Пионеры УКСа
Строители Вагонки. Их руками строился Дзержинский район. Они возводили цехи Уралвагонзавода, объекты социальной сферы и жилье для заводчан. Летом 2016 года управление капитального строительства (УКС) – отпраздновал 80-летие.
Начало существования в составе Уралвагонзавода структурного подразделения, координирующего все вопросы капстроительства, было положено приказом директора Уралвагонзавода Г.З. Павлоцким от 15 июля 1936 года. В последующие годы управление претерпевало много изменений. Созданный в 1936 году ОКС был впоследствии преобразован в УКС, в 1997 году – в проектно-строительный комплекс. Сегодня это вновь управление капитального строительства. Во главе его всегда были энергичные и талантливые руководители: Сергей Шамарин, Моисей Зильберов, Александр Павлов, Соломон Сквирский, Аркадий Стрельцов, Иван Терликов, Илья Гильгур, Олег Быстров, Вячеслав Маргасов, Алексей Лебедкин. Сейчас эстафета строительных дел в руках грамотного руководителя Валерия Берга.
Сейчас коллектив УКСа небольшой – 66 человек, но мобильный и высокопрофессиональный.
Главный строитель УКСа тридцатых годов прошлого века А.Х. Авеньян говорила: "У нас нет настоящего города, но будущее у нас есть!" Действительно, будущее было за молодыми, энергичными, полными желания построить свою неповторимую Вагонку.
"Пионеры" УКСа довоенных и послевоенных лет: Анфиса Кузнецова, Корнелий Каневский, Александр Сычев, Михаил Левин, Николай Емельяненко, Аида Бабина, Николай Ветошкин, Николай Скакунов, Федор и Антонина Товпеко, Павел Сазонов, Раиса Ланкевич.
Анфиса Кузнецова
В 1939 году после окончания Горьковского строительного техникума на Уралвагонзавод приехала группа молодых специалистов. Среди них была и Анфиса Епифанова (Кузнецова). Она вспоминала, как со своей подругой Анфисой Сковородовой с одним чемоданчиком добирались от вокзала до Вагонки по ухабам и кочкам на попутной грузовой машине (трамвая еще не было). Это была точка отсчета трудового пути на Уралвагонзаводе замечательной труженицы Анфисы Кузнецовой, прошедшей путь от рядового техника-куратора до заместителя главного инженера УКСа. Трудно было в первые годы работы: хватало и слез, и разочарований, но всегда в трудную минуту были рядом старшие товарищи, которые помогали словом и делом. Именно в те далекие годы началось становление Дзержинского района. Возводились детские сады, школы, жилые дома, строились дороги, прокладывались трамвайные пути в центре города.
В пятидесятых годах в связи с резким увеличением объемов, расширением как жилищного, так и промышленного строительства для более оперативного решения вопросов, возникающих в процессе строительства, технический надзор из производственного отдела был выделен в отдельную группу, а первым ее начальником в 1953 году была назначена Анфиса Кузнецова. Благодаря ее опыту, знаниям, неутомимой энергии работа технадзора была организована на самом высоком уровне. Неизгладимый след в ее памяти оставило строительство прекрасного Дворца культуры имени И.В. Окунева. В 1962-м Анфиса Кузнецова была назначена заместителем главного инженера УКСа по техдокументации. Она прошла хорошую школу строителя, сама воспитала плеяду опытных уксовцев.
Самоотверженный труд Анфисы Кузнецовой отмечен орденом "Знак Почета", памятными медалями, знаками, грамотами и благодарностями.
Корнелий Каневский
В мае 1943 года на Уралвагонзавод был направлен опытный инженер-строитель Корнелий Каневский. До 1948-го он работал начальником технадзора отдела 75, заместителем начальника цеха 950, начальником отдела 75. В июне 1948 года Корнелий Каневский был назначен главным инженером УКСа. Инженер старой закалки до работы на Уралвагонзаводе прошел большую школу строителя и проектировщика, начинал с каменщика и бетонщика, десятника, техника, прораба, занимался проектированием мостов, тоннелей, других инженерных сооружений. Будучи главным инженером УКСа, он решал вопросы строительного производства любой сложности. Когда завод испытывал дефицит в цементе, Каневский разработал методику изготовления шлакоблоков на бесцементных связующих, занимался также обследованием аварийных сооружений и разработкой проектов их усиления и восстановления, руководил вышеуказанными строительно-монтажными работами. Он разрабатывал и руководил сменой аварийных деревянных перекрытий цехов на металлические закрытым способом без остановки производства. При его активном участии был выполнен комплекс пылезолоудаления на ТЭЦ, в результате чего запыленность воздушной среды на заводе и Вагонке была снижена до минимума. Корнелий Каневский постоянно работал над повышением своего технического уровня, следил за всеми новинками в строительстве, информировал о них работников управления, был активным рационализатором, особое внимание уделял качеству проектной документации и строительно-монтажных работ. Приказом директора завода Корнелий Каневский был назначен главным экспертом завода по технической документации на строительство.
Он очень любил свою профессию, Близко к сердцу принимал любые ошибки, допущенные подчиненными, старался всегда и во всем помочь. Большой личный вклад он внес в развитие и застройку Вагонки. Проектные организации ценили его как профессионала, часто обращались за советом.
За заслуги в области строительства и реконструкции Уралвагонзавода Корнелий Каневский был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Александр Сычев
Александр Сычев с 1955 по 1984 год работал начальником отдела оборудования (95) и начальником отдела нестандартизированного оборудования (94) УКСа.
С 1940 по 1942 год он окончил полный курс Сызраньского танкового училища. С 1942 по 1944-й воевал на Западном, Южном, Втором Украинском и Втором Прибалтийском фронтах, прошел службу от заместителя командира танковой роты до заместителя командира полка по технической части.
В декабре 1944 года приказом Главного бронетанкового управления был направлен в Нижний Тагил на Уралвагонзавод на должность начальника эшелона по сопровождению танков на фронт. В декабре 1945-го был отозван в Москву, а в 1946-м демобилизовался. За участие в боевых сражениях Александр Сычев награжден орденами и медалями.
С 1948 по 1955 год он работал мастером производственного обучения и директором в школе ФЗО № 7 в Нижнем Тагиле. Будучи начальником отдела оборудования УКСа, в 1960 году окончил НТМТ по специальности "Холодная обработка металлов резанием". В УКСе Александр Сычев проработал до 1989 года.
В 70-80-х годах УКС внес огромный вклад в решение заводом задач государственной важности. Как результат – завод сумел начать серийный выпуск цельнометаллических полувагонов, новых танков и инженерных машин. Отделу оборудования в эти годы приходилось ежегодно завозить на завод и передавать в монтаж до 300 единиц различного оборудования, обеспечивать изготовление до 2000 т нестандартного оборудования, поставлять до 900 км кабельно-проводниковой продукции и многое другое. Роль отдела оборудования, руководителей и работников того времени – Александра Сычева, Николая Скакунова, Федора Товпеко, Валентина Артёмочкина и многих других – в решении задач, поставленных перед УКСом, велика.
Раиса КОЛЕСНИКОВА,
Владимир СЕМУХИН, ветеран УКСа.
Литература: Газета "Машиностроитель" от 12.08.2016, №31.