Завод и музей
В год 80-летия Уралвагонзавода в серии "Национальное достояние России в Уральском федеральном округе" вышла книга "УВЗ. Завод и музей" о памятниках индустриальной культуры, которые расположены на территории головного предприятия корпорации УВЗ, и связанных с ними легендах. Полноцветный альбом-исследование с большим количеством иллюстраций и фотографий, с авторскими историческими очерками на русском и английском языках издан к юбилею Уралвагонзавода. Авторами книги стали сотрудники Выставочного комплекса Алла Пислегина, Ольга Гурская и научный редактор отдела по связям с общественностью Сергей Устьянцев. Сегодня издания, аналогичного по замыслу, в России нет.
Новое издание рассказывает о промышленной архитектуре крупнейшего в мире машиностроительного комплекса – эпохе конструктивизма, о классике сталинской эпохи и появление имперского стиля на предприятии. Читатель узнает, как повлияли новые производственные задачи 1960-1980-х гг. на архитектуру вновь построенных цехов. Глава "Индустриальная культура в металле" расскажет о коллекции музея УВЗ – танках, вагонах, высокотехнологичном оборудовании. Отдельные разделы книги будут посвящены современной экспозиции музея и его планам на будущее, а также коллекции живописи Уралвагонзавода.
Предлагаем вашему вниманию отрывки из книги.
***
Любое дело основано на прочных традициях и уважении к собственному прошлому. Забота о сохранении индустриального наследия на Уралвагонзаводе проявляется и в поддержании архитектурных особенностей исторических зданий цехов; и в документальном архивировании и фотофиксации важнейших событий в жизни коллектива; и в собирании заводским музеем воспоминаний и предметов быта заводчан; и в ретроспекции образцов продукции а также оборудования и оснастки уходящих в прошлое технологий… И в большой просветительской работе.
Мелочей здесь не бывает. Вот только один пример – заводской гудок. Он был введен 1 сентября 1936 года приказом первого директора Уралвагонзавода Г.З. Павлоцкого "в целях единовременного начала и окончания работ по сменам во всех цехах завода". Первый гудок (один продолжительный) подавался в 7:00 второй – в 8:00 (два коротких)
Окончание работы первой смены и начало второй оповещалось одним продолжительным гудком в 16:00 окончание второй и начало третьей смены отличалось сигналом гудка в 24:00.
В сложные 1990-е годы руководство предприятия попробовало отменить заводской гудок. В течение нескольких дней он не подавался Тогда генеральному директору Уралвагонзавода стали поступать многочисленные письма от жителей города с требованием вернуть гудок – без него жизнь стала казаться тревожной. Пришлось восстановить все как было.
***
Для украшения конференц-зала самодеятельным художником И.И. Воскобойниковым в 1946 году на холсте был написан один из вариантов полюбившейся уралвагонзаводцам картины "Седой Урал кует победу" В 1985 году картина была передана в музей истории Уралвагонзавода Она стала символом Урала времен Великой Отечественной войны.
"Седой Урал кует победу"
Очень интересна история создания образа. Идею плаката или картины, которая бы отражала труд тысяч людей в глубоком тылу, художник вынашивал несколько месяцев. Случайная встреча весной 1943 года на берегу лесной речки Исы (по-вогульски – тень), протекающей в семи километрах от Дзержинского района, и подсказала композицию будущей картины. "Там седой и крепкий старик-смолокур топором и кувалдой лихо расправлялся с вековыми пнями для заготовки древесного угля. Он же гнал и березовый деготь. При свете костра я пытливо запоминал его русское худощавое лицо, озаренное пламенем. Оно и дало мне образ мастера оружейных дел", – писал художник в своих воспоминаниях через тридцать лет после окончания войны. А впервые он претворил замысел в рисунке, который вошел в огромную книгу "Рапорт товарищу Сталину от тагильчан" 1943 года, богато оформленную художниками города в стиле древнерусских летописей. Обложку украшал бронзовый барельеф художественного литья. До наших дней дошло три экземпляра исторической книги. Одна была преподнесена Верховному Главнокомандующему И.В. Сталину и позже передана в Центральный музей революции (сейчас Центральный музей современной истории России), две других хранятся в Нижнетагильском музее-заповеднике "Горнозаводской Урал" и Выставочном комплексе Уралвагонзавода. В том же 1943 году художник написал картину на фанере клеевыми красками для кабинета директора Уральского танкового завода Ю.Е. Максарева. В правом верхнем углу работы есть такая же надпись, как и на рисунке из "Рапорта товарищу Сталину от тагильчан": "Седой Урал хранит вековые русские традиции". Эта работа сейчас висит в кабинете начальника кузнечного цеха. Вероятно, в конце 1940-х годов, когда для обновленного конференц-зала заводоуправления Иван Воскобойников написал новый вариант картины, старый образ вернули в художественные мастерские, которые располагались на верхнем этаже бытовых помещений кузнечного цеха. Оттуда картина и попала в кабинет начальника. В 1944 году художник написал на фанере клеевыми красками еще один вариант – для краеведческого музея. В композицию новой работы дополнительно ввел образ завода на заднем плане в горах.
Интерьер пешеходного тоннеля. 1960-е годы
Вернувшись в Харьков, через много лет Воскобойников для музея Машиностроительного завода имени В.А. Малышева написал последний вариант "Седого Урала". Но стерлись из памяти художника суровые краски уральской природы, исчезло с полотна ощущение напряженности, жесткости военной поры. Потому и работа получилась светлой, радостной, в ней уже – сочность и яркость красок украинских пейзажей.
Иван Игнатьевич скончался на Украине в 1980 году. Хочется верить, что его знаменитая картина еще переживет многие поколения: могучий старик-кузнец, будто поднявшийся из недр горы, без устали кует огромный меч. Он спешит – Родина ждет помощи!
Вдохновленные Победой в Великой Отечественной войне и верой в лучшую жизнь уралвагонзаводцы с энтузиазмом восстанавливали вагоностроительное производство, обустраивали территорию района и завода, где жили и работали. Все архитектурно-парковые ансамбли, созданные в конце 1940-х – в 1950-х годах, являются украшением и самого Уралвагонзавода, и Вагонки.
***
17 апреля 1948 года исполняющий обязанности директора завода № 183 И.В. Окунев подписал приказ с программой благоустройства заводской территории общего пользования (т.е. неприписанной к определенным цехам и отделам). В соответствии с ним проведение работ разбивалось на очереди. Все необходимые планировки и проекты готовили управление капитального строительства и отдел главного архитектора, осуществлением программы занимался хозяйственно-строительный (дорожный) цех, а для выполнения работ выделялись 300 военнопленных.
В конце 1940-х годов на массовых субботниках коллективы цехов, отделов и служб завода чистили участки вдоль заводских улиц, вокруг зданий и сооружений. Вся огромная территория завода в 1940-е – 1950-е годы была превращена в редкий для Урала по количеству зеленых насаждений и южных деревьев и кустарников сад. И вот уже более полувека уралвагонзаводцы с завидным прилежанием ухаживают за всем этим зеленым великолепием. На главной улице завода, простирающейся с юго-запада на северо-восток, у здания вагоносборочного корпуса справа от выхода из тоннеля прекрасно себя чувствуют и даже плодоносят огромные грецкие орешники. Посажены они были на теплотрассе, поэтому наши уральские холода им нипочем.
Территория Уралвагонзавода
Территорию завода украшают серебристые пирамидальные тополя и дубы, голубые ели и невежинская рябина барбарис и туя. Ежегодно летом высаживаются десятки тысяч цветов, своим многоцветием радующих глаз тружеников предприятия. И, конечно же, хочется вспомнить о человеке, которому предприятие обязано своей столь разнообразной флорой. Во второй половине 1940-х годов на заводе была введена должность главного садовника. Им стал уроженец Винницкой области Украины агроном по образованию Иван Бойко. Именно под его руководством и был устроен этот роскошный сад на промышленном предприятии.
На большой площади между Центральной проходной и торжественным зданием входа в пешеходный тоннель был устроен фруктовый сад. Уралвагонзавод на Свердловской селекционной станции закупил лучшие районированные сорта яблонь и груш. Урожай фруктов ежегодно передавался в заводской детский дом что работал на Пихтовых горах в 1946-1952 годах.
Литература: Газета "Машиностроитель" от 12.08.2016, №31.