Без тыла нет переднего края

    Все, что создано коллективом треста "Тагилстрой" за 70 лет, было бы невозможно сделать без строительных тылов - предприятий производственной базы: карьеров бутового камня и щебенки, бетонных заводов, полигонов для выпуска железобетонных изделий и многих других. Среди них достойное место занимает ремонтно-механический завод.

    Газета "Строитель" (тогда она называлась "Сталинская стройка") сообщала в ноябре 1942 года: "Завод успешно освоил массовое производство бензорезных резаков. В сентябре выпущены первые комплекты. Каждый бензорез ежемесячно обеспечивает фронт 100 тоннами металлоконструкций. Завод не только освоил изготовление бензорезов, но и усовершенствовал их. Это заслуга начальника цеха Бoндapeнкo В.М., сборщика Гузика П.Н. и токаря тов. Буслаева".

    А начиналось тогда, осенью 1931 года, с самого простого и необходимого. На строительную площадку будущего НТМЗ пришли первые строители. Вся "техника", бывшая в их распоряжении - привыкшие к труду руки да желание строить завод-гигант. Но этого было мало - требовался хотя бы нехитрый строительный инструмент: топоры, пилы для рубки леса, кирки, кувалды, лопаты, ломы, клинья для разработки скального и мерзлого грунта, тачки, грабарки (телеги). Для их изготовления были организованы механические мастерские, располагавшиеся поначалу в помещении завода "Механик" по Тагильскому криулю (ныне улица Черных). Металлом мастерские обеспечивались с завода им. Куйбышева - единственного тогда в городе.

    Непросто решался вопрос с кадрами. Но Россия всегда, даже в тяжелые времена, была богата на умельцев, людей с творческой жилкой. Приходили вчерашние крестьяне, "от сохи", которых нужда заставляла искать лучшей доли, жители окрестных сел и поселков. Школ ФЗУ, ремесленных училищ еще не было, и люди учились друг у друга. Пришли в мастерские несколько человек из села Большая Лая во главе с комсомольским вожаком Федором Дергачом, с Украины приехал Василий Бондаренко, умелец с золотыми руками и светлой головой. Вот такие люди и стали ядром коллектива, посвятившими ему всю свою трудовую жизнь. А первым директором стал слесарь-новатор Стеклов.

    Год от года тематика работ мастерских становилась сложнее. Конечно, здесь еще долго изготовлялся простой, необходимый инструмент - от лопат до тачек. Но постепенно задачи усложнялись. На стройки стали поступать опрокидывающиеся вагонетки, был даже изготовлен мотовоз, который значительно облегчил труд строителей на вывозке грунта от котлованов и траншей, он заменил сотни конных грабарок.

    С образованием в 1932 году треста "Тагилстрой" мастерские в сентябре того же года сменили адрес: с завода "Механик" были переведены ближе к строительным объектам металлургического завода, в район нынешней пожарной части НТМК, и располагались в помещениях барачного типа. Это место старожилы Тагила до сих пор называют "поселком ремзавода". В эти годы мехмастерские стали оснащаться простейшей (по нынешним понятиям, конечно) техникой, оборудованием металлорежущим, кузнечным и другим.

    Шло время, стройки набирали темпы, а вместе с тем возрастала потребность в продукции мастерских. Они еще раз сменили прописку - обосновались в районе нынешней Комсомольской проходной НТМК. Это было первое сооружение на территории будущего НТМЗ - НТМК. С этого времени предприятие получило свое нынешнее название - ремонтно-механический завод. Новое оборудование, рост квалификации рабочих и технических специалистов, которые многому учились на ходу, перенимая опыт передовиков, позволил изготовлять более сложные механизмы - ручные лебедки, самоходные тележки, транспортеры, ручные насосы для откачки воды. Большинство деталей тогда соединялось клепкой и кузнечной сваркой, электросварка и газорезка применялись в единичных случаях.

    Событием для всего "Тагилстроя" стало применение при строительстве бандажного стана и доменной печи № 1 в довоенные годы на монтаже 40-тонного крана "Деррик" с тремя стрелами вместо одной. До этого монтажные работы велись с помощью монтажных мачт и ручных лебедок. 40-тонный кран был спроектирован и собран на РМЗ, здесь же строители обучались работать с этим механизмом.

    Крупным шагом в технологическом процессе строительства на объектах "Тагилстроя" стало применение электросварки и газорезки. Вначале на эти операции с целью обучения своих рабочих приглашали специалистов-иностранцев. Те неохотно раскрывали секреты мастерства. Но "ученики" тоже были не лыком шиты: где-то учились у "спецов", где-то доходили своим умом и становились классными мастерами огневых работ.

    Большую помощь в освоении электросварки и газорезательных операций оказал заводу академик Е.О. Патон и возглавляемый им Институт электросварки. С их активным участием осваивалась полуавтоматическая наплавка круглых деталей под слоем флюса, совершенствовались резаки для огневых работ.

    В послевоенные годы на стройки Тагила пришла новая техника: паровозы и вагоны, компрессоры, подъемные краны, разнообразные приспособления, облегчающие труд и повышающие его эффективность. Заводу было поручено вести их ремонт. Делать это было сложно: не хватало производственных мощностей. Часто работы шли на открытом воздухе. Чувствовался и дефицит кадров: хотя из ФЗУ, техникумов и институтов шло пополнение, но недостаточное, погоду пока больше делали практики.

    Тем не менее, шаг за шагом, завод становился современным предприятием. Своими силами коллектив построил литейный цех для изготовления чугунных изделий и из цветных металлов, художественного литья (барельефов, художественных решеток) и т.д., украсивших многие улицы Нижнего Тагила.

    Второе рождение РМЗ пережил в 60-70-е годы, когда прошла его реконструкция. Ее инициаторами стали главный инженер треста И.М. Беньяминович, заместители управляющего трестом по промпредприятиям М.С. Каган и Д.Ф. Феофилактов и команда их единомышленников-заводчан; главный инженер В.Н. Бондаренко, главный конструктор П. Г. Шмидт, инженер-конструктор П.А. Берг, старший инженер-конструктор М.Г. Гельфонд, начальник техотдела П.Г. Угловский, начальники цехов Ф.Т. Дергач, В.И. Рожин, И.П. Пустобаев и многие другие.

    Главное богатство любого предприятия - его люди, те, кто стоял у его истоков и кто продолжает дело первопроходцев. Многие из них названы выше. К их числу надо добавить десятки и сотни других имен и фамилий, таких, как ветераны завода В.В. Зубков, А.И. Бураков, И.В. Пылаева, Ю.В. Павлов, и тех, кто составляет им достойную смену, - С. Ярошевская, В. Белохвост, И. Ретингер, Н. Ляпцева, Г. Ярмиев и многие другие. Все они - часть славной истории не только ремонтно-механического завода, но и треста "Тагилстрой".

В. ХАЛЕМИН.

Литература: Газета "Горный край" от 02.11.2001.

Главная страница