Тагильские рассказы Мамина-Сибиряка
Последние годы Д.Н. Мамина-Сибиряка были для него трудным временем: пошатнувшееся здоровье, постоянная тревога за жизнь единственной и горячо любимой дочери, непростые отношения с литературным сообществом, связанные с несправедливой оценкой критикой его произведений. Все это не могло не отражаться на настроении и творчестве писателя.
Трудным испытанием для его таланта было отсутствие непосредственных живых впечатлений от общения с людьми и родной уральской природой.
Характерно, что основным материалом последних произведений Мамина-Сибиряка стали воспоминания. На них построены и рассказы, которые можно с полным основанием назвать "тагильскими". В первом из них, под названием "Сорок второй", автор вспоминает о своих встречах с охотником на медведей. Интересно, что прототипом героя являлся реальный человек, житель Тагильского поселка Мулыгин, сохранивший на всю жизнь и передавший своим потомкам память о встрече с писателем. Тагильские старожилы легко могут узнать место, где происходила эта встреча, описанная с характерной для Мамина-Сибиряка точностью: берег Ушковского канала, "канавы", как называли его местные жители.
А в рассказе "Макарка" писатель пошел по пути создания обобщающего художественного образа героя, старого конского пастуха Макара. Конскими пастухами на Урале называли людей, которых жители заводских поселков нанимали для обслуживания и охраны "конских табунов". На Урале лошадей использовали не только в домашнем хозяйстве, но и в горнозаводской промышленности и на транспорте, где конные работы были широко распространены. Полноценным работником мог быть хозяин, владевший двумя-тремя лошадьми.
Численность лошадей в табунах отдельных поселков достигала тысячи и более голов. К конским пастухам предъявлялись особые требования. Они должны были уметь ухаживать за лошадьми, знать характер едва ли не каждой лошади, правильно выбирать места для лесных пастбищ, обладать большой физической силой, выносливостью, мужеством и отвагой. Вооруженные одним лишь кнутом, пастухи нередко рисковали своей жизнью, защищая доверенный им табун от хищников и конокрадов.
Должность конского пастуха была ответственной и пользовалась уважением среди населения заводских поселков. О героических подвигах пастухов слагались легенды. Но шли годы, люди старели, теряли прежнюю сноровку и силу, а с ними и возможность выполнять работу, составлявшую для них смысл жизни. Неприспособленные к другим занятиям и обычному образу жизни, бывшие пастухи заканчивали жизнь в одиночестве и нищете.
Единственное, что грело душу этих людей в старости, это воспоминания об их минувшей, полной ярких впечатлений молодости. Они оживлялись в дни торжественных встреч возвращавшихся с пастбищ конских табунов. Так было и с героем рассказа, состарившимся пастухом Макаром. Тогда ему казалось, что он вновь слышит топот сотен копыт мчавшихся в облаке пыли лошадей, видит их развевающиеся по ветру гривы... А впереди табуна он сам, молодой и полный сил Макарка.
Эту яркую картину, возникавшую в голове Макара, не раз наблюдал в реальной жизни в Висимо-Шайтанске сам автор рассказа Д.Н. Мамин-Сибиряк. Позже, во время его странствий по Тагильскому краю, он встречал людей, напоминавших ему конских пастухов, отличавшихся своеобразным характером, сформировавшимся в экстремальных условиях их трудовой деятельности. Способные к отважным и даже героическим поступкам, они были совершенно не приспособлены к однообразной обыденной жизни. Люди такого склада особенно интересовали Мамина-Сибиряка и нередко становились героями его произведений, как это было со знаменитым очерком "Бойцы".
"Тагильские" рассказы, конечно, имеют свои стилевые особенности. К примеру, "Сорок второй" написан в жанре журналистского очерка, это живая картинка из реальной жизни, а "Макарка" создан в манере психологического реализма, характерного для позднего творчества Мамина-Сибиряка. В то же время эти рассказы сближает тематическая общность, героями в них являются наши земляки, жители Тагильского края. Оба являются своеобразным дополнением к автобиографической повести Д.Н. Мамина-Сибиряка "Из далекого прошлого".
Читая эти произведения, мы особенно чувствуем, как любил писатель Урал, свою малую родину, и как тосковал по ней в далеком и оставшимся чуждым его душе Петербурге.
Татьяна ГУСЬКОВА, почетный гражданин Нижнего Тагила, доктор исторических наук.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 06.11.2013.