Видеомагнитофоны на НТМК
Чуть больше года потребовалось специалистам металлургического комбината, чтобы воплотить в жизнь задуманное – наладить выпуск видеомагнитофонов "Фунаи". Срок, достойный настоящего предпринимателя!
Рассказывают Игорь Витальевич СУКОВАТИН, заместитель главного инженера комбината, Александр Генрихович ШЛЕГЕЛЬ, начальник цеха бытовой электронной аппаратуры, Владимир Давыдович ОРУДЖЕВ, начальник бюро гарантийного обслуживания, Людмила Александровна КОСТИЦИНА, методист досугового центра.
Слово Игорю Витальевичу. Идея возникла и марте-апреле 1989 года. Мы собрались провести реорганизацию отдела АСУ. В связи с внедрением новой техники намечалось большое сокращение. И чтобы трудоустроить людей, решили создать небольшой новый заводик-цех. Речь шла не только о видеомагнитофонах, а вообще о производстве сложной бытовой электронной аппаратуры. Позже подключилось министерство, и мы стали действовать объединенными усилиями.
Нашли фирму "Фэрст Девелопмент", которая занимается инжинирингом – организацией производства, с помощью ее вышли на "Фунаи".
Проблем было много, порой казалось, мы на грани провала. Но потихоньку дело продвигалось. Сначала переговоры велись о выпуске десятка тысяч штук в год, потом о двадцати тысячах. В этом, 1990 году, мы должны выпустить 23 тысячи видеомагнитофонов "Фунаи". И будем расширяться. Параллельно создавался коллектив цеха... Первые кадровые проблемы решал Игорь Витальевич Суковатин. С 1 октября 1989 года А.Г. Шлегель стал начальником цеха. С середины октября стали набирать персонал. Принцип отбора технических специалистов – наличие знаний и опыта работы в области радиотехники. Монтажники на конвейере – молодые здоровые девушки с хорошей реакцией.
Начиная с октября весь персонал занимался строительством цеха. Пик пришелся на зимнее время, четвертый этаж делали в 35-градусный мороз. Когда были заключены контракты, начали переориентировать цех (а здание поначалу предназначалось для главного вычислительного центра НТМК) на производство бытовой электронной аппаратуры.
Это был очень рискованный шаг. Мы были единственными из всех комбинатов в отрасли, кто сразу поставил дело на солидную основу, хотя вопрос по финансированию был еще не решен. И тут надо отметить, что хорошо поработало министерство, в частности, замминистра Эдуард Яковлевич Гугняк.
Чтобы уменьшить риск, мы осмотрели производство в Японии, шесть специалистов командировали в Данию, Швецию, ФРГ.
В Японии были на фирме "Фунаи", она находится в городе Осака, а одна из фабрик фирмы – в городе Цуяма.
Страна фантастическая, безусловно. На фабрике в Цуяме 12 человек на конвейере собирают видеомагнитофон полностью, за исключением механического блока, который приходит по кооперации. За 8-часовую смену эти 12 человек делают 1200 аппаратов. Темп поразительный! В 8.00 начало, в 10.00 перерыв. Через пять минут опять работает, в 12.00 – перерыв на обед – 35 минут. После двухчасовой работы пятиминутный перерыв, затем еще на два часа за конвейером, и – домой.
В пространстве между конвейерами автоматически передвигается роботизированная тележка, она даже не имеет "защиты". Специально проверил – встал на пути, идет без остановки. Спросил у японца, почему не сделаете "умную" систему. Он ответил: конечно, мы можем, но зачем? Маршруты всегда свободны. Японцам даже в голову не приходит, что во время смены человек может находиться не на своем рабочем месте!
Детали по кооперации поставляют малые предприятия.
В Японии 30 процентов работников сосредоточено в малых предприятиях. Вообще на Западе правительства принимают меры по демонополизации и в отдельных случаях фирмы даже "разбивают", расформировывают.
В Японии очень жесткая дисциплина, причем сознательная дисциплина. И, конечно, форма собственности, которая создает стимулы для труда, а японский народ трудолюбивый.
Фирма "Фунаи" частная. Президент фирмы – господин Фунаи. Работники имеют акции фирмы, любой работник может иметь любые акции. Зарплата в фирме на уровне 200 тысяч иен, это примерно 1400 долларов. На конвейере девушки работают в высоком темпе, но все жизнерадостные, разговаривают – улыбаются.
B. Оруджев был в числе тех, кто побывал в Швеции, Дании, ФРГ. Более благоприятное впечатление о Дании. Страна компактная. Народ спокойный. Единственное негативное впечатление – там каждый живет для себя. Соседи порой не знают друг друга. На производстве работают все одинаково, что мистер Браун, президент фирмы "Фэрст Девелопмент", что подчиненные.
"Фунаи" имеет в Европе свои дочерние фирмы.
Л.А. Костицина, А.Г. Шлегель, В. Д. Оруджев, И. В. Суковатин.
17 мая был собран аппарат №1... Хотя сделать это можно было гораздо раньше – в конце апреля. Но ждали, когда приедут работники фирмы для обусловленной договором шеф – монтажа. Так как у нас город закрытый, потеряла две-три недели. И пока вели переговоры о допуске, в Липецк представители фирмы уже приехали. И хотя раньше всех на комбинатах отрасли подготовились мы, запустили производство вторыми. Но по объему производства теперь уже превзошли остальные металлургические комбинаты. Мы у себя изменили предложенную нам технологию – сделали ее поточной. Примерно то, что видели на фирме "Фунаи" в Японии.
Мы обеспечиваем высокое качество сборки и обязаны держать марку. На задней стороне аппарата указано: "Финишная сборка в СССР". Но, продавая аппарат за 3 тысячи рублей, мы не можем допустить, чтобы эта была низкокачественная продукция. Если есть дефект, неисправный блок меняется на новый. Никакой пайки. Аппарат как будто снова прошел по линии. И гарантия такая же, как и на сошедший с конвейера.
Вместе с первой партией, пришедшей из Японии, продано около пяти тысяч аппаратов. Возвращены 24 штуки, 13 – из первой тысячи. Но это не значит, что видеомагнитофоны, собранные в Японии, плохие. Они несколько раз перегружались, их трясли и т.д. Срок гарантийного ремонта – не более рабочей смены.
В перспективе комбинат не собирается обзаводиться собственной базой для изготовления комплектующих. Риск перейти на свои комплектующие и при этом не снизить качество высок. Идем по пути повышения технологичности сборки.
Если в 1990 году берем проверенные узлы, в следующем будем брать непроверенные, а контроль проводить у нас. Это снизит цену комплектов, на 6-9 долларов. При плане на следующий год 60 тысяч аппаратов получится солидная экономия.
Теперь скажу, насколько прибыльно для комбината, так сказать, побочное производство. Общую прибыль, включая торговую скидку, мы имеем за каждый аппарат порядка 1200 рублей.
Остальное уходит в госбюджет. Во-первых, – налог на разницу цен внешних и внутренних. Но в конечном итоге с каждого рубля, полученного от реализации, нам остается 20 копеек, или с каждого магнитофона – около 500 рублей (с учетом торговой скидки).
Но частный предприниматель при таких налогах, наверное бы, не открыл у нас дело. Ни в одной стране нет таких высоких налоговых ставок. В большинстве стран – 20, 30, 35 процентов. Но все-таки прибыль приличная. 500 рублей – это только чистая. Если 60 тысяч (план на 1991 год) умножить на 1200, получится более 70 миллионов. Эти средства пойдут на реконструкцию комбината, зарплату его работников.
Новый цех был вызван к жизни тем, что предприятиям дали больше свободы. Теперь они сами решают, что производить. Во всем мире производство электротехники – прибыльное дело. Когда мы насытим рынок, видеомагнитофонами, цена на них снизится. В Тагиле на черном рынке она была, когда начинали, около шести тысяч, теперь порядка четырех.
Решить производство колбасы командными методами не удалось. И если дадут свободу предприятиям, произойдет приватизация экономики, у нас будут и колбаса, и ананасы, которые в Японии и Дании есть в каждом магазине.
Мы испытываем удовлетворение от своего труда, но одновременно и стыд. Видимо, наша великая держава дошла до уровня слаборазвитых стран, коли внедряем "отверточные технологии". Корея этот этап прошла, Китай – тоже. Китайцы "отверточный" этап прошли примерно за десять лет, корейцы – за семь. Боюсь, что мы превысим эти сроки. Принятый у нас закон о налогах не самый стимулирующий.
Мы сейчас прорабатываем разные варианты дальнейшего развития цеха, в том числе производство аудиомагнитол, телевизоров, оказание услуг. Хотим создать несколько досуговых центров. Первый планируется открыть в ДК школьников, затем в ДК НТМК. Думаем создать сеть прокатных пунктов. 1 августа 1990 года у нас в цехе открыт пункт проката видеокассет: имеется 250 фильмов. Уже заказано оборудование (его получим в августе) для производства высококачественной записи.
Мы считаем, что в городе должен появиться не просто коммерческий центр, а нечто вроде клуба, в котором возможности видео – аудиоаппаратуры использовались бы в полной мере. Это должен быть очаг культуры, где можно было бы, например, изучать иностранные языки, пользуясь специальными программами, записанными на видеокассеты. В компьютерных классах предоставим в аренду время: для кооперативов, для ребят.
Хотелось бы организовывать в центре встречи с художниками, краеведами. С помощью видеокамер могли бы производить съемки в городе и по всей стране...
В организации центра нам нужна помощь специалистов. Мы рады выслушать и даже принять в штат цеха любого энтузиаста культуры, который помог бы нам осуществить задуманное. И мы готовы содержать досуговый центр, даже если он просто будет себя окупать, не более.
Наше производство – экологически чистое. Но сели бы с помощью нашей техники мы помогли бы поднять культурный уровень жителей города, и особенно молодежи, получился бы двойной эффект. В конце концов ребята, которые, возможно, благодаря нашему центру получат компьютерное образование, придут работать и на металлургический комбинат тоже. И они будут работать, конечно же, лучше нас.
В. МАРКЕВИЧ.
Фото А. Горькова.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 07.08.1990.