"Парижская коммуна" на Урале
Раиса Дмитриевна Мадер, преподаватель литературы, кандидат филологических наук, профессор Нижнетагильского государственного педагогического института, написала в 2014 году замечательные воспоминания, которые назвала "Из подранков (невыдуманные истории детей войны). За страницами учебника. Книга для чтения". Эта замечательная исповедь была издана Нижнетагильским издательством Репринт в 2014 году.
2016 год вполне можно считать "Годом великих историков", ведь начался он с 175-летнего юбилея Василия Осиповича Ключевского, а закончится в декабре 250-летием Николая Михайловича Карамзина. Это история "государственная". Есть ещё история частная, личная, которая пишется судьбами простых (и не очень простых) людей. История народа. А поскольку, выражаясь словами персонажа Андрея Платонова, "без меня народ неполный", не может быть официальная историческая наука объективной и исчерпывающей без воспоминаний о конкретной эпохе отдельно взятой личности.
В этом соборе располагался детский дом №1 имени Парижской коммуны
Проблему неполноты официальной исторической науки прекрасно осознавал Александр Сергеевич Пушкин (горячо любимый и почитаемый автором рецензируемой книги "Из поколения подранков" Раисой Дмитриевной Мадер), отправившийся в 1833 году в Оренбургскую губернию за воспоминаниями о Пугачёве. Книга представляет собой уникальное соединение и документалистики, и художественно-мемуарной прозы, и литературоведческой критики, и краеведческих исследований. Неслучайно в аннотации к изданию "Из поколения подранков" Р.Д. Мадер сказано: "Книга адресована широкому кругу читателей, но прежде всего – школьникам-старшеклассникам, учителям истории как одна из страниц истории Великой Отечественной войны, рассказанная её очевидцами, бывшими тогда детьми". Добавим – преподавателям различных дисциплин: и литературы, и истории, и обществознания, поскольку в книге перемежаются "уроки" военного детства, отмеченные современным термином педагогической науки, метапредметностью. В чём она проявляется?
Так, рассказывая о возникновении в 1924 году в Верхотурье детского дома №1 имени Парижской коммуны, автор – Р. Д. Мадер, сама воспитанница этого учебного учреждения с 1942 по 1949 годы – подробно анализирует, в какие социальные условия были помещены дети-сироты, очутившиеся в помещениях бывшего Свято-Покровского женского монастыря, как отразилась на их мировосприятии трагическая судьба изгнанных монашек. Святой лик, который "постоянно забеливали извёсткой", чудесным образом проявлялся снова и как будто охранял новых "послушниц" обители.
Ленинградцы перед возвращением домой – в Ленинград
"Мы оттаяли", – пишет Раиса Дмитриевна о детях, прибывших в детдом в 1942 году и утративших своих родителей уже не в Гражданскую, а в самые страшные годы Великой Отечественной войны. Будет полезно узнать, как, какими чудодейственными средствами, приёмами и методами "растопили лёд" в детских душах воспитатели и учителя военного времени, подчас сами репрессированные и лишённые дома.
Педагог с многолетним стажем, Раиса Дмитриевна не только определяет эти подходы, основанные не на жалости (она "разрушает"), а на "уважении и чувстве защищённости", но и напоминает о важности трудового воспитания, о котором сейчас мало кто помнит: "Никакой труд не может унизить человека, унижает – ничегонеделанье и привычка жить за чужой счёт".
Кроме того, в этой книге сосредоточена целая "система содержания литературного образования", которая помогла воспитать в душах детдомовцев патриотизм, любовь и привычку к чтению, веру в свои силы. Это анализы стихотворений М. Исаковского, А. Ахматовой, Н. Рубцова и биографические сведения об А. Твардовском, Л. Васильевой и других поэтах, связанных с Уралом.
Учителям обществознания будут интересны свидетельства определяющей роли государства в воспитании подрастающего поколения ("домашние дети в городах и даже в деревнях питались ещё хуже"), помощи союзников ("американские консервы для детей из детских приютов"), о мичуринском движении на Урале, о взаимоотношениях детей-колонистов с детдомовцами, о межэтническом взаимодействии.
Словесникам-лингвистам книга поможет объяснить школьникам (на конкретных примерах-эпизодах) значение ныне устаревших и малопонятных, но присутствующих в изучаемых на уроках классических текстах лексемах: "копнить (сено)", "в ночное (ходить)", "в путах (лошадь)", "развёрстка".
Широкое поле для исследования и использования на уроках представляет фольклорный пласт книги, в котором перемежаются явления как русского устного народного творчества, так и немецкого (пословица "Длинная ниточка – ленивая девочка"), и украинского.
Книга учит мирному и взаимообогащающему сосуществованию и сотрудничеству людей разных национальностей. Не это ли сейчас самый актуальный вопрос?
Краеведы с радостью обнаружат на страницах "невыдуманных историй" упоминания о значимых в развитии края личностях: педагогах Марии Тимофеевне Пуховой, Анне Константиновне Урусовой, агрономе Автономе Родионовиче Заболоцком и других. Им будут полезны воспоминания бывших детдомовцев, восстанавливающие картину жизни и "интерьера" ныне возрождённого Свято-Покровского монастыря в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время, вплоть до закрытия детдома в 1973 году.
Автор указывает цифры статистики о количестве детей, осиротевших по разным причинам в годы войны и после неё и оказавшихся в детских учреждениях.
Но главное – не цифры. Главное и особо ценное в этой книге – душа, оптимизм и вера в человека. То, что удалось сохранить – несмотря ни на что, вопреки всему – благодаря педагогам, у которых стоит поучиться представителям современной интеллигенции.
"За страницами учебника. Книга для чтения" – так определил автор характер произведения. И, действительно, это пособие по воспитанию человеческих душ может и должно расширить, оживить "сухие" страницы учебника истории, пробудить в современных детях любовь к нашей общей исторической Родине и уважение к человеку.
О. АХМЕТОВА, преподаватель литературы гимназии №18.
Литература: Газета "Тагильский вариант" №28(258) от 18.08.2016.