Стражи качества
Датой своего рождения аккредитованное на Уралвагонзаводе 47 ВП МО РФ считает день, когда в 1941 году последний эшелон из Харькова с оборудованием танкового завода №183 прибыл в Нижний Тагил. Сюда же было передислоцировано и военное представительство, тогда – управление моторизации и механизации РККА. Но, по сути, свою историю военная приемка ведет намного раньше.
Создание и развитие 47-го военного представительства МО РФ неразрывно связано с созданием и развитием среднего танкостроения на заводе № 183. В 1920-х годах Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ), являясь крупнейшим машиностроительным заводом СССР, был одним из первых предприятий, призванных освоить производство танков для оснащения РККА передовой боевой техникой.
Период становления на ХПЗ танкового производства (ноябрь 1929 года) совпадает с преобразованием существующего в то время военно-технического управления (ВТУ) РККА в управление моторизации и механизации (УММ) РККА и организации в начале 1930 года на ХПЗ военного представительства УММ РККА, от которого и берет свое начало 47-е военное представительство МО РФ.
Начало Великой Отечественной войны советского народа против немецкого фашизма и развитие военных действий в первые дни войны вынудило Государственный комитет обороны (ГКО) СССР принять решение об эвакуации завода № 183 на Урал, в Нижний Тагил, на площадку Уральского вагоностроительного завода.
Первый эшелон убыл из Харькова 17.09.1941 г., а последний прибыл в Нижний Тагил 19.10.1941 г. Первый танк Т-34 на заводе № 183 в Нижнем Тагиле был создан 18.12.1941 г., а уже в первом квартале 1942 года выпуск составил 440 танков.
В дальнейшем решением ГКО СССР производство танков Т-34 было организовано также и на заводе № 174 (Омск), Сталинградском тракторном заводе, Уралмаше (Свердловск), Кировском заводе (Челябинск), Сормовском заводе (Горький). Завод № 183 стал головным предприятием по средним танкам, что в значительной мере повысило его авторитет и увеличило объем работы.
Обязанности, установленные заводу № 183 как головному предприятию, значительно усложнили решаемые им задачи и, естественно, увеличили объем работы военного представительства УММ РККА, аккредитованного на заводе.
До начала Великой Отечественной войны заводом № 183 в Харькове было выпущено: танков типа БТ – 8307 единиц, средних танков Т-34 – 1707 единиц. В ходе войны заводом № 183 в Нижнем Тагиле было выпущено 28 937 единиц танков Т-34. Приведенные данные свидетельствуют о той огромной работе, которую вело военное представительство на заводе № 183 в Харькове и Нижнем Тагиле по осуществлению контроля за процессом производства танков, проведением приемо-сдаточных испытаний, приемкой и отгрузкой танков. Если в довоенный период численный состав военного представительства находился в пределах 12-20 человек, то в военный период численность военного представительства достигла 180 человек.
В первом квартале 1946 года Уральский танковый завод № 183 собрал свои последние 450 танков Т-34 из ранее заготовленных в 1945-м узлов и деталей. В дальнейшем была произведена перестройка танкового конвейера на выпуск новой машины. Контроль и критические замечания военпредов нужны были для того, чтобы на первых образцах выявить все конструктивные и технологические недостатки нового объекта, изучить причины появления этих недостатков и определить меры по их устранению. Участок военной приемки бронекорпусного производства, придавая значение вопросам геометрических размеров корпусов, ввел в цехах пооперационную приемку деталей, узлов и корпуса (на сборке). По требованию военпредов и при их участии были ликвидированы крупные дефекты машины, значительно улучшена обработка поверхностей под окраску корпуса и башни, а также окраска отдельных деталей, узлов и танка в целом.
В послевоенный период военная приемка активно участвовала как в производственной, так и в общественно-политической жизни завода. Партийные собрания рассматривали такие вопросы, как выборы в Верховный Совет, утверждение агитаторов, размещение займа развития народного хозяйства и т.д. Численность военного представительства в среднем находилась на уровне 80-100 человек, а в отдельные годы (1954-1965 гг.) доходила до 50-60 человек. Коллектив был полностью укомплектован в связи с прибытием молодых офицеров-комсомольцев, создана комсомольская организация военной приемки.
Сотрудники 47 ВП МО РФ
Партсобрания констатировали повышение качества выпускаемых заводом машин. Это свидетельствовало об улучшении работы военной приемки и повышении ее требовательности к качеству принимаемых машин. Военпредами приняты меры по уменьшению актов рекламаций о выявленных в ходе эксплуатации машины дефектах. С 1948 года начались выезды ремонтных бригад завода в войска для восстановления боевых машин.
В советское время немаловажная роль в развитии танковой промышленности принадлежала военной приемке. Военпреды принимали участие в создании спецтехники, начиная с этапов изучения нормативных документов, технологических процессов, конструирования и заканчивая сдачей готовой машины.
Сегодня 47 ВП МО РФ успешно продолжает свою деятельность на Уралвагонзаводе по приемке и контролю качества военной продукции, танков Т-90 и модернизированных Т-72 и другой военной продукции.
По материалам архивной справки Государственного учреждения "Российский Государственный военный архив" от 16.09.2004 г. №1956/и и доклада заместителя директора МКУ "Нижнетагильский городской исторический архив" И.Ф. Злобиной "Партийно-советская система и военная приемка, их роль в организации производства боевых машин на Уралвагонзаводе в послевоенный период".
Фото из архива 47 ВП МО РФ
Литература: Газета "Машиностроитель" от 14.10.2016, №40.