всегда во всем виноват: в том, что зрителям не нравится репертуар, а актерам – пьесы, в том, что о театре не пишут газеты или пишут плохо, в том что... Я была согласна на все. Через несколько лет я спросила у Анатолия Ивановича, почему он тогда выбрал меня, он ответил: "У тебя были вот такие глаза"! И изобразил такую восторженно-мечтательно-молящую физиономию, что мы оба расхохотались. Он был мой первый театральный учитель. Царствие ему небесное. А в день нашего знакомства я пришла домой, скинула пальто на пол и танцевала на нем. От счастья, наверное...

С И. Булыгиным, В. Пашниным и актерами драмтеатра

С И. Булыгиным, В. Пашниным и актерами драмтеатра

    – А первое выступление на телевидении?

    – Помню. Это было в Грозном – красивейшем городе фонтанов и роз, где мы были на гастролях в 1981 году. Там студия ТВ была в парке, где росли деревья, которые мы с сыном вдвоем не могли обхватить, взявшись за руки. Парк этот вырубили еще в первую чеченскую войну...

    С режиссером кукольного театра Г. Гольдманом– То есть, у вас до "Телекона" был телевизионный опыт?

    – Небольшой был, потому что каждый год на гастролях мы проводили передачи о театре, я выступала в новостях. В Петрозаводске давали одни советы, в Ташкенте – другие, в Нижнем Новгороде – третьи... Так что опыт копился. Д.Н. Дралюк – первый и единственный режиссер "Телекона" сначала работал в театре. Мы очень хорошо относились друг к другу, и, наверное, с его легкой руки я оказалась на телевидении.

    – Любой телепроект требует материальных затрат, денег всегда не хватает. А вам удалось сделать столько программ... Как?

    – Я не знаю. Телевидению, как и театру, и культуре вообще, нужны богатые люди – спонсоры, меценаты, единомышленники. Причем, должны быть дважды богатыми – не только деньгами, но и душой. Пусть немного, но такие люди есть. Но я их находить не умею – для этого нужен особый талант. Но случается, что они меня находят. В первой серии краеведческих "Весов и вех", например, была заинтересована администрация Ленинского района, "Привет из Москвы" получился, потому что появились люди, которые были согласны оплатить любой интересный проект, и мой им понравился. Остальные программы были не особенно затратными, и на них хватило энтузиазма и денег "Телекона".

    – Самые удачные и любимые ваши телепроекты?

    – На телевидении мои самые любимые проекты – "Весы и вехи", "Мое имя в поэзии Пушкина", "Прогулки по Тагилу". Один из девяти фильмов "Прогулок" получил Диплом на региональном фестивале телепрограмм в Уфе в номинации "Женская тема на телевидении". Но если я говорю, что люблю эти передачи, это не значит, что люблю их смотреть. Я люблю ту атмосферу, в которой они рождались, работу, которую мы делали с операторами А. Погосяном, В. Дождиковым, с монтажерами А. Поповым, Д. Суховым, Ю. Барбашиным и, конечно, радость общения с теми, кого мы снимали. Я столько интересных людей узнала, благодаря этим проектам! И конечно, люблю "Культ культуры". Пусть у нас этот культ еще не сложился, но в нашем городе есть талантливейшие творческие коллективы – мои любимые "Тагильские гармоники", "Калейдоскоп", "Родничок", "Рябинка", "Ником Биг-Бенд", театр наш, конечно. Какие у нас музеи! Сколько у нас прекрасных художников, музыкантов! Не любить это я не могу.

    – Вам часто попадались личности, которые влияли на вашу судьбу?

    – Я плохо поддаюсь влиянию. Но если говорить о людях, которым я благодарна, это, конечно, дорогие мои родители. То, что моя мама – прекрасный педагог, редкий человек, могут подтвердить сотни ее учеников, с которыми она и сейчас поддерживает самые теплые отношения. Моего папу, Павла Васильевича, помнят люди старшего поколения, как очень доброго, честного, принципиального. Последние годы до пенсии он работал на ВМЗ, а в конце 60-х был директором театра. Как раз тогда и родилась моя любовь к театру. У нас с братом было по-настоящему счастливое детство в семье, где все любили друг друга. Горько, что папы нет, что мама осталась одна, а ведь они дольше полувека прожили вместе...

    Павел и ЛизонькаВообще, у меня в жизни было и есть очень много хороших учителей. В педагогическом институте самыми любимыми преподавателями были Г.Г. Агеносов, И.В. Милостной, Ф.С. Попков – читать, думать, чувствовать они научили. Писать и говорить я училась у наших журналистов А.А. Егоровой и Т.Е. Кононовой. А в Москве на семинарах школы завлитов, в лаборатории театральных критиков вели занятия нынешний Министр культуры РФ М. Швыдкой, ведущий передачи "Серебреный шар" В. Вульф и, по-моему, лучший театровед страны А. Смелянский – завлит МХАТа. Однажды он долго рассказывал о том, сколько авторов приносят ему пьесы, сколько критиков просят аудиенции, сколько страниц книги и статей пишет он в неделю, и совершенно неожиданно заключил: "Если вы не хотите превратиться в чиновника по особым поручениям, который делает то, что никому не нужно, чаще выходите из театра"! Наверное, я его совету и следую.

    – Но вы-то не превратились в чиновника по особым поручениям?

    – Это от того, что мне везло с главными режиссерами. Г. Цветков поручил мне написать пролог к спектаклю "Эффект Редькина" – сцену экскурсии по музею исчезнувших исторических типов. Это был мой первый литературный опыт. Вторым стала компиляция сказки "Морозко". За третий спасибо В. Пашнину: доверил мне написать пьесу "По щучьему велению". По-моему, у нас очень неплохой спектакль получился. Кроме нашего театра, ее поставили Свердловский "Театрон", и Нерюнгринский театр Актера и Куклы. Есть еще одна задуманная и даже начатая пьеса, но ... времени не хватает.

С Е. Гордеевой и И. Булыгиным в Нижнем Новгороде

С Е. Гордеевой и И. Булыгиным в Нижнем Новгороде

    – Я знаю, что еще вы преподаете на театральном отделении училища искусств, пишите сценарии капустников, театральных елочных представлений, многих городских мероприятий. Ваш сын, Павел Петрищев (автор "Рекламбургера" и многих рекламных роликов), сказал о вас так: "Мама – трудяга, творец и кормилица одновременно. Впрочем, это и не удивительно у нас в России". Но, наверное, нелегко для женщины?

    – Так многие живут. И это плохо. Плохо, что в нашей семье сложился культ моей работы. Мои дети оказались "дикорастущими". Слава Богу, что у нас пока не возникала проблема "отцов и детей", что мы друзья и понимаем друг друга всегда.

    – Вам нравится, чем они занимаются?

    – Павел – моя гордость. У него был очень яркий период, когда он был автором и ведущим "Бульвара". Сейчас у него хорошая семья, он занимается рекламой, ему нравится, и меня это радует. Думаю, у него еще много взлетов впереди. Лизочка учится в седьмом классе 32–й школы и в музыкальной, увлекается историей, занимается в группе "Робин Гуд", играет в Белочку в нашем спектакле "Сказка о Царе Салтане". И каждый свободный вечер пропадает в театре – у нее тоже мечта. В юности, я хотела, чтобы у меня было десять детей. А у меня получилось два раза по одному ребенку: у них разница в девятнадцать лет. Вообще, лучшее, что я сделала в жизни, это то, что они у меня есть. Я знала это всегда, а особенно поняла в последние два года, когда не стало моего мужа, который мне так помогал и столько прощал...

    – В трудные минуты, что вам помогает – искусство, работа?

    – Ничего. Когда почва уходит из-под ног, то она уходит.

    – У вас есть любимые книги, писатели?

    – Я люблю хорошую поэзию, хорошую литературу. Люблю то, что сейчас читаю. Только что прочла книгу ученого, доктора медицинских наук Мулдашева "От кого мы произошли" – очень интересная версия того, что в пещерах Тибета существует человеческий генофонд. Недавно мне посчастливилось заполучить единственный в городе экземпляр книги автора сценариев фильмов "Девять дней одного года", "Дикая собака Динго", "Июльский дождь" А. Гребнева – "Записки последнего сценариста". С удовольствием читаю эту личностную историю отечественного кино, написанную очень мудро, удивительно по-доброму.

    – Для других увлечений время находится?

    – Я человек разбросанный. То деревянные ложки собираю, то вязанием займусь, то компьютер мучаю, то кактусы выращиваю. Теперь начинаю осваивать Интернет, отстала от прогресса. А лучший отдых для меня – Чусовая (но это в прошлом), походы за грибами, поездки за камнями. С грибами мне всегда везет, а самоцветов еще не находила ни разу.

Материал подготовила Г. ПОВЕЛОНЕЦ.

    Литература: Газета "Телекон Weekly", №7(274), 12 – 18 февраля 2001 г.

     

Татьяна Козяр: "Новости – это интересно"

    Редактор-координатор в редакции новостей любой телекомпании – это человек, который первым узнает всю свежую информацию. Именно с его напутствия начинаются рабочие будни репортеров и операторов.

    Татьяна Козяр, редактор-координатор новостей в ТРК "Телекон", пришла на телевидение совсем недавно. Знакомство с ней – наша первая встреча с новыми лицами телерадиокомпании.

    – Таня, каким был твой путь в телевизионные новости?

    – После филологического факультета Нижнетагильского педагогического института я некоторое время сотрудничала с многотиражной газетой "Высокогорский горняк". Работа корреспондентом в газете стала для меня определенным этапом творческого и профессионального роста. Потом я готовила городские новости на радио "Европа Плюс-Нижний Тагил" и "Экофонд". Там я попробовала себя в радиожурналистике, которая значительно отличается от газетной. Затем ненадолго поменяла сферу деятельности: была заместителем директора ДК им. Ю.А. Гагарина. Но, работая там, поняла, что новостями заниматься все же интереснее. Так я в результате моего желания и немного по воле случая оказалась в "Телеконе".

    Татьяна Козяр– С чего начинается твой рабочий день?

    – Со сводки новостей, которые я узнаю в центральной диспетчерской города, пресс-службах ГИБДД УВД, пожарной охраны, коммунального хозяйства. Мне необходимо каждое утро собрать всю информацию о том, что произошло в городе за прошедший вечер, ночь и утро.

    – Зрителям и читателям наверняка интересно, откуда же еще берутся темы новостей?

    – Отовсюду. Об одних событиях узнаем сами, о других сообщают горожане по телефону. Бывает, что наши сотрудники неожиданно оказываются на месте происшествия, и тогда получаются очень оперативные и наглядные репортажи. Иногда объект будущего сюжета подсказывает материал, прочитанный в газете или увиденный по телевидению: интересную информа-цию из другого города переносишь на местную почву – а как с этим у нас? Так неожиданно появляется адрес очередного репортажа.

    – Случается ли, что новой информации недостаточно, чтобы сделать насыщенную новостную программу?

    – Обычно день на день не приходится. Прошлая неделя показательна в этом отношении: в понедельник и вторник тем для интересных сюжетов было мало, в среду начался наплыв, а в четверг информации собрали много, и в результате выпуск получился интересным и содержательным.

    – Насколько работа в "Телеконе" изменила твою жизнь?

    – Изменился график и темп работы. Весь день протекает в напряженном ритме: звонки, сбор информации, ее сортировка и распределение между съемочными бригадами. Вторая половина каждого дня уже "работает" в пользу следующего. По вечерам, просматривая сюжеты в программе "Время новостей", вижу, что удалось сделать за день. И так незаметно пролетает неделя.

    – А в выходные удается отдохнуть?

    – Выходные – это, прежде всего, семья: муж и шестилетний сын Гоша. А еще визиты к друзьям, с которыми, к сожалению, теперь встречаюсь нечасто. Но работа не оставляет меня и в выходные: стараюсь посмотреть с профессиональной точки зрения новости на других каналах.

    Желаем Татьяне успехов в нелегком деле сбора новостей, а еще поздравляем с Татьяниным днем, который, напоминаем, отмечается 25 января.

Е. ГЕНЕРАЛОВА.

    Литература: Газета "Телекон Weekly", №5(324), 28 января – 3 февраля 2002 г.

     

Алина Галимова: "Спортивные новости могут стать еще интереснее"

    8 февраля стартуют XIX зимние Олимпийские игры. Нижний Тагил, конечно, далеко от Солт-Лейк-Сити, но и в нашем городе есть место спорту. И поэтому многие тагильчане с интересом следят за спортивными новостями. С нового года в программе "Время новостей" канала "Телекон" появился самостоятельный блок сообщений о спорте с постоянной ведущей АЛИНОЙ ГАЛИМОВОЙ.

    Для телевидения стало характерным, что в журналистику приходят бывшие спортсмены. Наша Алина – не исключение:

    – Алина, расскажи о своих спортивных достиженях.

    Спортом я занимаюсь с детства. Сначала это был скоростной бег на коньках, второй взрослый разряд. В 24 года начала заниматься в тренажерном зале и там всерьез увлеклась пауэрлифтингом. В 1991 году я стала мастером спорта в этом виде, а в 1992-м году – мастером спорта международного класса. Потом были призовые места на Кубках России. В 1998-м году на российских соревнованиях в Челябинске мой результат в жиме лежа 120,5 кг – оказался лучшим. А два года назад я выполнила норматив мастера спорта по тяжелой атлетике.

Алина Галимова

    – Какие состязания впереди?

    – В конце февраля – начале марта в Сыктывкаре пройдет чемпионат России по пауэрлифтингу. Планирую выступить там.

    – Что же привело тебя на телевидение?

    – Мысль об окончании активной спортивной карьеры: дают о себе знать различные травмы. Поэтому пришла пора подумать о будущем. Было желание вести занятия в фитнесс-клубе. А потом возникла идея попробовать себя в качестве спортивного комментатора. Со своим предложением я обратилась в "Телекон". Меня выслушали. Первые телепробы оказались удачными – и вот я уже второй месяц осваиваю роль ведущей спортивных новостей на канале "Телекон".

    – Алина, по мнению коллег и отзывам телезрителей, с задачей спортивного комментатора ты справляешься довольно успешно. Откуда у тебя навыки работы со словом и общения с аудиторией?

    – Чувство языка я унаследовала из семьи: несмотря на отсутствие достаточ-ного образования, моя мама всегда разговаривала на хорошем русском. А общаться с публикой мне приходилось и приходится еще и в качестве тренера: после окончания спортфака пединститута в Екатеринбурге я тренирую молодых спортсменов в СК "Спутник" и занимаюсь с группой в тренажерном зале Дворца ледового спорта.

    – И там же получила первый опыт ораторского искусства?

    – Если это можно отнести к публичному выступлению, то да. Кроме того, иногда на соревнованиях по пауэрлифтингу я была пресс-секретарем, то есть следила за ходом соревнований и делала соответствующие объявления. Но с работой на телевидении это несравнимо. Приходится многому учиться. В этом мне помогают коллеги из редакции новостей.

    – Теперь, когда ты уже почувствовала особый вкус тележурналистики, появились ли у тебя какие-то планы и идеи, как сделать спортивные новости еще интереснее?

    – Во-первых, я увидела, что работы у спортивного ведущего – непочатый край. Здесь и интересная подача текстового материала, и обязательное сопровождение текста соответствующей картинкой. Например, когда говоришь о каком-нибудь спортсмене, хочется, чтобы одновременно на экране были кадры с его изображением. Во-вторых, как мне кажется, зрителям было бы интересно узнавать о спортивных событиях не только в городском, но и в российском масштабе.

    – Я как зритель уже успела заметить, что в обычное сообщение о соревновании ты иногда включаешь коротенький рассказ о представляемом спортсмене: о его спортивных достижениях и других увлечениях.

    – Мне кажется, что таким способом коротенький информационный сюжет можно оживить. Тем более, что спортсмены – и профессионалы, и любители – люди интересные, и о них есть что рассказать.

    – Мы все с нетерпением ждем открытия зимних игр в Солт-Лейк-Сити. Ниж-ний Тагил каким-то образом представлен на них?

    – В основной Олимпиаде спортсмены из Тагила, к сожалению не участвуют. Но с 4 по 18 марта там же, в Солт-Лейк-Сити, пройдут паралимпийские игры для инвалидов. Среди участников будет наш тагильский лыжник Владимир Николашин. Мы все будем болеть за него и после состязаний обязательно расскажем о результатах его выступлений тагильским зрителям.

    – А вообще на канале "Телекон" запланированы новости и трансляции с Олимпиады?

    – В программе "Время новостей" мы постараемся оперативно сообщать о результатах выступлений спортсменов из Свердловской области – а их отправилось в США шесть человек. Кроме того, с 11-го февраля каждый вечер на канале "Телекон" любители спорта смогут знакомиться с "Олимпийскими новостями" и посмотреть прямые трансляции с соревнований, подготовленные компанией "НТВ плюс".

    В команде спортивных новостей ТРК "Телекон", кроме Алины Галимовой, работает еще один молодой сотрудник – Антон Исаев – и тоже спортсмен. Пожелаем ребятам успехов в подготовке спортивных новостей, которые, мы надеемся, станут еще интереснее.

Е. ГЕНЕРАЛОВА.

    Литература: Газета "Телекон Weekly", №7(326), 11 – 17 февраля 2002 г.

Читать далее...

В начало

Главная страница