Свердловэнерго - 65. История устами очевидцев

    - НТЭС простираются с юга на север от Верхнепышминского района и почти до Серова, с востока на запад - от Алапаевского района до Верхней Ослянки, что на границе с Пермским краем. Общая площадь свыше 25 тысяч квадратных километров.

    - НТЭС это 30 процентов электроэнергии, потребляемой в Свердловской области.

    - В составе НТЭС шесть районов электросетей: Нижнетагильский, считающийся самым крупным, Невьянский, Верхнетуринский, Верхнесалдинский, Петрокаменский и самый молодой - Нижнетуринский.

    - На техобслуживании НТЭС 69 подстанций напряжением 35-110 кВ с установленной мощностью 1656 МВА, 694 трансформаторных ПС 6-10 - 0,4 кВ. 5149 километров линий электропередачи напряжением 110-0,4 кВ.

    - 690 человек персонала.

Электричество на Урале

    Знаете ли вы, когда и где на Урале забрезжил первый электрический огонек? По сведениям из архивов, "электрическое чудо" впервые заявило о себе на Нижнесалдинском металлургическом заводе. Причем задолго до того, как в России в подмосковной деревне Кашино родилась "лампочка Ильича". Инженер-металлург и по совместительству физик-экспериментатор Константин Павлович Поленов еще в 1880 году собрал гальваническую батарею, а затем сконструировал и дуговой фонарь. И он же, Константин Павлович, экспериментально доказал, что использование электрической энергии дешевле энергии пара или водотурбинной энергии. Его эксперименты стали предвестником прихода на Урал электричества. Так, первая электрическая станция на тагильской земле была построена в девяностые годы 19 века на Нижнетагильском металлургическом заводе, неподалеку от плотины через реку Тагил. Мощность родоначальницы электричества в Нижнем Тагиле составляла всего 15 Мвт, напряжение - 3 кВ, но тогда ввод такого объекта был настоящей сенсацией. На медном и железном рудниках подобные электростанции появились лишь в 1913 году.

    А вот городские сети возникли уже после 1917 года. Первая линия электропередачи для нужд населения протянулась от электростанции нижнетагильского метзавода (в годы советской власти переименованного в завод имени Куйбышева). Строилась она преимущественно за счет личных средств граждан. В 1926 году по ходатайству президиума тагильского окрисполкома перед Уралсоветом сети были переданы металлургическим заводом в введение окружного отдела местного хозяйства. Так началась жизнедеятельность Нижнетагильской городской электросети.

    Вскоре, в 1927 году, электрический ток получили соседи - жители Кушвинского района, включая Кушвинский завод, Исовские прииски, Рудник и Баранчу. Получили благодаря запуску первого турбогенератора на построенной в Кушве гидроэлектростанции. Впоследствии в связи с пуском новых мощностей на Урале генерирующее оборудование ГЭС было демонтировано, но осталось закрытое распредустройство 6кВ. Невероятно, но факт: распредустройство - этот настоящий музейный раритет! - до сих пор функционирует.

    Затем его Величество Электричество пожаловало в Пригородный район (округ Н.Тагила). По примеру крестьян из подмосковного села Кашино жители уральского села Петрокаменское, которое было в ту пору районным центром, в 1925 году организовали кооперативное общество. Его члены внесли паевые взносы на проект и строительство первой сельской ГЭС на Среднем Урале. Строительство на реке Нейва развернулось в сложный период НЭПа и коллективизации сельского хозяйства.

    Из рассказа ветерана труда НТЭС, бывшего руководителя Петрокаменского участка электросетей, бывшего заместителя директора НТЭС ВЛАДИСЛАВА ПРОКОПЬЕВИЧА КОШКИНА. Годы работы 1954-1984.

    "На счету был каждый фунт гвоздей, каждый пуд железа. Скобы, болты, гайки изготавливали сами - кустарным способом, в кузницах. Единственными механизмами на строительстве были лопата, носилки, тачка и "тарантайка" для лошади. Деревянные сваи и шпунт в тело водосброса плотины забивали вручную чугунной "бабой" с надстройкой лесов... Строительство неоднократно прерывалось из-за недостатка средств и затягивалось отсутствием необходимого оборудования для ГЭС. Чтобы достать электрогенераторы, пришлось командировать ходоков в Москву к всесоюзному старосте Михаилу Калинину. Калинин принял их вместе с К.Ворошиловым. Ходоки вернулись на Урал очень довольные оказанной Калининым помощью. Михаил Иванович был почетным пайщиком общества и даже вносил свои взносы".

    В строй Петрокаменская гидроэлектростанция, или ГЭС имени Ильича, вошла в канун празднования Великого Октября в 1932 году. Мощность ее была невелика - 400 кВт, но сколько было радости у сельчан! Прощай, лучина и керосинка! А еще... в селе заработал радиоузел, и впервые жители Петрокаменского услышали из репродукторов голос Москвы.

Первый Уральский транзит 110 кВ, или как соединились юг и север

    По планам первой пятилетки в начале тридцатых годов на Среднем Урале развернулось строительство крупных предприятий черной и цветной металлургии, машиностроительного комплекса. Наиболее энергоемкие строились в Нижнем Тагиле, Калате (Кировград), Верхней Салде, Красноуральске, то есть в городах тагильского округа.

    Из воспоминаний очевидца тех событий Л.В.МИХАЙЛОВА:

    Управление строительства Нижнетагильских сетей, в которое я поступил в апреле 1933 года, вело работы по строительству линии электропередачи 110 кВ от Чусовой до Н.Тагила. Одновременно сооружались подстанции 110 кВ в Верхней Туре, Нижнем Тагиле и Калате (Кировград). Мне был поручен участок от Лаи до В.Туры... Нужно сказать, что оснащение бригад по монтажу линии было очень плохое. Транспорт - лошади. Причем лошади были мобилизованы из колхозов, фуража было мало, и лошади были тощие.

    Раскатка проводов велась лошадьми, и это задерживало монтажные бригады.

    Монтажный инструмент также был плохой. Соединительные стальные трубки проводов Мофраля не соответствовали марке провода и плохо зажимали стальную жилу провода. Приходилось еще дополнительно в трубку забивать стальную проволоку, чтобы обжим стального сердечника был более прочным. В местах соединений, где этого не делали, провода впоследствии очень часто обрывались. К сентябрю 1933 года деревянные опоры уже были установлены. Смонтировать линию и включить ее в работу предстояло до праздника 7 Ноября. Моя бригада и бригада Грешкова соревновались за досрочное окончание работ. За месячный срок монтажа произошли две досадные задержки... Одна из них случилась при монтаже линии через пруд Гороблагодатской обогатительной фабрики. Пруд этот не очень широкий. Шел октябрь, стояли заморозки. Попытались на лодке с веслами перетянуть провод, но... Не потянула лодка железную пятимиллиметровую проволоку. Пришлось мне верхом на лошади ехать в Кушву, где я купил тонкий шпагат. Этот шпагат раскатали с лодки. Затем шпагатом перетянули железную проволоку и уже проволокой перетянули провода с одного берега на другой. Над водой соединений мы не делали. В двадцатых числах октября 1933 года линия электропередачи Чусовая - В.Тура - Н.Тагил была готова к включению.

    Уже к 1935 году на территории нижнетагильского энергоузла сформировалась сеть 110 кВ в составе подстанций В.Тура, Пятилетка - в Верхней Салде, Н.Тагил (в годы войны получившая номер 53, а затем переименованная в "Районную") и Кировград, связанных между собою линиями электропередачи. Включением ЛЭП Районная - Кировград были соединены северная и южная части Уральской энергосистемы - от Чусовой до Свердловска.

    Из воспоминаний ветерана труда НТЭС, бывшего инженера службы релейной защиты и автоматики, начинавшего свой трудовой путь разнорабочим на ПС Калата в 1934 году, СТЕПАНА ВИКТОРОВИЧА КУЗНЕЦОВА. Годы работы 1934-1979.

    Какое это было величайшее событие - впервые на Урале создался транзит напряжением 110 кВ! Это связь между многими подстанциями и электростанциями с севера на юг через В.Туру, Н.Тагил, Кировград и Среднеуральскую ГРЭС. На включение ПС Калата приехал весь руководящий персонал из Свердловска и Тагила: Айвазов, Раузин..."

    Однако у первых побед уральской электрификации была и другая сторона, о которой энергетики узнали позже и о которой неизвестно почти никому, кроме них самих.

    "Релейная защита и вторичная коммутация... Как все было сделано примитивно и какая была ненадежная аппаратура,- пишет С.В.Кузнецов. - Например, взять клеммные сборки вторичной коммутации. Наша промышленность их не выпускала. Все сборки мы изготавливали на месте. Отливали клеммы из латуни, ножовкой нарезали их, после чего сверлили отверстия. Сами же изготавливали винты... Реле были громоздкие, ненадежные и медленно действующие, что часто приводило к ложным отключениям или отказам в работе".

    "На подстанции Н.Тагил оборудование было установлено все импортное - итальянское, немецкое. Оно не было приспособлено к уральскому климату,- пишет Л.В. Михайлов.- Например, фарфор разъединителей 110 кВ ломался при ударах при включении разъединителей. Часто заклинивались из-за смещения отдельных частей фундаментов и масляные выключатели... Были также аварии с трансформаторами фирмы "Бергман". Аналогичные проблемы возникали на ПС В.Тура и многих других".

    Нетрудно догадаться, что в первые же годы деятельности предприятия кадровый вопрос стал наиглавнейшим.

    Из воспоминаний ветерана труда НТЭС, дежурной подстанции В. Тура РУФИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ЛАПИНОЙ. Годы работы 1935-1972.

    "После окончания Свердловского энергетического техникума в 1935 году я была принята на работу в качестве старшего ответственного дежурного электротехника на подстанцию В.Тура... Народ тогда был темный, неграмотный. Среди работающих на подстанции было много таких, кто не умел даже читать и писать. Мне пришлось проводить ликбез электромонтерам и их женам. Электромонтерам читала еще техминимум. Это была моя общественная нагрузка. Когда электромонтеры научились читать и писать, их поставили бригадирами. Уже в дальнейшем персонал обучался на организованных курсах". Рассказывая о том времени, нельзя не сказать, как была организована эксплуатация пиний электропередачи. Практически на всех транзитных линиях 110 кВ в предвоенные годы появились так называемые контрольные пункты - на расстоянии где десять километров, а где и больше, друг от друга. По Нижнетагильскому району электросетей насчитывалось свыше пятидесяти КП. На этих контрольных пунктах жили семьи монтеров-обходчиков. В обязанности монтеров вменялось проводить плановые обходы и внеплановые - в случае отключения, убирать угрожающие деревья, очищать трассу от поросли, заготавливать сено для лошадей бригады линейщиков - гужевой транспорт был тогда единственным.

    Из воспоминаний ветерана труда НТЭС, дежурной подстанции Салда ТАМАРЫ ПРОКОПЬЕВНЫ СКРИПКАРЬ. Годы работы 1965-1984.

    Мой пала, Прокопий Макарович Иванов, пришел в НТРЭС в 1937 году. В работе был безотказный, агитации поддавался быстро. Помню, как в 1939 году приехал с управления из Н.Тагила и говорит маме: "Поехали жить на КП 24 (тогда наша семья вместе с еще двумя семьями монтеров - Зенкова Валентина Григорьевича и Ботова Григория Васильевича - жила на КП №16 в восьми километрах от поселка Черноисточинск). Место красивое. На берегу реки Тагил. Рыба в реке, грибы, ягоды. Маме деваться некуда. Согласилась. Переезжать было легко, ведь все наше богатство - старинный мамин сундучок, самовар да папина гармонь. Погрузив нехитрый скарб на казенную лошадку, вместе с семьей Макарушкиных - их было четверо, мы отправились на новое местожительство - на ВЛ 110 кВ, что тянется от подстанции Пятилетка в сторону Басьяновского торфопредприятия, на участок между анкерными опорами 117-118. Взрослые - пешком. Да и я, шестилетка, шагала. Дом для нас еще только строился. Ни дверей. Ни пола. Ни крыши. Все лето мы жили на берегу у костра, спали на топчанах. Даже без палаток. В дом въехали только седьмого ноября, когда на улице уже сильно похолодало. Матрасы, помню, набивали соломой. А мебель - табуретки, стол, топчаны сделали нам строители. Жили, конечно, в бедноте, но в почете - электромонтеров тогда в народе ценили, называли энергетиками. Трудились родители не покладая рук, не зная отдыха, но никогда не унывали. Помню также, как мама, перед тем как папе ехать сдавать ТБ и ПТЭ, целыми вечерами читала папе инструкции. У отца не было образования, но благодаря маминым лекциям и собственному уму отец всегда сдавал экзамены на "хорошо" и "отлично". Перед войной стали немножко одеваться и хорошо кушать. Давали муку. Хозяйки пекли хлеб сами. Было свое молоко - держали корову. Сами выращивали овощи, заготавливали грибы, ягоды. А тут... война!

Приближали Победу

    Многие энергетики в 1941-м ушли на фронт. На их место приходили подростки 14-18 лет и женщины, понятия не имевшие о режимах работы электрооборудования. Осваивать небезопасную и сложную науку электричества им приходилось на ходу.

    Из воспоминаний ветерана труда НТЭС, дежурной ПС Рудник, Лебяжинская, Тагил АГАФЬИ АНИКОВНЫ ШЕШУКОВОЙ. Годы работы 1944-1983.

    Я думала, что никогда в жизни не запомню незнакомые мне названия оборудования и релейной защиты, и боялась, что дежурный техник из меня не получится, - пишет Агафья Аниковна, которая в годы Великой Отечественной 17-летней девчонкой пришла на подстанцию 35 кВ Рудник. - Но женщины терпеливо объясняли мне одно и то же по нескольку раз, чтобы я поняла. Мужчин на подстанции не было.

    Из воспоминаний Т.П. СКРИПКАРЬ:

    Оставшиеся по броне мужчины всю войну мотались по командировкам - по сетям. Из одного края в другой. Линейщики работали и в Кировграде, и в Салде, и в Верхней Туре, и в Благодати, и в Тагиле. Домой приезжали раз в месяц, чтобы можно было помыться. А наутро - снова в командировку. Да и после войны много мотались. И если б налегке, а то ведь... Помню, как отец взваливал на свои плечи тяжеленные блоки (полиспасты) и с ними пешком четыре километра до Тагильского Кордона. Оттуда поездом до Вагонки, а там по Вагонке (район Уралвагонзавода), если повезет - на трамвае, а если нет, то еще 16 километров пешком... Хоть и крепкого телосложения был - ростом под два метра, сибирский такой крепыш, да надсадил свой организм. Износился рано. Умер в 51 год... Монтеров-обходчиков КП в годы войны заменили их жены и дети. Мама моя - Феоктиста Александровна Иванова оставалась и дежурным монтером, и дом отоплять, и за лошадью ухаживать, и связь с диспетчером держала. Диспетчер из Тагила запрашивал о состоянии линии каждое утро и вечер. Связь тогда была селекторной. Телефонной еще не было... "

    Несмотря на технические трудности - не хватало материалов и запчастей, на хроническое недоедание и недосыпание - энергетики НТЭС работали по 12-14 часов в сутки и без выходных - до тех пор, пока с фронта не пошли обнадеживающие сводки, электрические сети тагильского округа в годы войны поддерживались в работоспособном состоянии. Без этого не было б ни проката, ни знаменитых тагильских танков Т-34, ни снарядов для легендарных "катюш", выпускавшихся на предприятиях тагильского куста. А значит, не было бы и Победы!

    Более того, чтобы обеспечить оборонные предприятия электроэнергией, пришлось много чего еще и строить. Значительно в годы войны расширилась, например, ключевая подстанция Кировград - за счет построенных вторых цепей ЛЭП 110 кВ на Тагил и СУГРЭС. Трансформаторная группа Бергман 25 МВА была заменена на более мощную группу фирмы АЕГ мощностью 27,5 МВА и дополнительно смонтирован трехфазный трансформатор 15 МВА фирмы Хекбридж. Увеличение мощности проходило в основном за счет электрооборудования, эвакуированного из юго-западных регионов страны, а также из Мосэнерго. Оно устанавливалось буквально с колес...

    Из воспоминаний ветерана труда НТЭС, бывшего начальника оперативно - диспетчерской службы ВЛАДИМИРА ПАВЛОВИЧА КУЗНЕЦОВА. Годы работы 1936-1979.

    В годы войны особо отличились коллективы подстанций 110 кв Пятилетка, Н.Тагил (Районная), Кировград. Но наибольшая тяжесть выпала на ПС Пятилетка в Верхней Салде. Мощность ее возросла в несколько раз. Вместо одной трансформаторной группы стало три... А число присоединений 6 кВ увеличилось с трех до... двух десятков! Всей этой работой руководили Андрей Яковлевич Берлин и Александр Сергеевич Шарданов. Подстанция находилась на казарменном положении. Монтажные работы производились круглые сутки, без права ухода с подстанции. В здании были установлены топчаны, чтобы люди могли хоть немного отдохнуть.

    Именно в годы Великой Отечественной, в решающем 1943-м, в Нижнетагильском районе электросетей были образованы четыре ведущие службы - высоковольтных линий электропередачи, подстанций, релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления. Забегая вперед, скажем, что служба изоляции и защиты от перенапряжения образовалась в 1947 году, а оперативно-диспетчерская - в 1948-м.

    За самоотверженный труд в годы войны правительственными медалями, грамотами Свердловэнерго и Уралэнерго отмечены многие работники НТЭС. А из многих 14-16-летних ребят, пришедших на предприятие в войну, выросли настоящие асы своего дела. Среди них Сергей Тимофеевич Захаров. Начинал электрослесарем на подстанции, а ушел на заслуженный отдых с должности начальника Невьянского района электрических сетей, которым руководил 30 лет! Учеником электромонтера открыл дорогу в энергетику Аркадий Васильевич Паньшин. Через 50 лет работы в отрасли ушел на пенсию с должности начальника производственно-технического отдела. Аналогичный -достойный глубокого уважения путь прошли Ватолин Леонард Борисович, Плотников Павел Васильевич, Салямов Рахимжан Баширович, Падерина Виктория Ивановна и многие другие энергетики. Всем им низкий поклон от нас, живущих в ХХI-м веке.

Начало Трансуральской сети 220 кВ

    Отгремели военные залпы, и на Среднем Урале началось строительство новых крупных электростанций. Однако, до 1950 года прирост мощностей электросетей был незначительным. И самое главное - за вводом в строй новых мощностей не поспевало строительство высоковольтных линий электропередачи

    Из воспоминаний ЕВГЕНИЯ БОРИСОВИЧА СИНЕГУБКО, бывшего главного инженера НТЭС. Годы работы 1947-1953.

    На строительство сетей выделялось от 4,5 до 19 процентов капиталовложений на сооружение электростанций. Между тем для создания условий наиболее выгодной передачи электроэнергии от электростанций к потребителям финансовое соотношение должно быть один к одному. Недостаточное развитие сетей вызывало большие потери электроэнергии в транзитных ЛЭП и зачастую недопустимую перегрузку линий в ремонтных и аварийных режимах. Положение более-менее выправилось в 1953 году, когда Нижнетагильским районом ЭС в связи со строительством Нижнетуринской и Серовской ГРЭС были построены и сданы в эксплуатацию ЛЭП 110 кВ В.Тура-НТГРЭС. НТГРЭС - Теплая Гора (это Качканар. - Прим авт.) и НТГРЭС-Серов 110 кВ, а также ЛЭП 220 кВ НТГРЭС-СВЕРДЛОВСК . Это была первая "220" не только на территории Нижнетагильских ЭС, но и на всем Урале. Именно она-то и положила начало сооружению Трансуральской сети 220 кВ. Строили ее силами треста "Уралэлектросетьстрой", созданного в 1947 году. Строили, не имея ни буровых установок, ни экскаваторов. Строительную часть выполняли солдаты из местных военчастей.

    Благодаря линии В.Тура - НТГРЭС удалось запустить Нижнетуринскую ГРЭС и выдать мощности первых агрегатов в сеть Свердловэнерго. НТГРЭС-Теплая Гора обеспечила подачу электроэнергии предприятиям Нижней Туры и Уралалмаза на горе Теплой. Ну, а линия НТГРЭС-Серов обеспечила жизнь тяговым подстанциям железной дороги на Серов, пуск Серовской ГРЭС и - аналогично - выдачу мощностей в сеть Свердловэнерго.

Награды ВДНХ

    Важнейшим событием в шестидесятые годы стал ввод в работу ПС "Тагил" 220кВ, которая впоследствии, в 1980 году, доросла до 500 кВ. Это одна из самых крупных подстанций в Свердловской области с соответствующими линиями электропередачи 110-220-500 кВ.

Подстанция Районная

Подстанция Районная

    С северной стороны НТМК строится еще одна крупная ПС - Вязовская 220 кВ для электроснабжения производства металлургического комбината, Уралвагонзавода и других предприятий Тагила. В Верхней Салде запускается подстанция Салда 220-110 кВ. Строится также ряд подстанций 110 кВ с соответствующими распредсетями для электроснабжения объектов сельского хозяйства и объектов социальной сферы. Объемы нового строительства и реконструкции старых сетей настолько велики, что в НТЭС принимается решение о строительстве в НТЭС собственного... железобетонного цеха! Возвели железобетонный цех своими силами. В нем изготавливали железобетонные пасынки с предварительно-напряженной арматурой длиной 6,5 метра, железобетонные фундаменты для металлических опор, лотки, плиты для кабельных каналов и другие изделия. Немало энергии отдали этому делу директор предприятия Л.Е. Воробьев и мастер Ф.И. Кремлев. Объема выпускаемой цехом продукции хватало всем пяти районам НТЭС - на весь летний и осенний сезон. Благодаря этому уже к середине семидесятых 85 процентов деревянных опор было оборудовано железобетонными пасынками, что увеличило надежность работы линий электропередачи.

    Из воспоминаний ветерана труда НТЭС, инженера производственно-технической службы ИЛЬИ САВЕЛЬЕВИЧА РАПОПОРТА. Годы работы 1972-1985.

    Если "в первые послевоенные 15 лет количество ПС 35-110 кВ в НТЭС увеличилось с 6 до 10, то в шестидесятые-семидесятые годы количество подстанций увеличилось уже до пятидесяти, включая ввод в работу подстанции 220 кВ "ТАГИЛ". Протяженность ВЛ 35-220 кВ возросла до 2647 километров, распредсетей 0,4-10 кВ-до 3123 километров! С ростом количества ЛЭП и подстанций совершенствовалось и диспетчирование на базе телемеханики. Уже тогда коллектив НТЭС был одним из самых передовых в системе Свердловэнерго во всех отношениях - по уровню технического развития, внедрению новой техники и методам труда. На предприятии применялся централизованный ремонт, бригадный подряд, была организована работа оперативно-выездных бригад. В 1977 году за совершенствование оперативного обслуживания подстанций НТЭС наградили дипломом ВДНХ - выставки достижений народного хозяйства СССР, а девять работников НТЭС были удостоены медалей.

Профессионализм сильнее стихии

    Восьмидесятые годы можно назвать апогеем в развитии Нижнетагильских электрических сетей. На балансе предприятия тогда находилось 1369 километров линий электропередачи напряжением 500-220 кВ, полторы тысячи километров ВЛ 35 кВ, а общая протяженность линий, включая распредсети, составляла около 6 тысяч километров.

    Из рассказа начальника службы высоковольтных линий электропередачи, заместителя главного инженера с 1997 года, ЕВГЕНИЯ ВЕНИАМИНОВИЧА ПИШВАНОВА. В НТЭС с 1982 года.

    - В восьмидесятые годы специалистам НТЭС были по плечу задачи любой технической сложности. Помню, например, аварийную ситуацию, которая возникла в марте 1983-го на магистральной высоковольтной ЛЭП 500 кВ Южная-Тагил, на участке в Невьянском районе, на горном перевале, недалеко от горы Ежовой. Провода АС-500 не выдержали обледенения и порвались. Ветер - насквозь продирает! А снега - выше человеческого роста. Пробираться к месту повреждения пришлось на бульдозерах и на... танке Т-54, имевшемся в постоянном распоряжении НТЭС - Уралвагонзавод "поделился" с нами двумя боевыми машинами благодаря старым связям директора, бывшего уралваганзаводца, Петра Пименовича Чашникова. Ездить на танке по лесному бездорожью - приятного мало. Но во многие труднодоступные места проехать можно было только на нем. Дорогу к трассе пробивали бульдозерами по принципу "взад-вперед". Сейчас в это мало кто поверит, но огромный объем работ - замену девяти проводов АС-500 в трех пролетах и замену двух грозозащитных тросов! - линейщики Невьянского РЭС, которым тогда руководил Захаров Сергей Тимофеевич, совместно с мехколонной 17 треста Уралэлектросетьстрой заменили всего за восемь дней. Как высоковольтнику мне, конечно, жаль, что НТЭС лишили ВЛ 220 кВ и 500 кВ, ведь наши линейщики знали свое дело на пять с плюсом...

    Из рассказа начальника службы подстанций с 1996 года, АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА ДРОНОВА. В НТЭС с 1966 года.

    - Одним из наиболее значимых событий в истории НТЭС в 80-е годы считаю реконструкцию открытого распредустройства 220 кВ на одной из крупнейших в области подстанции Тагил и наращивание на ней новой мощности - строительство открытого распредустройства 500 кВ с двумя автотрансформаторными группами мощностью 501 МВА каждая. Оборудование новое, сложное. Впервые пришлось, например, использовать в монтаже полый провод - АП 500.

    Для завоза оборудования и материалов к подстанции Тагил подвели даже железную дорогу. Однажды, во время весеннего паводка в начале девяностых, этой дорогой пришлось воспользоваться как пассажирской (река Тагил разлилась, и вода залила автодорогу). Помню, до станции Сан-Донато мы добирались на машинах, а оттуда - в литерном вагоне, на пыхтящем паровозе. Строительство, монтаж и наладка ОРУ 500 кВ с последующим его расширением (в 1987 году) на одну линейную ячейку для ВЛ Тагил-Богословский алюминиевый завод (БАЗ), продолжались несколько лет.

    Итог этой громадной работы, над которой пришлось поломать голову и релейщикам, и специалистам службы изоляции и многим другим, - суммарная мощность подстанции возросла почти в четыре раза и достигла 1742 МВА! Кроме того, появилась устойчивая связь с Пермьэнерго - через ЛЭП 500 кВ Тагил-Калино. А в результате надежным стало энергоснабжение предприятий Нижнего Тагила и Богословского алюминиевого завода (Краснотурьинск).

    Другим знаковым событием последнего времени считаю подстанцию Сторожевая 35-6 кВ в Невьянске, построенную в районе музейного комплекса. Сторожевая - пример того, как, в принципе, надо строить современные подстанции. Впервые в системе Свердловэнерго построена ПС с закрытым распредустройством. То есть весь энергоузел, с развязками на разные ЛЭП, спрятан под крышу. Ему не страшен ни дождь, ни снег. Конечно, такое строительство дороже. Но если смотреть в перспективу, оно экономичнее. Продумано все и с эстетической точки зрения. Здание нисколько не портит музейный комплекс с Невьянской башней.

    Из рассказа ветерана труда НТЭС, директора НТЭС с 1982 по 1999 годы, почетного гражданина г. Н. Тагил ПЕТРА ПИМЕНОВИЧА ЧАШНИКОВА.

    - 80-е годы в истории Нижнетагильских электрических сетей - это не только подстанция Тагил 500 кВ с линией электропередачи 500 кВ Тагил-БАЗ. Это еще и уникальный в России комплекс подстанций напряжением 220 кВ с соответствующими линиями для новых нефте- и газопроводов, протянувшихся на тысячи километров от месторождений газа и нефти в Тюменской области через северную часть Свердловской области - за Нижней Турой - и дальше в страны Западной Европы. Чтобы обеспечить передачу нефти и газа в Европу, Нижнетагильским электрическим сетям вместе с мехколонной 17 треста Уралэлектросетьстрой пришлось построить подстанции Платина, Сопка, Острая - все три 220 кВ, а также подстанции Арбатская и Лялинская 110 кВ. И плюс - проложить по тайге и болотам свыше ста километров линий электропередачи. Ох и наездились мы тогда!.. Данный проект имел большое государственное значение, и мы старались выполнить его достойно, благо, сделать это позволял высокий уровень квалификации кадров.

    А еще я бы отметил умение инженерно-технического персонала мобилизоваться в любой сложной ситуации, вплоть до экстремальной, достаточно вспомнить 6 июня 1995 года, когда по территории наших сетей пронесся снежный ураган огромной силы. Скорость ветра достигала 40 метров в секунду. Вековые сосны выворачивало с корнем, не говоря уж о деревянных опорах и проводах. Сети получили тогда колоссальные повреждения, каких не знали никогда за свою тогда еще 62-летнюю историю. На диспетчерском щите места живого не было: все "горело!" Из энергосистемы было "выбито" 76 подстанций, отключилось свыше трех тысяч километров линий электропередачи! Мне неизвестно, чтобы где-то еще, в других регионах нашей страны, в других районах электросетей, стихия нанесла бы такой же по масштабу повреждений удар. Это был суровый экзамен - как для руководства, включая моих помощников -главного инженера Андрея Владимировича Полякова, его зама Евгения Вениаминовича Пишванова, начальника производственно-диспетчерской службы Наталью Петровну Солонкову, так и для оперативного персонала, для всех служб и отделов НТЭС. Восстановить общую схему электроснабжения при таком масштабе повреждений и на такой огромной площади - более чем двадцать тысяч квадратных километров - даже за две недели - задача из области фантастики. Но мы справились с нею за трое суток - ценою трех бессонных дней и ночей. Уже после мы приступили к восстановительным работам в плановом порядке.

    Во времена СССР наша электроэнергетика была самой лучшей в мире. И это не только мое мнение. Это мнение многих ветеранов отрасли и многих зарубежных специалистов.

    Из воспоминаний ветерана труда НТЭС, бывшего начальника планово-экономического отдела НИНЫ МОИСЕЕВНЫ АНТИНОЙ. Годы работы 1964-1995.

    - НТЭС всегда на протяжении всей своей истории имели достойное лицо в энергосистеме. Это было результатом слаженной работы всех служб и коллективов на основе взаимопонимания, взаимоуважения, тесного контакта со всеми подразделениями НТЭС и управления Свердловэнерго. Дай бог, чтобы это лицо сохранилось.

Е. ПИШВАНОВА.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 17.07.2007.

Главная страница