Свято-Троицкая церковь

     “Красоту селению (Нижнетагильскому - авт.) придают церкви - писал Ф. II. Доброхотов в своей книге “Урал северный, средний, южный”, изданной в Петрограде в 1917 году. Действительно, красоту заводскому поселку придавали семь православных церквей, две единоверческие, две старообрядческие, одна - австрийская, женский монастырь, еврейский молитвенный дом. Об этом сообщал, составляя “Словарь Верхотурского уезда в Пермской губернии”, вышедший в Перми в 1910 году, его автор И.Я. Кривощеков. Так было. А что осталось теперь?.. Но не будем здесь говорить о всех, сосредоточим внимание сейчас на Свято-Троицкой церкви.

    В первой половине XVIII века тут размещалась старообрядческая деревянная церковь Иова. Тогда население поселка составляли в основном старообрядцы, в честь своего пастыря они и назвали после его смерти эту церковь.

    В 1745 году старообрядцем Рябовым она была значительно перестроена и расширена. Но случилось несчастье - пожар полностью уничтожил здание. На пепелище в 1781 году возвели новое - более крупное и обширное, с несколькими тайниками.

    По мере расширения Нижнетагильского горнозаводского поселка усилилась борьба администрации и духовенства с раскольниками. Официальное духовенство стремилось силой обратить старообрядческие часовни и молитвенные дома в единоверческие, но встретило сильное организованное сопротивление раскольников. С назначением в Нижний Тагил первого единоверческого священника Пырьева в 1809 году эта борьба приняла очень острый характер и продолжалась несколько лет. Когда местной администрации стало уже не под силу справиться со старообрядцами, 12 мая 1840 года в поселок выехал пермский губернатор Огарев. И.Я. Кривощеков в “Словаре Верхотурского уезда...” описывает, как отстаивали тогда старообрядцы Свято-Троицкую церковь.

Свято-Троицкая церковь    По случаю приезда губернатора в часовне собралась огромная толпа. Все попытки выгнать людей оказались безрезультатными. “Умрем в часовне! Не выйдем и не отдадим попу!” - кричал народ. И полиция приняла решительные меры. К зданию часовня подогнали несколько пожарных повозок, в открытые окна на собравшихся обрушились потоки холодной воды. Через пожарные рукава она лилась несколько часов. Помещение стало заполняться водой. Не выдержав натиска, некоторые старообрядцы бросились бежать, но самые стойкие не уходили. Полиция пошла на штурм часовни и стала вытаскивать людей. Они ожесточенно сопротивлялись, женщины царапали полицейских медными шейными крестами. После продолжительной и упорной борьбы помещение было очищено, а 18 мая 1840 года на Свято-Троицкой церкви водрузили православный крест.

    В 1842 году на месте обращенной в единоверческую Свято-Троицкой часовни воздвигается каменная церковь, строительство которой закончилось в 1860-м. Именно это здание и сохранилось поныне на пересечении улиц Приисковой (бывшая Жеребячья) и Рудянской (бывшая Малорудянская).

    По своим размерам оно значительно уступает другим тагильским церквям, снесенным в 30-х и 60-х годах уже нашего столетия (Введенской и Выйско-Никольской, Входо-Иерусалимскому собору). Ок-на были небольшие, поэтому дневного света внутрь проникало мало. “Помнится какой-то особый полумрак, - вспоминал Иван Абрамович Орлов, известный местный краевед, - благодаря, чему очень ярким казался свет горящих восковых свечей, лампад у икон и большого серебряного паникадила по середине церкви”. Как и все тагильские храмы, Свято-Троицкая блистала своим богатейшим убpaнством. В музее-заповеднике хранятся старые фотографии как внешнего, так и внутреннего ее вида. Центральную часть занимали царские врата, поражавшие всех красотой. В искусную позолоченную резьбу вкраплялись небольшие иконки. “Правый и левый клиросы, - вспоминал далее Иван Абрамович, - со стороны амвона были огорожены простыми станками, а от центральной части - большими иконами евангельского содержания, перед которыми стояли многосвечные серебряные подсвечники с большой свечой в середине. Врата притвора - сплошные, деревянные, с врезанными в них иконами святых этого престола и сценами из Евангелия. Судя по богатству иконостаса и царских врат, у этой церкви, видимо, были богатые прихожане, делавшие щедрые пожертвования”.

    На колокольне, считавшейся одной из самых высоких в Нижнем Тагиле, висел большой колокол. Его глуховатый звук слышали жители всего поселка.

    Рядом стояли два двухэтажных дома. В одном жили священник и дьякон, в другом размещалась церковно-приходская школа.

    Как и все церкви, Свято-Троицкая была огорожена оградой. В ней находились несколько могил с захороненными здесь священниками и именитыми людьми поселка. Была тут и могила прапорщика Колесникова с улицы Новой (ныне Семенова). Он погиб при первой же атаке в начале первой империалистической войны. Его прах привезли с фронта на родину и торжественно похоронили на территории церкви. Иван Абрамович подарил музею редкую фотографию, запечатлевшую эти похороны. Ее отдела краеведу родственница погибшего - Боброва.

    Такова история старого памятника... А в начале 30-х го-дов Свято-Троицкую церковь закрыли. Сбросили кресты и колокол, сбили и уничтожили стенную роспись, сломали резные царские врата. Все убранство было погружено на подводы и увезено...

В. КРИНИЦЫН.

 

Свято-Троицкая церковь

    В народе поговаривают, будто бы в 60-е годы церковь удивительным образом была спасена от разрушения. Не претендуя на историческую достоверность, рискну, изложить данный факт.

    В то время шла очередная кампания против православной церкви и по всей стране вновь стали взрывать храмы. Председатель нижнетагильского горисполкома Владимир Кириллович Наливай дает задание управляющему ВЖР Сергею Ивановичу Николаеву взорвать Свято-Троицкую церковь. Сергей Иванович, узнав суть дела, попросил официальную бумагу, санкцию на взрыв храма. Наливай возмутился, мол, тебе председатель горисполкома задание дает, какая еще нужна бумага. Николаев знал, что ответить. Он высказался в том духе, что когда доведется ему на тот свет попасть, то чем он объяснит апостолу Петру, что взорвал церковь? А так будет бумага официальная за подписью Владимира Кирилловича Наливая. Тот только рукой махнул и тему эту больше не поднимал.

Алексей КОРЯКОВ.

    26 апреля 2004 г. исполнилось 170 лет со дня освящения Свято-Троицкой церкви.

Таким получил Свято-Троицкий храм отец Александр Хорунжий

Таким получил Свято-Троицкий храм отец Александр Хорунжий

    Первые храмы, посвященные Святой Троице, стали строиться во времена преподобного Сергия, игумена Радонежского (1392). Для него образ Троицы знаменовал единство и согласие. Недаром Епифаний Премудрый пишет в своём "Житии преподобного Сергия", что последний возвёл храм Троицы, "дабы воззрением на святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего".

    "Форма отношений, которая заложена в концепции Троицы, служит также идеальным прообразом того, как должно строиться братство людей... Единство без ущерба для индивидуальности... - вот что символизирует Троица" (Б. Данэм).

Началось восстановление внутренней части храма.

Началось восстановление внутренней части храма

 

    Из истории Свято-Троицкого прихода Нижне-Тагильского селения узнаём, что самые первые сведения о нем относятся к первой половине XVIII столетия и тесно связаны со старообрядческим и единоверческим движением на Урале. Троицкая часовня вплоть до 1835 года была центром, объединившим раскольников почти всего Урала.

    Эта деревянная часовенка, первоначально именовавшаяся в честь Пресвятой Животворящей Троицы, множество раз перестраивалась, расширялась, после пожаров восстанавливалась заново. В апреле 1833 года жители города подали в местную заводскую контору прошение об устройстве ими церкви. Владельцы через управляющих заводом дали на то разрешение, и тут же строительство Свято-Троицкого храма началось, а 26 апреля 1834 года новая деревянная церковь была уже освящена.

    Каменный Свято-Троицкий храм в Нижнем Тагильском заводе спроектирован неизвестным архитектором в середине 70-х годов XIX века. Закладка состоялось 3 июля 1877года

Купол Троицкого храма до восстановления (начало 90-х годов XX века)

Купол Троицкого храма до восстановления (начало 90-х годов XX века)

    10 ноября 1885 года главный Троицкий престол освящен епископом Нафанаилом. Позднее освящены и приделы: южный - Святого Николая Угодника - 4 мая 1886 года, северный - Рождества Пресвятой Богородицы - 27 сентября 1887 года. В 1894 году все три престола за их ветхость были заменены на новые. С тех пор и до событий XX века церковь оставалась неизменной.

    О дальнейших событиях имеются такие сведения известного тагильского краеведа И.А.Орлова: "В начале 30-х годов Свято-Троицкая церковь была закрыта. Сняли кресты, с колокольни сбросили колокола. Разрушили иконостасы, клиросы, притвор. Сбили вместе со штукатуркой роспись со стен, потолка и купола. Остался полуразрушенный остов церкви и колокольни. Куда девались иконы, паникадило, подсвечники и прочее имущество церкви?

    На территории церкви оборудовали гараж".

    Ученица воскресной школы Мария Шиляева пишете храме Святой Троицы: "Храм постепенно превращался в развалины. В это время мой папа был в этих местах и сделал набросок храма. На рисунке видно, что вся штукатурка осыпалась, перекрытия сгнили, купола разрушены и зияют дыры, нег крестов. В этом состоянии в 1991 году храм передали Екатеринбургской епархии. Благочинный протоиерей Геннадий Ведерников по благословению владыки архиепископа Мелхиседека направил на восстановление храма отца Александра Хорунжего. Весной 1993 года первые колокола были подняты на колокольню. А к лету появился большой колокол весом около шести тонн - подарок архиепископа Свердловского и Курганского Мелхиседека. Совместными усилиями храм стал восстанавливаться, появился приход. И загорелась лампада прея алтарём.

    На смену одним строителям приходили другие, и каждый вкладывал в депо строительства всю свою душу. Одним из важных моментов в этих трудах является установка крестов на куполах храма и их золочение. Благословение на это дал архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий в апреле 2002 года. Сейчас работы по восстановлению жемчужины нижнетагильского зодчества вступают в завершающую стадию".

Галина РЫБАКОВА,

преподаватель русского языка и литературы центра образования № 1.

    Фото Ивана КОВЕРДЫ.

Литература: Газета "Горный край" от 23.04.04.

 

Свято–Троицкая церковь

    Свято-Троицкая церковь – на сегодняшний день самая старая из всех сохранившихся в нашем городе. Деревянная часовня во имя Святой Троицы была построена старообрядцами в 1745 году.

    Часовня сгорела и вместо нее была возведена другая, тоже деревянная, с тайниками для укрытия беглых попов. Обе часовни строились на том месте, где когда–то стояла келья бежавшего от преследований Никонианской церкви "беглого попа Иова".

    Отец Иов был похоронен неподалеку от своей кельи, а старообрядческое "Кладбище отца Иова" уничтожили в середине XX века – в 1958 году. На этом месте сейчас расположен карьер, где добывают железную руду.

    В 1800 году в России вводится единоверие. Но только в 1833 году в Нижнем Тагиле (в Нижнетагильском заводе) на деньги Демидовых строится первый единоверческий храм во имя Николая Чудотворца, который был освящен 26 апреля 1834 года.

    Троицкую часовню в 1842 году также преобразовали в единоверческую церковь (два единоверческих прихода объединяются в единый – Троицко-Николаевский). На средства обоих приходов и строится церковь Святой Троицы (первый камень был заложен в 1877 году), которая существует и поныне.

    Главный престол Святой Троицы освящен в 1885 году, приделы Николая Чудотворца и Рождества Богородицы – в 1886–м и 1887 гг., соответственно.

Свято-Троицкая церковь до реконструкции (слева) и после

Свято-Троицкая церковь до реконструкции

Свято-Троицкая церковь после реконструкции

Свято-Троицкая церковь после реконструкции

    На месте единоверческого Николаевского храма выстроена каменная часовня. Сегодня в ней находится электротрансформаторная подстанция на улице Рудянской.

    Троицкую церковь закрыли в 1936 году. В советское время в ней был расположен склад строительных материалов, слесарные мастерские, гараж. Церковь возвращена епархии в 1991 году. С 1998 года – архиерейское подворье.

Ольга ЛАПИНА, экскурсовод, краевед.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 16.07.2008.

 

Тагил православный

Самый большой колокол

    В 1851 году архиепископ Пермский и Верхотурский Аркадий написал письмо в Петербург митрополиту Никанору, в котором вспоминал, как в 1837 году рукополагал в единоверческого священника И. Пырьева для нижнетагильских раскольников, пожелавших "обратиться к церкви", то есть стать единоверцами.

    Называя наших предков "дикарями", пишет, что уже "бывшие дикари" слили в Москве, через мастера Богданова, колокол в 744 пуда. На колоколе вылиты слова "По благословению преосвященного Аркадия".

    Этот колокол принадлежал единоверческой Свято-Троицкой церкви и был самым тяжелым и мощным в Нижнем Тагиле. (На колокольне Входо-Иерусалимского собора большой колокол весил лишь 560 пудов). Как вспоминал известный краевед И.А. Орлов, 744 –пудовый колокол отличался силою звука несколько глуховатого и очень низкого тона. Его звон слышался за несколько километров. Если же люди стояли вблизи церкви, чувствовали колебания воздуха при его звучании.

    Свято–Троицкую церковь закрыли в 1936 году. Сняли кресты, разбили купол, разрушили иконостас и сбросили колокола...

    Эти строки я пишу со слов старейшей тагильчанки – М.Г. Будоль, 1908 года рождения. Она помнит, как грохнулся на землю большой колокол и долго, долго гудел... Но не раскололся! Какова его судьба? Наверное, как и любого "металлолома" – переплавка.

    В 1991 году тагильчане стали восстанавливать Свято-Троицкую церковь. В 1994 году в фасонно-литейном цехе металлургического комбината отлили для нее четыре колокола, самый большой из которых – шеститонный медный, в два раза меньший по весу прежнего. Ах, если бы сохранился старый!

Ольга ЛАПИНА, краевед.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 24.12.2008.

 

О чем звонит колокол?

(Из истории Свято-Троицкого прихода)

    История Свято-Троицкого храма хранит немало трагических и загадочных страниц. Очень скупо упоминается о них в старинных изданиях и рукописях. Собирать исторические сведения о родном крае приходится по крупицам. Тогда и исчезнут "белые пятна", порождающие предположения, фантазии и загадки.

    В середине XIX века усилилась борьба с раскольничеством. Церковь Святой Троицы была в то время как бы вотчиной местных зажиточных старообрядцев, которые не хотели уступать своего, противостояли новым заветам и законам епархии. Церковь была небольшая, деревянная, стояла она у подножия горы Высокой, на пересечении улиц Жеребячьей (Приисковая) и Мало-Рудянской (Рудянская). Как раз на этих улицах жили зажиточные старообрядцы (кержаки). Вот что рассказывает о том периоде В.К. Мартюшев в книге "Были горы Высокой", "Бывало, всю Мало-Рудянскую телегами уставят. Приезжали старообрядцы из Невьянска и Лаи, из Перми и даже из Москвы". По настоянию властей и православной церкви при помощи полиции церковь была закрыта и опечатана, а затем преобразована в единоверческую. Но в новом преобразовании ей не суждено было быть - в ночь с 8 на 9 марта 1872 года Свято-Троицкая церковь сгорела.

    Закладка нового храма состоялась 3 июня 1877 года. Авторство проекта установить не удалось. Перед архитектором стояла задача привязать" новый храм к ранее построенной на борту Медного рудника 50-метровой колокольне. И этот неизвестный нам зодчий справился с задачей успешно.

    Все основные декоры колокольни были перенесены на фасады пристроенного храма, что придало постройке индивидуальность и неповторимость. Таких высоких сооружений на Урале середины прошлого века было несколько: Невьянская башня, колокольни Свято-Троицкого собора Верхотурского кремля и двух-трех храмов Екатеринбурга. Гак что наша колокольня уникальна и аналогов на Урале не имеет.

    Главный храм был построен и освящен в 1885 году. Позднее освятили два придела: южный - во имя Николая Чудотворца в 1886-м и северный - во имя Рождества Пресвятой Богородицы в 1887 году.

    В начале 30-х годов нашего века церковь была закрыта. В военные годы ее приспособили под склады, слесарные мастерские, а позднее - под автогараж Высокогорского рудоуправления. К времени передачи храма верующим в 1992 году в его интерьере сохранилось не более 50 процентов штукатурки, а живописных фрагментов - не более 5-10 процентов.

    Как рассказывает искусствовед В. Дунаев, в 1992 году была предпринята неудачная попытка восстановления храмовой росписи силами студентов художественного училища. Были написаны херувимы а своде алтаря, орнаменты в арках.

    С 1993 года в храме работают профессиональные художники из Екатеринбурга Михаил Оборин и Виталий Игнатьев сотоварищи. Ими разработаны проекты трех иконостасов, включая их построения и отделку. Выполнено несколько праздничных икон и алтарный образ северного придела. В настоящее время художники заканчивают роспись купола с барабаном. Игнатьев и Оборин пишут новозаветную троицу с предстоящими пиками херувимов.

    Восстановление храма началось практически с нуля, на пожертвования верующих и православных. Верим - отстройка его будет завершена, и мы станем свидетелями еще одного подвига, силы православного духа, о коих вещает ныне басистый колокол единоверческой Свято-Троицкой.

    А там, где была старая церковь, поставили кирпичную часовню - для сохранения святого места, вокруг посадили липы. Сейчас в ней трансформаторная будка. По улице Мало-Рудянской, напротив часовни, тогда же построили двухэтажный дом - богадельню для одиноких старушек прихода Троицкой церкви. Старушки обслуживали себя, и содержались ради Христа, за счет церковных средств и пожертвований прихожан. В советское время в этом доме был Ленинский райфо.

Сергей AHИCИMOB.

    На снимке: Свято- Троицкая церковь.

 

Рождение храма

    Помню, в младенческом сердце вид разрушенной колокольни вызывал протест. Пришло время второго рождения церкви. Сегодня она в лесах, полным ходом идет реконструкция. Работы начались более двух лет назад, а весной отец Александр отслужил первую литургию о Пасхе. Пусть иконостас все еще временный, а сквозь строительные леса не разглядеть чудную роспись потолка, у особо чтимых больших икон всегда люди, а в праздничные, субботние и воскресные дни звучит профессиональный хор.

    Свято-Троицкая – один из главных храмов в городе, построенный в честь Святой Троицы – Бога–отца, Сына и Святого Духа. Площадью в 450 квадратных метров с 65-метровой колокольней – она является памятником архитектуры. И совсем скоро вверх поднимется большой колокол весом в шесть тонн. Медь для него пожертвовал генеральный директор металлургического комбината Ю.С. Комратов, а отлили мастера из фасонно-литейного цеха. Это самый большой колокол в Свердловской области.

    Свято-Троицкая церковь пока в лесах

Свято-Троицкая церковь пока в лесах

    Главное духовное лицо церкви – отец Александр, в миру Александр Юрьевич Хоружий. Он выпускник Московской семинарии, кстати, овладевал духовными науками на одной парте с отцом Геннадием из собора Александра Невского. Старые друзья служили вместе в соборе два с лишним года.

Дина ВЕНДЕР.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 07.01.1994.

Что мы знаем о Свято-Троицком храме

    Передо мной лежит старинный документ – отчет священника Владимира Иоанновича Давыдова, который он составил в 1902 году для Пермской ученой архивной комиссии. Конечно, не все ново для нас в этом документе. У краеведов и научных сотрудников музеев накоплено немало материала по истории храмов, но, может быть, что-то окажется полезным и интересным в документе, по которому я даю обзор о Свято-Троицком Нижнетагильском храме.

    Свято-Троицкий храм образовался из старообрядческой часовни, построенной в 1745 году богатым крестьянином Андреем Ивановичем Рябиныным. В 1779 году эта часовня сгорела, и вместо нее в 1781 году была построена другая. В 1840-м по Высочайшему повелению она была передана единоверцам, а 4 июля 1842 года с благословения Пермского преосвященного Аркадия освящена для совершения богослужения священником Иоанном Пырьевым. Храм этот в 1872 году сгорел, вместо него и построен настоящий каменный храм. 13 мая 1879 года законченный купол нового собра, уже покрытый железом и венчанный крестом, рухнул. Несчастий с людьми не было.

    Храм каменный одноэтажный во имя Святой Живоначальной Троицы построен в 1885 году с благословения преосвященного Нафанаила на средства прихожан и старанием помощника управляющего заводами господ Демидовых Иоакима Семеновича Колногорова. 10 ноября 1885 года его освятил преосвященный Нафанаил, первый Екатеринбургский епархиальный епископ.

    Храм имел два придельных алтаря: по правую сторону – во имя Святого Чудотворца Николая, а по левую – во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Эти приделы были устроены при постройке храма. Стенной живописи не имелось.

    В 1894 году в храме был постлан пол из серого мрамора "стоимости около 3 000 тысяч рублей". По случаю перемены полов собор освятил вновь в том же году благочинный священник Михаил Ставровский по благословению преосвященного Афанасия. Ограда храма была каменной, современной его постройке.

    В соборе находились замечательные предметы:

Свято-Троицкий храм

    1. Потир, дискос, звездица, лжица – священные сосуды стоимостью в 350 рублей. В резной разборный сребропозлащенный пьедестал была вставлена гладкая чаша с надписью: "Тело Христово примите..." В верхней части пьедестала – четыре накладных финифтяных изображения: Спасителя Благословляющего и имеющего под ногами Земной шар, Божией Матери, Иоанна Предтечи, Распятия Господа. В нижней части пьедестала изображены четыре евангелиста. Все восемь образов украшены 856 белыми стразами. Серебро 84-й пробы, стоимость 1846 рублей. "Весу во всех сих сосудах 8 ф. 62 з."

    2. Икона Святого Александра Невского, украшенная серебряной позолоченной ризою с ценными камнями. "Весу в ризе 6 ф. 61 з." Икона эта пожертвована в Троицкий храм прихожанами "в благодарную память" по случаю освобождения от крепостной зависимости крестьян Нижнетагильского завода. Цена иконы с ризою – 600 рублей.

    3. Облачение на престол из кованой золотой парчи, пожертвованное от господ Демидовых. Стоимость этого облачения 250 рублей.

    В 1896 году были выписаны из Москвы на средства прихожан две иконы: Иверской Божией Матери и Великомученика Пантелеимона, вставленные в золоченые киоты с резьбой. Стоимость этих икон – 350 рублей, а киотов к ним – 900 рублей.

    К Свято-Троицкому храму были приписаны две часовни:

    1. Никольская – каменная, выстроенная на месте упраздненной Никольской церкви в 1872 году. Ежегодно 9 мая из Троицкой церкви совершался крестный ход к ней для молебна и освящения воды.

    2. Николаевская часовня в деревне Горбуново – деревянная, передана единоверцам старообрядцами 26 ноября 1842 года.

    К 1 января 1902 года церковь насчитывала в билетах 21 867 рублей, из них "вечный" вклад составлял 667 рублей. Деньги были приняты от различных лиц.

    Единоверческих кладбищ было два. Первое находилось от церкви верстах в четырех, открыто оно примерно в 1870 году. Замечательных могил на этом кладбище не имелось. Второе – по Черемшанскому тракту, на северо-западной окраине Нижне-Тагильского завода, было открыто еще позднее первого.

    Упраздненные кладбища – ближнее и дальнее. Последнее, закрытое, приблизительно, в 1870 году, именовалось Иовлевским. Оно существовало с давних пор. Здесь были погребены беглые раскольничьи попы, начиная от Иова и заканчивая последним – Архипом.

    В 1872 году с Троицким приходом соединился Никольский. До 1872 года по штату при Троицкой церкви положено было два священника и диакон. После и до 1902 года положено было быть трем священникам и диакону. Причетники не штатные, а вольнонаемные. Причт получал содержание от господ Демидовых. Священникам в год полагалось жалованье по 142 рубля 86 копеек, диакону – 85 рублей, и на причетников – 573 рубля.

    Священник и диакон жили в церковных домах: у первого священника – деревянный одноэтажный, у второго – одноэтажный каменный, у третьего – двухэтажный полукаменный, у диакона – двухэтажный каменный.

    Церковно-приходское попечительство было открыто 26 апреля 1872 года Указом Пермской духовной консистории за № 4937.

    В Троицком приходе находились три земских училища и одна церковно-приходская школа.

    В здании Троицкого земского училища помещались две школы: мужская и женская. Мужское училище открылось 1 января 1846 года, а женское – в феврале 1849 года. До 1872 года они были приходскими школами, а затем переданы в земство. За помещение не взималось никакой платы.

    Горбуновская земская школа в деревне Горбуново помещалась в квартире, оплачиваемой Верхотурским земством.

    Церковно-приходская школа располагалась в собственном церковном здании, перестроенном и приспособленном на ассигнования из отделения, оплата производилась на попечительские средства и на деньги, пожертвованные частными лицами. Школа была открыта в 1896 году. В документе время ее образования указано в скобках, а потом зачеркнуто: с 26 января 1847 года.

    В отчете священник Владимир Иоаннович Давыдов рассказывал о прихожанах храма, указывая, что все они русские. Собрались здесь люди со всех концов России. Кого привлекали на заводы заработком, кого перевели, кого пригнали и поселили здесь. Были в приходе и купцы, и мещане, и крестьяне. Конечно, последних – преобладающее число. Из достопримечательных лиц – купец Федор Агафонович Уткин, Стефан Шестаков, Анфим Комлев, Гаврил Ушаков, Гаврил Быков, Федор Шестаков, Прокопий Львов, Захарий Охотников, Алексий Соловьев, Иоанн Семенович Колногоров.

    Раскольников в приходе по исповедальным ведомостям за 1901 год числилось мужского пола 668 человек, женского – 776. В том числе издавна уклонявшихся в расколе мужского пола – 490 человек, женского – 573, часовенных и стариковцев мужского пола – 171 человек, женского –193. Австрийцев в приходе значилось: мужского пола – 4 человека, женского – 5. Странников: мужского пола – 2 человека, женского – 1. Иеговистов: мужского пола – 1 человек, женского – 3.

    У раскольников стариковского толка была моленная, так называемая Красильниковская, получившая свое название от того, что находилась в доме раскольников Красильниковых. Моленная эта была дозволена правительством.

    Прихожане числились во всех трех волостных правлениях: в Троицко-Александровском, Выйско-Никольском и Тагильском. Ходили прихожане к богослужению не особенно усердно. В воскресные дни за всенощным бдением бывало не более 50-60 человек, в основном пожилые женщины. За литургией в эти дни бывало человек по 100-200. В двунадесятые праздники за всенощным бдением собиралось до 400 человек, а за литургией – до тысячи. Всего же в приходе числилось более 8000 человек. Не замечалось особенной ревности в отправлениях молебна, панихид и прочих богослужений. Прихожане предпочитали частную домашнюю молитву церковной, а к духовенству относились не особенно доверчиво, хотя не имели ни малейшего основания не доверять ему.

    Прихожане были заняты на железных и медных рудниках добычей руды и доставляли ее на лошадях на заводы, а также работали на самих заводах – железопрокатных и медеплавильных. Заработная плата была хорошей, и если работник вел трезвый образ жизни, то и жилось ему хорошо. К сожалению, трезвенников среди работников было мало. Среди прихожан был распространен и другой порок – карточная игра на деньги. Увлекались ей от богатого купца до последнего бедняка, имевшего заработную плату в 40 копеек. Играли азартно, порой спуская все до последней рубахи.

    В 1902 году священник Свято-Троицкого храма Владимир Иоаннович Давыдов составил отчет в Пермскую ученую архивную комиссию, благодаря которому мы узнали не только о храме и его прихожанах, но и забытые за давностью лет и в связи с революционными событиями имена многих его священников.

    Священники Никольской церкви.

    1. Дмитрий Козельских 05.02.1833 – 14.03.1845.

    2. Симеон Воинственский 24.02.1835 – 14.03.1847.

    3. Петр Успенский 08.02.1847 – 10.09.1881.

    Священники Свято-Троицкой церкви.

    1. Протоиерей Иоанн Пырьев 29.09.1837 – 15.05.1862.

    2. Священник Симеон Конюхов 1859 – 1862.

    3. Священник Александр Пырьев 1862 – 1880.

    4. Священник Григорий Поленов 1863 – 1865.

    5. Священник Дмитрий Панин 1865 – 1870.

    6. Священник Евгений Машанов 1870 – 1886.

    7. Священник Петр Успенский 1872 – 1881гг.

    8. Священник Михаил Ставровский 1880 – 1897гг.

    9. Священник Иоанн Ракшинский 1886 – 1900гг.

    10. Священник Александр Колосов 1893 – 1898.

    11. Священник Павел Старцев 1898 – ...

    12. Священник Василий Конин 1899 – ...

    13. Священник Владимир Давыдов 16.05.1901 – ...

    Церковный староста – верхотурский 2-й гильдии купец Стефан Памфилович Голованов, служил с 1878 года.

 

Обзор составила Лариса ОЖЕГОВА.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №9(239) от 10.03.2016.

 

 

Главная страница