Дама с портрета

Портрет работы художника Ж. Греза    В Государственном Эрмитаже хранится портрет работы прославленного парижского мастера Р.Лефевра, созданный в 1800-1805 годах. На нем изображено жена Николая Никитича Демидова баронесса Елизавета Александровна Строганова (1779-1818 гг.). Такой же портрет, но в зеркальном изображении есть в далеком от С.- Петербурга и Парижа Нижнем Тагиле, бывшем владении господ Демидовых.

    Перед нами молодая женщина со слегка наклоненной вправо головой, волосы зачесаны на прямой пробор, уложены на висках мелкими локонами. Овал лица мягкий, глаза миндалевидные, темно-серые. Елизавета сидит на канапе темно-зеленого бархата, в правой руке раскрытая книга...

    Портрет написан в Париже, ему уже почти двести лет. Но мало кто знает, что эта женщина приходилась довольно близкой родственницей Наталье Николаевне Пушкиной, урожденной Гончаровой. И нам захотелось узнать о даме с портрета как можно больше. Найти вехи ее жизни и связать их не только в хронологическом порядке, но и событиями времени, в котором она жила. Занимаясь историей старых российских родов, мы, естественно, обратились к родословной Строгановых.

    Оказалось, что прадедом Елизаветы Александровны был именитый человек, сподвижник и друг Петра I Григорий Дмитриевич Строганов (1656-1715 гг.). С 1688 года он стал единоличным владельцем всех строгановских богатств на Урале, Тотьме, Великом Устюге. А богатства были немалые. Петр I был восприемником среднего сына Григория Дмитриевича, Николая, деда Елизаветы Александровны. Он пожаловал крестнику в 1702 году "на зубок" в вечное пользование реки Обву, Иньву, Косьву с пермяками -14003 души.

Миниатюра А. Ритта    В 1722 году крестник царя и его братья Александр и Сергей были удостоены баронского звания. Таким образом, внучка Николая Григорьевича и младшая дочь Александра Николаевича стала баронессой в третьем поколении. У нее были старшие брат и сестра: Григорий и Екатерина, а также множество родственников - кузенов и кузин - со стороны отца и матери, урожденной Загряжской. Кузины Загряжские - Екатерина, Софья и Наталья жили в Подмосковье, в имении Ярополец. А вот тетка Загряжская, Наталья Кирилловна, - в Петербурге. Эта кавалерственная дама, двоюродная племянница императрицы Елизаветы Петровны, в то время уже немолодая, была очень авторитетна среди родственников...

    Ко времени описываемых событий остались две ветви Строгановых. Старшими были барон Александр Николаевич, отец Елизаветы, и его двоюродный брат граф Александр Сергеевич, вельможа екатерининского времени, сенатор, тайный советник и весьма просвещенный человек, большой знаток изящных искусств и меломан. Славился домашний театр Строганова с крепостными актерами и актрисами, сам граф на некоторых представлениях играл на скрипке.

    Сыновьям, как будущим владельцам строгановских заводов, рудников, соляных промыслов, необходимо было помимо классического образования знать в большом объеме химию, минералогию, горное дело, металлургию, а также экономику, юриспруденцию и другие науки. Такое образование можно было получить только за границей. Поэтому летом 1786 года Григорий и Павел, или как его называли близкие "Попо", вместе с воспитателями-французами отправились в просвещенную Европу. С ними поехал Андрей Никифорович Воронихин, бывший крепостной Строганова, приставленный несколько лет назад к юному графу. Будущему талантливому зодчему вменялось в обязанности учить Павла рисованию, а также его и воспитателей-французов русскому языку. И, конечно, Воронихин как художник Строгановых, ставший потом знаменитым русским архитектором, мог совершенствовать в Европе свое образование.

Портрет работы Р. Лефевра    ...Они пробыли в Женеве почти два года, затем отправились в Париж, где бурно назревали революционные события. Здесь Григория настигла печальная весть. Скончался его отец, барон Александр Николаевич. Он умер 16 марта 1789 года. Но сын об этом узнал только через месяц. И поспешил домой в С.- Петербург к матери и сестрам (а Павел с Ж. Роммом остался в мятежном Париже). Вот и кончилась юность. Теперь девятнадцатилетний Григорий Александрович Строганов - старший в баронской семье...

    Жизнь продолжалась. Женился на княжне Анне Сергеевне Трубецкой Григорий Александрович. Повзрослела Лиза, и ее стали вывозить в свет. Шестнадцатилетняя миловидная богатая и образованная баронесса стала одной из самых интересных невест Петербурга. Тогда же при дворе, на приемах и балах, можно было встретить молодого красивого офицера Николая Никитича Демидова, владельца Нижнетагильских заводов. Этот Демидов еще совсем юным служил флигель-адъютантом при штабе князя Г.А. Потемкина-Таврического. К тому времени, когда Елизавета Строганова была на выданье, молодой заводовладелец имел большие долги. И он сделал предложение богатой, к тому же красивой и образованной баронессе. История развития родов Строгановых и Демидовых похожа. Оба имели трудолюбивых и предприимчивых предков, возведены в дворянское достоинство Петром I. Точная дата свадьбы Николая и Елизаветы неизвестна, но, вероятно, они поженились не позднее 1795 года. Первые годы совместной жизни для супругов были счастливы. 19 октября 1796 года у них родилась дочь Александра, через два года сын Павел, затем еще прибавление - Николенька...

    К этому благополучному периоду относится создание портрета Елизаветы Александровны известной французской художницей Луизой-Элизабет Виже-Лебрен. Она эмигрировала из революционного Парижа в Вену, затем в Петербург, под покровительство Екатерины II. Эта модная портретистка, член Парижской академии, прожила в России шесть лет, была очень популярна и имела много заказов от знати. Виже-Лебрен оставила воспоминания об этом времени. Вот что пишет И.С. Немилова в своей книге "Загадки старых картин": "Она весьма пространно сообщала, как писала портрет Елизаветы, но уже не Строгановой, в замужестве Демидовой. Роскошь, окружающая Елизавету Демидову, произвела соответствующее впечатление на художницу, и она не жалела красок на ее описание. Этот портрет художница занесла и в аккуратно составляемый ею список произведений. Электронная версия historyntagil.ru. Он вошел в раздел петербургского периода и находился в собрании графини Соллогуб в Москве до 1905 года". Из известных портретов Елизаветы Александровны этот, вероятно, самый ранний. Но где он находится в настоящее время, неизвестно.

    Демидовы продолжают жить в Петербурге, и, кажется, ничто не угрожает их семейному счастью. Но 1800 год черной полосой прошелся по благополучию этой семьи: в январе умерла дочь Сашенька, в июне, не прожив и года, сын Николенька. Их похоронили в Александро-Невской лавре. Можно себе представить скорбь молодой матери, ее страх за оставшегося единственного сына Павла...

    Предположительно в 1802 году Демидовы отправились за границу. Но до того, как уехать из России, Николай Никитич в 1800 году посещает свои заводы на Урале, в Нижнем Тагиле. Необходимо разобраться в их работе и нуждах, чтобы знать, на что обратить внимание за границей, чему поучиться на передовых предприятиях Германии, Англии, Франции, Италии.

    Елизавете Александровне поездка по странам представлялась утомительной. Поэтому она остановилась в Париже и поселилась в роскошном демидовском дворце. Неизвестно, тогда же или позднее привезли во Францию четырехлетнего сына Демидовых, Павла.

    Для Елизаветы Александровны начался парижский период. Она была богата, молода, хороша собой и вела светский образ жизни. Эта дама имела возможность заказывать свои портреты известным живописцам. Вероятно, она охотно позировала художникам и представлена ими в разных ипостасях: у Лефевра это светская дама, на миниатюре А. Ритта мы видим женщину в модном тюрбане, с игривой улыбкой и обнаженной грудью, у Ж. Греза это кающаяся грешница. К сожалению, с портретами Демидовой работы Ритта и Греза мы знакомы только по фоторепродукциям, где находятся подлинники - неизвестно.

    Вероятно, именно ко времени пребывания Демидовой в Париже относится учеба сына в привилегированном учебном заведении - лицее. Павел Николаевич закончил обучение к 1812 году. Большая партия тагильского железа не была реализована в 1810-1811 годах, и Демидовым пришлось несколько сократить свои расходы. Они переселяются из роскошного парижского дворца в небольшой дом с малочисленной обслугою. А в это время Елизавета Александровна ждет ребенка. Она уезжает во Флоренцию.

    События Отечественной войны 1812 года тесно коснулись Демидовых. Николай Никитич сформировал на свои деньги полк, который участвовал в Бородинском сражении и получил благодарность от фельдмаршала М.И. Кутузова, 14-летний Павел Николаевич в чине прапорщика тоже участвовал в битве при Бородино.

    Сведения из России с опозданием, но доходят до Елизаветы Александровны. Она в тревоге за сына и мужа, за юных племянников Сергея и Александра, сыновей брата Григория. Она очень боится потерь. Но свет радости одарил ее жизнь: родился ребенок, которого нарекли Анатолием. Мать и младший сын обожали друг друга. Вероятно, с этого времени начался разлад между супругами.

    Николай Никитич поселился во Флоренции, а Елизавета Александровна – в Париже. Здесь она и умерла в 1818 году. Ее похоронили на кладбище Пер-Лашез. Анатолий часто посещал могилу матери.

    Минуло много лет. Уже не было в живых Николая Никитича и Павла Николаевича. В 1852 году над могилой Елизаветы Александровны по приказу Анатолия Николаевича был сооружен новый памятник в виде многоколонного храма. Под храмом саркофаг, на цоколе надпись по-французски: "Здесь покоится прах Елизаветы Демидовой, урожденной баронессы Строгановой, скончавшейся в апреле 1818 года". Здесь же, подле матери, Анатолий велел потом похоронить и себя. Волю исполнили после его смерти 16 апреля 1870 года.

    Елизавета Александровна Демидова прожила за границей, в основном в Париже, почти половину своей жизни, в которой были и счастливые, и печальные годы. Но одно несомненно: какой бы ни была ее жизнь в Париже, она тосковала по своей родине -России, по матери и родственникам. Писала им письма. И получала подробные ответы из Петербурга, а может, и из других городов. Елизавета Александровна была в курсе событий и дел многочисленной родни. И несомненно, ей сообщили о том, что ее двоюродная сестра - красавица, фрейлина Наталья Ивановна Загряжская - в начале 1807 года вышла замуж за дворянина Николая Афанасьевича Гончарова. Написали и о том, что в 1812 году, когда у Демидовых родился Анатолий, кузина Н.И. Гончарова произвела на свет дочь Наталью.

    Но не суждено было узнать Елизавете Александровне, что эта ее двоюродная племянница, Наталья Николаевна, выйдет замуж за великого русского поэта А.С. Пушкина и их дети - Мария, Александр, Григорий и Наталья - станут кузинами и кузенами ее собственному внуку, Павлу Павловичу. И что именно она, Елизавета Александровна Демидова, урожденная Строганова, породнит Пушкиных и Демидовых.

    Она не дожила до 30-х годов XIX века. Жаль, могла бы, ведь ей в ту пору было бы только пятьдесят с небольшим лет.

Майя РЫЖОВА.

    На снимках: портрет работы художника Ж. Греза; миниатюра А. Ритта; портрет работы Р. Лефевра.

Главная страница