Территория эксплуатации – весь мир

    8 марта 1942 года приказом № 233 по заводу № 183 имени Коминтерна был образован в системе предприятия эксплуатационно-ремонтный отдел с присвоением шифра "70". Как 75 лет назад, так и сейчас функции этого подразделения остались неизменными, а география их сферы деятельности вышла далеко за пределы России.

    В музее бронетанковой техники УВЗ любой посетитель может увидеть карту под названием "Танки Уралвагонзавода в армиях мира" с указанием 77 государств, в которых стояли или стоят на вооружении боевые машины нижнетагильского производства. И везде, где когда-либо использовалась или используется наша бронетехника, ее сопровождали специалисты управления 70.

Тяжелый старт

    История подразделения началась в тяжелые военные годы. На площадях вагонных цехов УВЗ развернулось изготовление танков Т-34. Работники отдела 70 инструктировали и обучали солдат Красной армии по освоению материальной части этих машин, правильному уходу и вождению. Разрабатывали и издавали инструкции, памятки и наглядные пособия по эксплуатации, исследовали причины преждевременного выхода танков из строя. Ремонтировали боевую технику, а весь накопленный опыт записывали и передавали главному конструктору для модернизации танков и их отдельных узлов.

Уралвагонзаводцы на Красной площади в Москве

Уралвагонзаводцы на Красной площади в Москве

    Кстати, всего за время войны Уралвагонзавод выпустил более 25 тысяч боевых машин. Одна из последних машин в 1945 году была водружена на пьедестал перед заводской проходной. Через 40 лет, в 1985 году, этот танк впервые был снят с пьедестала и участвовал в праздничных мероприятиях по случаю Дня Победы. В экипаж танка входили начальник отдела 70 В.М. Пушкарев и водитель-испытатель Ю.В. Выводнов.

    После войны, когда сформировались военные округа и группы войск, было принято решение о создании в округах групп постоянных представителей Министерства оборонной промышленности СССР. И Уралвагонзавод направил в долгосрочные командировки своих работников для консультации военных. В 1972 году после "звездного" пробега (10 тысяч километров) партии Т-72 началось их серийное производство. Обновление вооружения проводилось во всех родах войск Советской армии, но они были не готовы осваивать новую технику, поэтому ЦК КПСС обязал промышленность участвовать в этой работе. На всех оборонных предприятиях были созданы отделы эксплуатации.

Мировой опыт

    1979 год ознаменован началом поставок спецтехники за рубеж. Первая партия отправляется в Алжир, следующие – в Югославию, Болгарию. География деятельности отдела эксплуатации быстро расширяется: Ливия, Чехословакия, Германия, Ливан, Афганистан...

    Наступило новое тысячелетие, менялись и потребности рынка. "Военка" уступала место продукции гражданского назначения. Универсальные малогабаритные погрузчики, колесные и гусеничные экскаваторы, вагоны и цистерны – все оказалось в поле зрения специалистов отдела 70. А в 2016 году управление 70 вернулось к своим историческим обязанностям из его структуры были выделены "вагонники", и по решению руководства Уралвагонзавода было создано управление сопровождения жизненного цикла подвижного состава (79).

    Историю подразделения писали опытнейшие специалисты и рабочие: Вадим Пушкарев, Анатолий Реутов, Владимир Абросимов, Валерий и Юрий Выводно– вы, Владимир Шевченко, Галина Вьюниченко, Тамара Воробьева, Наталья Полысаева, Валентин Червяков, Анатолий Рудковский и другие.

    – Всего в подразделении работают 175 человек, из них около 40% постоянно находятся в командировках – от нескольких дней до нескольких лет, – говорит Алексей Глебин, который 17 лет был заместителем начальника управления 70.

    Весомый вклад в поддержание высокого авторитета управления 70 вносят высококлассные специалисты: Игорь Крикун, Виктория Гай-Гриневич, Александр Тонкин, Олег Волченков, Рафис Мардиев и другие.

Самая высокая награда

    История продолжается. И уже новые страницы пишет молодежь. "Семидесятчики" неоднократно отмечались грамотами Министерства обороны РФ, областного и федерального правительства, орденами, медалями, получали почетные звания. Из ближайших высоких наград – медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени была вручена в декабре 2016 года начальнику отдела управления 70 Александру Орлову, а Почетной грамотой Президента РФ был награжден водитель-испытатель боевых и специальных машин Дмитрий Пушкарев.

    Видеть, что техника УВЗ востребована, испытывать за нее гордость, осознавать, что в этой работе есть и частичка самих рабочих – вот самая высокая награда!

Екатерина ЕВЛАШИНА.

    Фото из архива управления 70

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 22.02.2017, №7.

 

Главная страница