Уралвагонзаводу – 80 лет!
11 октября 2016 г. отмечает 80-летний юбилей головное предприятие АО "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" – уникальный многоотраслевой машиностроительный комплекс России, один из крупнейших в мире.
Выставка техники под открытым небом. Уралвагонзавод
В музее УВЗ
Уралвагонзавод построен в годы первых пятилеток как часть Урало-Кузбасского комбината – военно-промышленного центра на востоке страны. 11 октября 1936 года был пущен вагоносборочный конвейер. Впервые в СССР на Уралвагонзаводе начат крупносерийный выпуск четырехосных железнодорожных вагонов повышенной грузоподъемности, оборудованных автосцепным устройством и автоматическим тормозом. Предприятию принадлежит значительная роль в унификации железнодорожных вагонов. В 1938-1939 годах на УВЗ были разработаны проекты унифицированных грузовых вагонов – гондолы, двух типов платформ, крытого вагона. В 1940-м эти проекты были утверждены как единые и обязательные для всех заводов Советского Союза.
В 1941 году производство было перестроено на выпуск военной продукции – танков Т-34, авиабронекорпусов для штурмовиков ИЛ-2. Уральский танковый завод был головным заводом Наркомата танковой промышленности СССР по выпуску средних танков Т-34. На предприятии было создано высокотехнологичное производство боевых машин. В годы войны на УТЗ также было выпущено 3882 бронекорпуса самолетов ИЛ-2 (каждый девятый штурмовик в стране имел бронекорпус производства УТЗ), 710 682 корпуса авиабомб и снарядов для реактивных ракетных установок "Катюша", 63 тысячи артпередков для пушек и гаубиц.
19 марта 1946 года завод сдал первую послевоенную партию платформ. В 1947 году было восстановлено производство полувагонов, в 1948-м – крытых вагонов. В первые послевоенные годы Уралвагонзавод был единственным поставщиком вагонных колес в стране для нового вагоностроения и ремонтных служб. В 1948 году завод выпускал 70% грузовых вагонов в СССР.
После окончания войны на УВЗ активно велись работы по капитальному ремонту и модернизации оборудования. Завод готовился к выпуску нового, более мощного и совершенного танка. В 1945-1949 годах были изготовлены и прошли испытания опытные образцы танка Т-54. Всего с 1952-го по 1958-й в Советскую армию было поставлено около 17 тыс. единиц. В 1961 году Уралвагонзавод разработал и освоил производство нового танка Т-62, который значительно отличался от предыдущих изделий высокой огневой мощью. Всего с 1961 по 1973 год было выпущено около 20 тысяч боевых машин. С 1974 года началось серийное производство танка Т-72. Новая генерация российских танков – ракетно-пушечный танк Т-90 с реактивной броней и оптико-электронной системой подавления – по совокупности боевых и технических характеристик не только не уступает лучшим танкам других стран, но и по многим параметрам их превосходит.
Хроника УВЗ
Производство Уралвагонзавода построено по принципу замкнутой технологической цепи. Оно включает изготовление литых и штампованных заготовок, все виды термической и механической обработки, сборку и комплексные испытания готовой продукции. Такой принцип производства позволяет мобильно перестраивать завод на выпуск любой машиностроительной продукции, что доказала 80-летняя история предприятия.
Уралвагонзавод – это предприятие с высокой культурой производства, основанной на сложившихся технологических и интеллектуальных традициях, это сотни и тысячи поставщиков и потребителей не только в нашей стране, но и других странах мира.
Хроника УВЗ
Но главное – это многотысячный коллектив специалистов высокой квалификации, уже создавших целую эпоху в отечественном и мировом машиностроении и готовых превзойти своих предшественников в развитии производств и технологий во славу великой России.
Из книги отзывов почетных гостей Уралвагонзавода
Представители отряда космонавтов научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина Алексей Овчинин и Олег Артемьев:
– В очередной раз были приятно удивлены и обрадованы отечественной бронетанковой техникой! Успехов вам в вашем нелегком и нужном труде.
Руководитель федерального агентства по делам молодежи "Росмолодежь" Сергей Поспелов:
– Благодарю от Росмолодежи и себя лично за ваш вклад в работу с молодежью. Все ребята с форума рабочей молодежи в Нижнем Тагиле – ваши надежные друзья и товарищи, защитники Родины и трудовой резерв. Спасибо за форум и ваш труд по сохранению памяти и истории страны.
Начальник ГУ МВД России по Свердловской области Михаил Бородин:
– Восхищен силой российского оружия и людьми, которые стояли у истоков его создания. Горд за наших земляков!
Генеральный консул США Майк Рейнер:
– Моим друзьям с самого удивительного танкового завода в мире. Спасибо за теплый прием меня и оркестра ВВС США (Европа). Это фантастическая возможность улучшить отношения между двумя странами и продемонстрировать, как военные могут работать вместе.
Ярослав Жалнин, актер театра и кино:
– Спасибо за интереснейшее погружение в невероятно красивую мощь нашей страны!
Александр Радулов, хоккеист:
– Спасибо за теплый прием и огромную поддержку. Желаю успехов в дальнейшей работе! Здоровья и счастья вам!
Сотрудники Выставочного комплекса Уралвагонзавода.
Фото Людмилы ИВАНОВОЙ.
Литература: Газета "Машиностроитель" от 07.10.2016, №39.