Сварочному производству УВЗ – 80 лет
3 мая 2016 года сварочному производству Уралвагонзавода исполнилось 80 лет. Именно в этот день в 1936 году "…в целях обеспечения на заводе единого руководства процессами сварки, разработкой сварочных процессов и решения всех технических и исследовательских вопросов, связанных со сваркой и внедрением передовой техники сварочного производства…" директором завода Г.З. Павлоцким был издан приказ об организации на Уралвагонстрое центрального сварочного бюро в составе сварочной лаборатории, электродного цеха и школы сварщиков. В 1940 году центральное сварочное бюро было реорганизовано в самостоятельный сварочный отдел, а 21 июня 1961 года – в отдел главного сварщика (ОГС).
Создание подразделения сварки было предопределено еще на стадии разработки проекта строительства завода. Уралвагонзавод проектировался для изготовления большегрузных вагонов клепаной конструкции. Оставить на крупнейшем вагонном предприятии клепку означало бы обречь его на долгое сдерживание технического прогресса. И уже в процессе строительства были внесены коррективы. Первый вагон с маркой "УВЗ" был изготовлен в сварном соединении.
От первого вагона, сошедшего с конвейера 11 октября 1936 года, и до настоящего времени – этапы развития сварочного производства, всего отечественного грузового железнодорожного вагоностроения.
В 1939 году А.А. Силин, инструктор сварочных работ, прирожденный сварщик, предложил варить балки платформ наклонным электродом. Производительность труда сразу же выросла в несколько раз. Академик Е.О. Патон по этому поводу вспоминал: "Никому не известный уральский мастер и специальный научно-исследовательский институт вступили в негласное соревнование. Арбитром в нем была жизнь. Победил стахановец". Это было первое изобретение в области сварки на Уралвагонзаводе.
В ответ ученые взялись спроектировать такой автомат, скорость работы которого будет недосягаема при ручной сварке. Всего за один год была создана принципиально новая технология электросварки – под слоем флюса. Автомат варил со скоростью 30 метров шва в час. За-водчане автомат приняли безоговорочно. Уже к апрелю 1941 года завершилось создание первых двух установок для автоматической сварки под флюсом.
Неоценимую помощь оказали ученые и в годы Великой Отечественной войны. Завод перешел на выпуск танков Т-34. Ежесуточно на фронт уходил эшелон боевых машин. Такой высокой производительности в те годы не достигал ни один танковый завод мира. Ускоренные темпы изготовления бронированных машин стали возможны благодаря тому, что уже к январю 1942 года впервые в мировой практике специалистами института электросварки под руководством Е.О. Патона была разработана технология автоматической сварки под флюсом танковой брони.
Опыт военных лет позволил широко применить автоматическую сварку при переходе на выпуск мирной продукции. Рост производства, изготовление вагонов из низколегированной стали требовали разработки и создания новых сварочных материалов и высокопроизводительной технологии. Так, была разработана технология изготовления крышки люка и боковой стены вагона с применением контактной точечной сварки.
В 50-е годы Уралвагонзавод стал пионером в освоении сварки криогенных цистерн из алюминиевых сплавов. Усилиями заводских специалистов и сотрудников ИЭС им. Е.О. Патона был проделан громадный объем работ, результатом которых стала разработка свариваемого сплава АМЦС, технология автоматической сварки под слоем флюса АН-А1 и сварка-пайка сталеалюминиевых переходников.
Андрей Масалков
В 60-х годах в связи с увеличением толщин применяемых алюминиевых сплавов была внедрена технология автоматической аргонодуговой сварки 3-фазной дугой неплавящимися электродами, а для сосудов с большой толщиной стенки – впервые применена сварка плавящимся электродом в щелевую разделку в аргонно-гелиевой смеси. Освоены технологии электрошлаковой и плазменной сварки. Одновременно внедрялась плазменная импульсная орбитальная сварка трубопроводов и запорной арматуры из нержавеющих сталей и цветных сплавов.
В это же время на заводе при активном участии института ВНИИ стали был освоен процесс трехфазной сварки под слоем флюса броневых сталей, который стал определяющим при исполнении швов большого сечения. Производительность составила до 45 кг/час.
В 70-е – 80-е годы завод перешел на выпуск цельнометаллического полувагона, что почти в два раза увеличило протяженность сварных швов. Выполнение заданных объемов выпуска без увеличения производственных площадей потребовало от инженеров ОГС резкого повышения производительности сварочных работ. Был взят курс на разработку и внедрение оборудования, позволяющего осуществлять сварку в полностью автоматическом цикле. Совместно с ИЭС им. Е.О. Патона было создано комплексно-механизированное производство сборки и сварки узлов цельнометаллического полувагона. По своим масштабам оно не имело аналогов в мировой практике.
В 90-е годы в короткие сроки был создан российский комплекс цистерностроения, удостоенный премии Правительства России. Он был оснащен самым современным сварочным оборудованием, позволяющим выпускать изделия высокого качества. В вагонном производстве создан роботизированный участок для сварки узлов цистерн и полувагонов.
В 2000 году в ОГС был создан специализированный аттестационный пункт, где проводятся обучение и аттестация сварщиков на различные виды работ, в том числе с допуском к работам на объектах Ростехнадзора. Ежегодно аттестовывается более 1200 сварщиков.
В настоящее время проверкой на прочность для отдела главного сварщика, как и для других служб и цехов Общества, стали работы по организации производства новых изделий "Армата". В кратчайшие сроки специалистами была разработана технология изготовления огромной номенклатуры новых сварных сборочных конструкций, не имеющих аналогов в серийном производстве. Наличие в изделиях "Армата" новых перспективных конструкционных материалов также потребовало проведения исследовательских работ по проверке их свариваемости. В настоящее время в рамках работ по подготовке серийного производства новых специзделий с участием специалистов отдела главного варщика ведется техперевооружение основных сварочных цехов.
Сегодня в сварочном и заготовительном производствах Общества применяются практически все современные технологии и оборудование сварки, наплавки, пайки и термической резки. Уровень механизации сварочных работ среднем достигает 95%.
Термическая резка как доминирующая технология изготовления листовых деталей и заготовок во многом определяет устойчивость работы всего предприятия в целом. Благодаря работам, проведенным в последние годы, были созданы дополнительные мощности по лазерной, плазменной и газокислородной резке деталей на оборудовании с ЧПУ. Проведенная реконструкция заготовительного производства позволила полностью отказаться от применения вырубных штампов на изделиях малой серийности. Наибольшему изменению подверглись участки лазерной обработки материалов. Применение высокоточных лазерно-технологических комплексов последнего поколения позволяет осуществлять перевод изготовления деталей с традиционной механической обработки резанием на лазерную резку. При этом снижение трудоемкости составляет от 10 до 100 и более раз.
Тенденции современного производства таковы, что расширяется номенклатура выпускаемых изделий малых серий. При больших объемах производства вагонов и цистерн количество моделей не превышало 3-5 наименований. В данный период подготавливается и прорабатываются к внедрению 38 различных моделей, что требует от инженеров-сварщиков нового современного подхода к вопросам механизации и автоматизации сварочного производства.
В настоящее время перед специалистами-сварщиками стоят задачи разработки и внедрения современных ресурсосберегающих технологий сварки, пайки, наплавки, автоматизации сварки сборочных единиц спецтехники с применением новых прогрессивных сварочных материалов, техперевооружение сварочного производства и решение всех производственных задач в области сварки и термической резки, связанных с выпуском новых изделий.
Коллектив отдела главного сварщика полон сил и новых замыслов и встречает свой юбилей с желанием внести достойный вклад в развитие УВЗ. Мы уверены – все из намеченных планов будет воплощено в жизнь. Ведь дело развития сварочного производства Уралвагонзавода – в руках грамотных высококвалифицированных специалистов, инженеров-сварщиков.
Андрей МАСАЛКОВ, главный сварщик АО "Научно-производственная корпорация Уралвагонзавод".
Фото из архива отдела главного сварщика
Литература: Газета "Машиностроитель" от 29.04.2016, №16-17; газета "Тагильский рабочий" от 23.06.2016.