"Пароль – разливочная машина"
В городской газете "Тагильский рабочий" от 21 декабря 1931 года передовая статья вышла под заголовком "Пароль на Тагильском заводе – разливочная машина". И это были не просто слова! Так в конце марта 1932 года на Нижнетагильском металлургическом заводе была пущена машина для разливки чугуна. Это стало значительным событием в истории предприятии и города!
В 1925 году в СССР был взят курс на индустриализацию. Стояла задача реконструкции старых предприятий и строительства новых промышленных гигантов. С началом первой пятилетки для одного из старейших заводов страны – Нижнетагильского металлургического, была разработана программа реконструкции, в которую вошли постройка новых доменных печей и механизация производства в соответствии с лозунгом, выдвинутым вождем Сталиным: "Немедленно перейти на механизацию наиболее тяжёлых процессов труда!" В период строительства доменных печей на НТЗ в 1930 году на повестке дня встал вопрос об оснащении доменного цеха машиной для разливки чугуна. Планировалось установить ее осенью 1930 года, к пуску доменной печи № 1.
Но поскольку оборудование было импортным, и заказывали его через организацию "Металлоимпорт" за границей, процесс этот затянулся. Поэтому вышло так: пуск доменных печей после реконструкции произошел в срок, обозначенный планом, в ноябре 1931 года, а разливочной машины не было.
В 1930 году этот вопрос поднимается в переписке завода с головным объединением "Востокосталь", куда входили металлургические предприятия Урала и Сибири, а также с организациями, занимавшимися импортом оборудования. С осени 1930 года управлению Нижнетагильского завода поступают предложения от различных фирм, производящих разливочные машины: "Алиса Чалмерс", Питтсбург, (США), Бамаг и Мегуин (Германия), Хойл энд Петерсон (США). В декабре 1931 года поступают новые предложения от машиностроительных фирм Германии Демаг и Юнкератер, которые для завода являются более приемлемыми,
Предпочтение было отдано фирме Юнкератер. 4 января 1931 года Правлением Нижнетагильского завода акционерному обществу "Металлоимпорт" в Москве было отправлено следующее письмо: "Подтверждая нашу телеграмму от 31.12 за № 1219 о разливочной машине фирмы "Юнкерат", имеем сообщить Вам следующее:
1) Из четырёх присланных Вами предложений на разливочную машину последнее, фирмы "Юнкерат", отличается от предшествующих наибольшей простотой устройства, дешевизной и имеет два выгодных для наших условий преимущества:
а) Чушки чугуна проходят по ленте с водой свыше 40 метров, что гарантирует полное остывание чугуна, погружающегося в вагон, и избавляет от необходимости поливания чугуна в вагоне, при котором неизбежно должны заливаться водой и пути;
б) Расположение главного желоба перпендикулярно к линии движения ленты легко разрешает вопрос расположения машины параллельно железнодорожным путям".
Планировка Тагильского завода, начавшего свою работу в восемнадцатом веке, была линейной, и территория ограничивалась мощностями водяных колёс, а позже гидротурбин. Площадка завода застраивалась очень плотно, поэтому остро встал вопрос о месте размещения нового оборудования. Из-за плотности застройки территории завода размещение разливочной машины было невозможно рядом с цехом. Поэтому место для неё было определено в северной части завода, на так называемом "острове", и при этом в машине требовалось сделать конструктивные изменения. Расположить её можно было лишь вдоль железнодорожных путей, так как иначе перекрывался доступ к огнеупорному цеху.
История заказа и покупки разливочной машины для НТЗ может служить иллюстрацией действия бюрократической машины. Несмотря на документально обоснованные требования с посылкой чертежей, свидетельствующих о преимуществах в условиях НТЗ машины фирмы "Юнкерат", для НТЗ все же была заказана разливочная машина фирмы "Бамаг".
В ноябре 1931 года наконец-то началась подготовка к установке и монтажу разливочной машины. Но как явствует из газетных репортажей, начавшиеся 17 ноября работы "идут безобразно медленно", не хватает рабочих на земляных работах, квалифицированные землекопы, "поставленные в невозможные бытовые условия, организованно покинули производство".
Котлован должен был быть готов к 1 декабря, чтобы можно было приступать к бетонным работам. Но постоянная нехватка рабочей силы на земляных работах не позволила выполнить их в срок. Хотя работы на котловане не были закончены, с 3 декабря началась укладка бетона, но "за 11 дней вместо 300 кубометров было уложено 50".
А 14 декабря на завод начали поступать первые вагоны с частями разливочной машины. В конце декабря положение на стройплощадке оставалось напряжённым. Котлован не могли закончить и приступить в полной мере к бетонированию, в том числе и потому, что часть территории на "острове" занимало так называемое кладбище "козлов". Туда свозились бракованные слитки (кипелки) из мартеновского цеха. Требовалось очистить от них территорию. Этого долго не могли сделать из-за дефицита рабочих рук. Подготовительные работы затягивались.
В "Тагильском рабочем" от 26 декабря 1931 года № 288 писалось: "Для успешного завершения подготовительных работ требуется рабочих минимум 102 человека, работающих в три смены. Сейчас на земляных, плотничных, бетонных работах занят всего 31 человек".
Тем не менее, в преддверии проведения в январе областной партийной конференции перед заводом ставилась поистине невыполнимая задача: в ближайшие дни приступить к монтажу разливочной машины с тем, чтобы 20 января ударники НТЗ могли рапортовать областной партконференции "о своей очередной победе на фронте механизации трудоёмких процессов". Такие громкие заявления, соответствующие лозунгам, выдвинутым вождём, были вполне в духе времени. К сожалению, даже земляные работы, которые по очередному плану должны были закончиться к 23 декабря, выполнены были только наполовину. В этих условиях парткомом и завкомом предприятия было принято решение о всемерной помощи в строительстве площадки для разливочной машины со стороны работников завода: "Ударники цехов приняли решение в порядке дополнительной нагрузки принять участие в форсировании подготовительных работ. Завком составил график субботников по работе на разливочной машине".
Конечно, к началу областной конференции запуск машины не был произведён, зато подготовительные работы значительно продвинулись вперёд, несмотря на трудности зимнего времени. В тридцатиградусные морозы приходилось не только заканчивать земляные работы, но и производить бетонирование, что было совершенно новым, незнакомым делом для отдела капитального строительства завода и для непосредственных исполнителей. Всю ответственность на себя в этом деле взял прораб Полузадов, сменный мастер доменного цеха, на которого были возложены обязанности по непосредственному руководству стройкой в январе 1932 года (после снятия с этой должности прораба Ершова-Марочкина)
Участники строительства позже вспоминали: "Бригада плотников т. Гаврилова, работавшая на опалубке, дала образцы героической работы в тридцатиграусный мороз. Бригада такелажников т. Исмагилова работала по 16 часов в сутки. Не отставала от них бригада бетонщиков т. Холкина. Последние бетонные работы производились женщинами, выполнявшими эту работу на 100 %, несмотря на то, что эта работа непосильна для женщин".
12 марта были закончены все бетонные работы и начался монтаж оборудования силами бригад ОКСа, механического и котельного цехов. Провели сборку каркаса, начали сборку и клёпку механических частей. Работать приходилось буквально на ощупь. Дело в том, что долговременные переговоры о прибытии на завод "монтёра для сбора машины", о чём ещё в 1931 году неоднократно упоминала местная пресса, закончились ничем. Прибывшие в комплекте с машиной чертежи даже не были переведены с немецкого языка. У Востокостали не оказалось для этого средств. Пришлось действовать самостоятельно. По выражению журналистов, собирали машину, как "кубики", по картинкам. Для этого чертежи были размножены и переданы в цеха работникам, которые занялись их изучением.
В процессе работы были и переделки. Приходилось исправлять ошибки, допущенные фирмой "Бамаг". Был оставлен лишний угол в нижней стойке, который не пускал предохранительную плиту на место. Верхний жёлоб пришлось вырезать в углу. Болты оказались слишком короткими. Пришлось изготовлять в механическом цехе новые, требуемых размеров. Не все детали были высланы из-за границы. Бригады механического цеха изготовили такие детали, как натяжные рельсы с соединениями, подшипники, болты и т. д. Эту работу в рекордные сроки выполнили лучшие станочники – "ударники Андронов, Гаёв, Бахусов не считались ни с чем: 16 часов они считали нормальной сменой".
18 марта состоялся пробный пуск машины. Она пошла плавно. Выдержали испытания водопровод и электроустановки. В газете "Тагильский рабочий" корреспондент, освещавший работы по пуску нового агрегата, писал: "Следует отметить изумительную точность, аккуратность в работе механического цеха. После пуска машины не пришлось ничего исправлять, оказалось всё точно, всё на месте, забыли лишь поставить одну шпильку. Клёпка оказалась в высшей степени доброкачественной, хотя и была закончена ранее срока". Рабочие рапортовали: "Монтаж разливочной закончен. Без помощи иностранных специалистов, без чертежей – просто "по догадке" нами закончен монтаж разливочной машины для доменного цеха. По призыву партийного комитета завода мы дали слово в том, что закончим монтаж машины ранее срока на 10 дней (вместо 1 апреля к 20 марта). Монтаж разливочной машины без иностранной помощи сохранит для нашей страны 6000 рублей золотом. Пуск её облегчит работу доменного цеха и заменит труд 150 человек литухов и формовщиц. Сознавая всю ответственность порученного нам дела, мы приложили все силы и энергию для срочного окончания монтажа. Рапортуем, что монтаж закончен".
Так, восемьдесят пять лет назад, впервые на заводе был полностью механизирован процесс разливки чугуна. Разливочная машина на Тагильском заводе вступила в строй.
Галина ОСЕТРОВА.
Фото из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника
Литература: Газета "Тагильский вариант" №11(288) от 30.03.2017.