Цех с необычными заказами
Семидесятые годы ХХ века сейчас называют "годами застоя". Может быть, так оно и было в общем по стране, но не на Уралвагонзаводе. Семидесятые – время развития производства, внедрения новых образцов продукции, прогрессивного оборудования.
На производственном участке цеха 815
В связи с модернизацией металлургического производства перед руководством предприятия встал вопрос о необходимости организации ремонтов оборудования, отличительной чертой которого являются его большой вес и габариты, а также большие нагрузки и тяжелые условия работы. Неудивительно, что ломалось оно достаточно часто, а ремонтировать его силами цеховой службы механика не всегда было возможно. Ремонтно-механический цех 810, построенный в 1935 году, не мог выполнять эту работу: не позволяли ни площади, ни грузоподъемность кранов, ни металлорежущие станки.
Для выхода из создавшейся ситуации главный механик Юзеф Капустин предложил построить специальный участок для ремонта металлургического оборудования. Место было выбрано в корпусе механических цехов. Новый участок, вернее, полноценный цех получил название "810-бис". Строительство его было закончено в 1986 году – к 50-летию УВЗ.
26 февраля 1987 года вышел приказ № 162 за подписью Вениамина Сотникова "О создании цеха производства запчастей, ремонта и модернизации оборудования металлургического, кузнечно-прессового производства". Цеху был присвоен номер 815. Эта дата и является днем рождения цеха.
Полный цикл
Начальником нового цеха был назначен Юрий Грач. Благодаря его энергии, организаторским способностям и техническим знаниям цех быстро вышел на запланированные показатели и обеспечил качественной продукцией цехи предприятия. Цех был организован по принципу полного цикла. Имея на входе заготовки в виде проката, отливки, поковки и прочее, на выходе получали готовую деталь, узел или годный к эксплуатации агрегат. Для этого в цехе имеется заготовительный участок, оснащенный ленточными пилами, ножницами для резки металла и абразивно-отрезным станком, термический – с электропечами и установкой сорбатизации, механический и участок сварки и сборки.
Преимуществом цеха 815 являются крупные и тяжелые станки. Например, карусельный станок модели 1580, на котором возможно обрабатывать детали до восьми метров в диаметре, не имеет аналогов не только в Свердловской области, но и в Уральском регионе. Токарно-винторезный станок 1А660 также самый крупный на Уралвагонзаводе.
Еще одно конкурентное преимущество 815-го – технологии изготовления и восстановления крановых колес – пригодились в годы кризиса, когда прекратились закупки заготовок и полуфабрикатов на колеса. Спрос на эту продукцию высок и сейчас.
Рабочая смекалка
Но главное достояние цеха – его работники. Это люди особого склада. Далеко не каждый станочник сможет работать в ремонтном производстве. Каждый день – новая деталь. Каким инструментом ее обрабатывать, на каких режимах – решать самому, основываясь на знаниях и опыте. Технологическая карта очень лаконична, содержит только пооперационный маршрут, а бывает, что и вовсе нет ни чертежа, ни техпроцесса – не успели разработать. Без смекалки здесь не обойтись. Вот таких людей смог собрать вокруг себя Юрий Лазаревич – любознательных, с огоньком в глазах.
Макет паровоза у отеля Park Inn, изготовленный мастерами 815-го
Со временем в 815-й стали поступать необычные заказы – макет паровоза Черепановых в натуральную величину для дома-музея изобретателей, действующий макет паровоза для выставки "Магистраль". На счету цеха – четыре паровоза. Один так в цехе и "живет". "Впору цех переименовывать в паровозостроительный", – шутят работники. Ракетный танк ИТ-1 в заводском музее БТТ – макет ракеты для него изготовил цех 815.
Цех 815 встречает свой скромный юбилей трудовыми успехами – план по выпуску товарной продукции за декабрь 2016 года перевыполнен больше чем на миллион рублей.
Алексей КАРЕЛИН, заместитель начальника цеха 815.
Фото из архива подразделения
Литература: Газета "Машиностроитель" от 22.02.2017, №7.