Трасса жизни

    В первых числах августа 1953 года у входа в заводской туннель мне встретился удрученно бредущий Борис Шестерин. Оба мы защитили дипломы техникума по специальности № 5-23-1 и получили направления на УТЗ. Его решительно не удовлетворял оклад 690 рублей, обещанный в отделе 520. Предложенная мне начальником цеха 710 А.Л. Мышковским работа мастером с окладом 1100 рублей ставила под большой вопрос возможность учебы на вечернем отделении института. Рушилась мечта. На незатейливое предложение обменяться "бегунками" Борис согласился. Это был подарок судьбы, давший мне возможность устроиться в отдел 520 УТЗ – конструкторское бюро танкостроения.

    Такое великое по достижениям и такое малое по численности КБ (в 1953 году числилось всего-навсего 120 человек, зато к 1988 году популяция сотрудников возросла до 1100). В кабинете главного конструктора (комната в 10 м2) находилась худощавая фигурка в майорском мундире, которая рассматривала меня глубоко сидящими темными глазами. Фигура ничего общего не имела с образом полубога, который был построен в воображении выпускника НТМТ по закрытой специальности № 5-23-1, и все-таки это оказался только что получивший титул исполняющего обязанности главного конструктора Леонид Николаевич Карцев.

    Судьба подарила Леониду Карцеву танковое конструкторское бюро в замечательную эпоху директора завода Ивана Васильевича Окунева. Карцев был счастливо одарен резвым умом и поразительным талантом подмечать и мгновенно схватывать идеи, носившиеся в воздухе. Он тут же приносил их к ногам хозяина Вагонки. Иван Васильевич Окунев был горячим патриотом уральских танков, он поддерживал практически любые здравые технические идеи, обеспечивая их финансирование за счет завода в инициативном порядке. Леонид Николаевич раздавал работы своим сильным и эрудированным заместителям и соратникам, людям, знающим, что такое танки в бою, не понаслышке. Возникали совершенно новые направления в работе, куда с головой безоглядно кидались молодые выпускники лучших вузов Союза, направленные на УТЗ. Поступив в отдел 520, я застал там людей коренного состава бюро, эвакуированного в 1941 году из Харькова, людей, работавших еще при легендарном Михаиле Ильиче Кошкине, создателях Т-34, сталинских соколах.

    В 1969 году главным конструктором назначается Валерий Николаевич Венедиктов. Этому предшествовали следующие события. В 1967-м вышло правительственное Постановление об организации серийного производства харьковского танка Т-64А в Тагиле. В 1968 году ушел с поста директора УВЗ И.В. Окунев, мощь и опора всех перспективных конструкторских проектов. Новый директор Иван Федорович Крутиков сообщил на совещании в КБ, что разработка уральского танка – "объект 172" – является стратегической ошибкой. В этих условиях Леонид Карцев в расцвете сил (в возрасте 47 лет) оставил Тагил. Валерий Венедиктов сделал "объект 172" (будущий танк Т-72) делом своей жизни и, в конечном итоге, добился победы. Понимая жесткую реальность того, что рождение нового танка возможно, если "новорожденный" будет лучше, надежнее харьковского прототипа, он немедля формирует отдел эксплуатации (куда направляется и ваш покорный слуга) для развернутых испытаний объекта во всех климатических зонах...

    ...7 августа 1973 года танк Т-72 был принят на вооружение Советской армии. Наша взяла!

    С 1976 года в танковых войсках Союза появились три разновидности основного танка, три танковых грации – Т-64, Т-80 и Т-72. Непозволительная расточительность. Растерянность. Наконец, все приходят к мысли, что истинные ценности танка раскроются только при сравнительных испытаниях во всех климатических зонах. Началась эпоха крупномасштабных войсковых испытаний системного характера, окрещенных как "звездные" или "тараканьи" бега. В составе испытательного батальона – по 10 танков каждого типа (харьковцы, кировцы, тагильцы). Каждая операция носила собственное кодовое название, мне довелось участвовать в каждой из них.

    Эта борьба не располагала к самолюбованию. На бегах заводская бригада должна была обеспечивать высокую боеготовность родной роты. А если требовался ремонт, то такие вопросы приватного порядка, как отдых и питание, вообще не рассматривались, и наша жизнь была, как строка из песни "раньше думай о Родине, а потом о себе".

Герман Моргунов

Герман Моргунов

    В 1987 году главным конструктором назначается Владимир Иванович Поткин, сменяя на этом посту Героя Социалистического Труда, дважды лауреата Государственной премии генерал-лейтенанта Валерия Николаевича Венедиктова, обосновавшего свой уход невозможностью испытывать танки по состоянию здоровья. Валерий Николаевич находился на вершине КБ 18 лет. У него не было ни машины, ни сада, ни детей. Глобальный размах и скрупулезная дотошность, все раны и все восторги были для него в работе. Его танк Т-72 знает весь мир. А его имя только теперь открывают для себя даже те, кто жил с ним, по сути, бок о бок, с удивлением останавливаясь у мемориальной доски выдающегося конструктора В.Н. Венедиктова.

    Чтобы предотвратить смерть УВЗ и других заводов, Поткин обещал индусам танк с 1000-сильным двигателем (которого еще не было), сварной башней и новым ночным тепловизионным прицелом. Обрадованные индусы настояли на скорейшей поставке живых танков для испытания в пустыне Тар. В жестких временных тисках танк Т-90 был создан и явился базой для индийского контракта, ставшего спасением нашей отрасли. Но сердце главного конструктора не выдержало... Владимир Иванович, как Матросов, ценою жизни не дал уничтожить российское танкостроение, что заслуживает создания памятника...

    С 1989 по 1993 годы по предложению Поткина мне довелось представлять УКБТМ и УВЗ на полигонных приемочных испытаниях объектов 188 и 188К в качестве члена государственных комиссий. Высшей наградой моему труду в ранге члена госкомиссии по испытаниям было принятие на вооружение армии 03.06.94 г. объекта 188К под индексом "танк Т-90К" и объекта 188 05.10.92 г., получившего наименование "танк Т-90", который стал первым танком Российской Федерации...

    ...Только один раз в жизни я писал заявление с просьбой принять на работу, мечтая об участии в создании монументальных боевых машин, и проработал в КБ 53 года. Ни одному из великих скульпторов не удалось одарить мир таким количеством монументов, как это сделал Конструктор танков. Танки, созданные в моем отечестве, поднялись на пьедесталы и застыли сотнями монументов на пяти континентах планеты.

    В далеком 1953 году меня приняло малюсенькое конструкторское бюро (КБ), которому уготовили участь отслеживания производства изделий, разработанных в Харькове. Но не согнулись, вошли в силу уральцы. Горжусь тем, что более полувека был причастен к яркой и плодотворной жизни крупнейшего в России танкового конструкторского бюро, к людям, создающим танки, символы нашей эпохи.

Герман МОРГУНОВ, ветеран УКБТМ

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 05.08.2016, №30.

 

Главная страница