Открывший космическую эру

Перипетии судьбы Сергея Королева

    50 лет назад, в январе 1966 года, Советский Союз с государственным размахом похоронил человека, чье имя до дня похорон было известно только узкому кругу специалистов.

    Имена Сергея Павловича Королёва – крупнейшей фигуры XX века в области ракетостроения и космического кораблестроения, и первого космонавта мира Юрия Алексеевича Гагарина, знает вся планета. Они неразделимы, и каждый из них прославил другого. Но можно утверждать, что без Королёва не состоялся бы триумфальный космический полёт Юрия Гагарина, в честь которого учреждён День космонавтики. Сегодня наш рассказ посвящен памяти основоположника практической космонавтики Сергея Королёва.

    Шофёр Александр Леонидович Репин очень переживал, что его Главного никто не знает, и спросил однажды у Сергея Павловича, когда люди о нем услышат.

    "Вот умру, и сразу все узнают!" – с улыбкой ответил Королев.

    Он угадал точно.

Прощание

    Сразу после празднования Нового 1966 года мы с моим коллегой Юрием Михайловичем Тельминовым были откомандированы из Нижнего Тагила в Москву в КБ В. М. Барышева [1] для обсуждения совместных работ. Надо было обсудить совместные работы по документации транспортно-пускового контейнера (агрегат 15Я15) для межконтинентальной баллистической ракеты УР-100 (8К84) генерального конструктора ОКБ-52 В.Н. Челомея. Ведущим предприятием – разработчиком проекта агрегата 15Я15 – являлся филиал № 2 ОКБ-52 (в последующем – НПО "Вымпел"), возглавляемый Владимиром Барышевым. Освоением этого изделия тогда занимался на Уралвагонзаводе специально созданный отдел "300". Его мы и представляли в конструкторском бюро В.М. Барышева. Здесь, в курилке бюро, я и услышал 14 января ошеломляющую весть о кончине Королева – главного конструктора ОКБ-1. Удивляло, с какой быстротой распространялись подобные новости на остро конкурирующих между собой предприятиях.

    Во второй половине того дня Владимир Барышев собрал на совещание руководящий состав ОКБ, на которое пригласил и нас. Владимир Михайлович после официального объявления о кончине Великого конструктора объявил об участии своего предприятия в траурной церемонии и предложил нам влиться в состав его команды в качестве представителей Уралвагонзавода. Мы с благодарностью приняли такое предложение.

    Только 16 января, в шесть часов утра, Левитан зачитал по радио правительственное сообщение о смерти академика Королева. С этого момента сверхсекретное имя стало известно всему миру. Сам факт смерти этого человека был использован для пропаганды достижений советской науки.

    Для прощания с Сергеем Павловичем Королевым 17 января был открыт доступ в Колонный зал Дома Союзов. Меня потрясла очередь к залу, где был установлен гроб с телом академика. Она тянулась по улице Пушкинской (ныне – Большая Дмитровка) на всю ее километровую длину и терялась где-то в районе Страстного бульвара. Было морозно. Люди, стоящие в голове очереди, могли рассчитывать войти в помещение только через три часа. В массе своей они ничего не знали и не слышали о Королеве до появления вчерашнего некролога. Для работников ОКБ-1, родственных предприятий и организаций был обеспечен свободный пропуск внутрь здания без очереди. На пути к залу все интерьеры Дома Союзов, несмотря на раннее время, уже загромождали сотни венков и корзин с живыми цветами.

    В почетном карауле, постоянно меняясь, стояли члены Политбюро, высшие государственные деятели, министры, маршалы, генералы и адмиралы, академики, работники оборонных предприятий, делегации столиц союзных республик, крупных городов, полигонов Капустин Яр и Тюратам. На входе в зал, где находился гроб, предстояло быстро пройти несколько ступенек вниз, одновременно пытаясь разглядеть лицо Сергея Павловича, его родных, почётный караул и кучку космонавтов, что в результате плохо запоминалось... Помню, что один из космонавтов, отвернувшись от проходящей колонны людей, безутешно плакал…

    Было общее горе и общая гордость. Люди с опозданием, но получили возможность воздать должное за великие свершения доселе неизвестному Королеву.

    18 января на Красной площади состоялся траурный митинг. Брежнев и другие члены Политбюро спустились с Мавзолея, подняли урну с прахом С.П. Королева и отнесли ее к Кремлевской стене. Она была установлена в нишу стены и закрыта плитой. (Часть праха Королёва Юрий Гагарин и другой космонавт Владимир Комаров скрытно отсыпали для захоронения на Луне). Непонятно, почему на плите, закрывающей нишу в кремлевской стене, дата рождения была указана по старому стилю, а дата смерти – по новому. Раздался грохот артиллерийского салюта. Имя Сергея Павловича Королева стало достоянием истории. Он пережил свой день рождения на два дня, в котором ему исполнилось только 59 лет.

Через тернии

    "В какой стране, и какой народ хоронит учёных с такими почестями?" – писал в газете "Правда" в те дни писатель-журналист Ярослав Голованов. В жизни Королёва были не только оглушительные слава и почёт, но много трагических и бесконечно тяжёлых лет. Наша страна не раз могла потерять не только замечательного учёного и инженера, но и будущее целого направления в развитии ракетно-космической техники.

    Пролистаем страницы биографии этого удивительного человека.

    Спустя три года после окончания МВТУ С. П. Королев возглавил "Группу изучения реактивного движения" (ГИРД), руководил запусками первых советских ракет и целиком отдал себя новой и неизведанной еще отрасли знаний – ракетостроению. Работая в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ), он создал и испытал в полёте первую советскую крылатую ракету. Когда наступило время "Большого террора" (1937-1938 гг.) были арестованы маршал М. Н. Тухачевский и председатель Центрального совета Осоавиахима комкор [2] Р. П. Эйдеман, курировавшие институт. После применения к Эйдеману "мер физического воздействия", под пытками, он признался в участии в военно-фашистском заговоре и оговорил 20 человек, в том числе С. П. Королёва. (Эйдеман был реабилитирован в 1957 году.)

    Так 27 июня 1938 года по обвинению в причастности к антисоветской троцкистской организации, затягивании лабораторных и конструкторских работ по оборонным объектам с целью срыва их ввода на вооружение РККА Сергей Павлович оказался на Лубянке.

    По версии Голованова, поддержанной министром здравоохранения СССР академиком Борисом Васильевичем Петровским, Королёв был подвергнут пыткам – ему сломали челюсти ударом графина, в результате чего кости неправильно срослись. Он был приговорён к десяти годам исправительно-трудового лагеря с поражением в политических правах на пять лет и конфискацией имущества. Из Бутырки Королёва перевели в Новочеркасскую пересыльную тюрьму, а в июне 1939 года по этапу направили на Колыму, на золотодобывающий прииск Мальдяк.

    Здесь Королев прошел все круги ада: голод, мороз, изнурительная работа, вши, совместное проживание с уголовниками, цинга... Из пятисот заключенных с осени до весны выживали не более ста человек. В этом проклятом месте бывший директор Московского авиазавода Михаил Усачев, также незаслуженно обвиненный в гибели летчика Валерия Чкалова, а в тот момент, вновь прибывший заключённый, нашел в палатке лежащего на куче немыслимых грязных лохмотьев страшно худого, бледного и безжизненного Сергея Королева, которого знал. Применив боксёрскую выучку, только что прибывший в лагерь Михаил Александрович Усачев сместил с должности старосты бандитского авторитета, приказал перенести больного в лазарет и обеспечить Королёва дополнительным питанием за счёт пайки уголовников, которые издевались над политическими. В начале 1960-х, уже будучи Главным конструктором, Сергей Павлович разыскал своего спасителя и принял на работу заместителем главного инженера опытного завода.

    На всю жизнь Сергей Павлович невзлюбил золото, называя его презрительно: "золотишко". По ходатайству известных лётчиков – Героев Советского Союза В. С. Гризодубовой и М. М. Громова, дело Королёва подлежало пересмотру в Москве. Срок заключения был снижен до восьми лет, а его самого направили в московскую спецтюрьму – шарашку ЦКБ-29 НКВД, которой руководил выдающийся авиаконструктор и тоже зэк Андрей Николаевич Туполев.

    К этому времени Сергей Павлович потерял 14 зубов, опух от цинги и едва мог передвигаться. В Хабаровской пересыльной тюрьме сердечное участие в его судьбе приняла тюремный врач Днепровская, которая и выходила доходягу от болезни.

    В ЦКБ-29 трудились примерно две сотни конструкторов-"вредителей" и около тысячи – "вольных". В этом мощном КБ их усилиями были созданы пикирующие бомбардировщики Пе-2 (1940 г.) и Ту-2 (1941 г.).

    В декабре 1941-го коллектив Туполева эвакуировали в Омск, где он организовал серийное производство самолета Ту-2, ставшего впоследствии лучшим советским фронтовым бомбардировщиком.

    В Москве Королев надолго не задержался. В 1942 году его переводят в Казань – в специальное КБ при авиамоторном заводе №16. В новой шарашке будущие академики В.П. Глушко и С.П. Королев отрабатывали жидкостные ракетные двигатели в качестве ускорителей пикирующих бомбардировщиков Петлякова (Пе-2). Королев был заместителем Глушко по летным испытаниям. В одном из полетов у Пе-2 взорвался двигатель, разрушилось "хвостовое оперение". Летчик приказал Королёву прыгать с парашютом, но он отказался – хотел установить причину аварии. Самолет удалось посадить. У Сергея Павловича было обожжено лицо, опалены веки и брови, и самое главное – пострадали глаза. К счастью, зрение удалось восстановить.

    Деятельность коллектива Глушко была успешной, о чём свидетельствует архивный документ – письмо Л. П. Берии [3] Иосифу Сталину от 16.07.1944 г.: "Учитывая важность проведенных работ, НКВД СССР считает целесообразным освободить со снятием судимости особо отличившихся заключенных специалистов с последующим направлением их на работу в авиапромышленность".

    В 1944 году по прямому указанию Иосифа Сталина Королев и Глушко были досрочно освобождены из заключения, но еще целый год Сергей Павлович продолжал работать в Казани. Никогда в дальнейшем у Королёва не возникало чувство неприязни к Сталину. В письме жене 6 марта 1953 года он писал: "Умер наш товарищ Сталин. Так нестерпимо больно на сердце, в горле комок, и нет ни мыслей, ни слов, чтобы передать горе, которое всех нас постигло…"

    Королев дважды встречался со Сталиным по вопросам развития ракетной техники СССР и с восхищением отзывался об удивительной осведомленности вождя в специальных вопросах.

Дорога в космос

    В августе 1946 года Королев назначен Главным конструктором Особого конструкторского бюро №1 (ОКБ-1), для разработки баллистических ракет дальнего действия.

    В мире тогда пахло порохом. Руководство нашей страны с трудом сдерживало бывших союзников во Второй мировой войне от развязывания Третьей против СССР. С мая 1946 году в соответствии с поручением Сталина в советской оккупационной зоне Германии под руководством Королёва проводилось изучение немецкой баллистической ракеты Фау-2 (А-4) и разработка на основе полученных материалов проекта первой советской баллистической ракеты Р-1. В 1948 году первые ракеты Р-1 с дальностью полёта 300 км во время испытаний показали гораздо лучшие результаты по надежности и точности попадания, чем их прототип. Следующая ракета Р-2 с дальностью 600 км могла уже достигать некоторых американских авиационных и морских баз.

    Далее появилась Р-5М с дальностью 1200 км, оснащённая ядерной боевой частью. 2 февраля 1956-го над Семипалатинским полигоном были успешно проведены испытания этой первой в мире стратегической ракеты. Но для ракет этого типа США оставались недосягаемыми.

    Королёв выбирает основным направлением всех дальнейших работ создание многоступенчатых ракет (подсказано трудами К. Э. Циолковского), достигающих межконтинентальной и межпланетной дальности. Первая двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Р-7 была способна доставлять на расстояние 8 тыс. км головную часть массой 5,4 т с термоядерным зарядом мощностью 3-5 Мт. Модификация ракеты Р-7А с увеличенной до 12 тыс. км дальностью была принята на вооружение ракетных войск стратегического направления СССР (РВСН) в 1960 году.

    Боевая эффективность первых МБР типа Р-7 и Р-7А была невысокой, они, главным образом, являлись средством психологического воздействия и политического давления. Дальнейшее развитие стратегического ракетного вооружения было связано с совершенствованием ракетных комплексов, направленным на повышение их боевых возможностей и эксплуатационных характеристик.

Юрий Гагарин и Сергей Королев, главный конструктор ракетно-космических систем

Юрий Гагарин и Сергей Королев, главный конструктор ракетно-космических систем

    В боевом варианте было изготовлено четыре ракеты Р-7, нацеленные на Вашингтон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес и Чикаго. А в том же году США поставили на боевое дежурство 40 межконтинентальных баллистических ракет, нацеленных на СССР! Несмотря на огромное преимущество США перед СССР в количестве носителей ядерного оружия (МБР и дополнительно к ним стратегические бомбардировщики B-52), Президент США Эйзенхауэр отклонил предложение радикально настроенных военных нанести СССР упреждающие ядерные удары, пока русские не успели построить большое количество ракет. Известна его знаменитая фраза: "У нации нет достаточного количества бульдозеров, что бы очистить американские города от трупов".

    Разработка оружия, обеспечившего мирное сосуществование супердержав, была для Сергея Королева не самоцелью, а лишь условием для начала освоения космоса.

    4 октября 1957 впервые в истории человечества на базе разрабатываемой ракеты Р-7 был запущен искусственный спутник Земли, который стал обращаться вокруг нее как самостоятельное небесное тело, а весь мир мог наблюдать и принимать его сигналы. Его полёт имел ошеломляющий успех и создал Советскому Союзу высокий международный авторитет.

    В ноябре 1957-го менее чем за месяц был создан и запущен второй спутник с собакой на борту. Этот эксперимент доказал, что длительная невесомость не смертельна для живых существ. И авторитет Советского Союза еще более окреп. Реальностью становился полет человека в космос.

    Двухступенчатая ракета Р-7 позволила при установке на нее третьей ступени выводить на орбиту полезный груз в 4,6 т, а при установке четвертой ступени выводить на межпланетные траектории до 1,2 т.

    12 апреля 1961 г. С. П. Королёв снова поражает мировую общественность. Создав пилотируемый космический корабль, он реализует первый в мире полёт человека – гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите.

    Более наглядного и убедительного примера обгона США невозможно было представить. Отзвуки торжеств в нашей огромной стране долго еще рокотали в прессе, по радио и телевидению. В десятках министерств составлялись и визировались длинные наградные списки. Награждали всех: от министров до техников. Количество орденов и медалей измерялось сотнями. Наградили даже еще не летавших космонавтов.

    Никита Сергеевич Хрущев распорядился вручить ордена Ленина Герману Титову – дублёру Гагарина и супруге Гагарина Валентине Ивановне. С. П. Королёв был дважды удостоен званий "Герой Социалистического Труда", ему была присуждена Ленинская премия. В дальнейшем, по состоянию на 2016 год, все пилотируемые запуски в СССР и в России были осуществлены ракетами семейства Р-7.

    Говорят, что Нобелевскую премию создатель первых в мире ракетно-космических систем мог получить дважды – за запуск первого искусственного спутника Земли и за полет первого космонавта. После полёта спутника Нобелевский комитет обратился с такой инициативой к Хрущеву: "Это величайшее событие в жизни Земли. Мы хотим дать Нобелевскую премию создателю". На что Хрущев ответил: "Создатель спутника – весь советский народ, а стартовая площадка – это социализм".

    Сергей Королев возглавлял работу по запуску 15 первых в мире станций для исследования межпланетного пространства, Луны, Венеры и Марса. Ему также принадлежит лидерство в осуществлении первых в мире полетов многоместных космических кораблей "Восход" и "Восход-2" (из которого 18 марта 1965 советский космонавт Алексей Леонов впервые вышел в открытый космос). Наряду с работами по освоению космоса Королёв продолжал заниматься созданием МБР в условиях растущей конкуренции с другими ОКБ СССР.

    Большой вклад в создание ракетно-космической техники в СССР внесли наряду с С.П. Королёвым выдающиеся ученые, главные и генеральные конструкторы: академик М.В. Келдыш, М.К. Янгель, В.П. Глушко, В.Н. Челомей, В.Ф. Уткин, А.Д. Надирадзе, В.П. Макеев, В.П. Бармин и многие другие.

    С приходом небывалого успеха и славы всё сокрушающий характер Королёва не изменился. "Разве только... он уже ничего не боялся в жизни, – вспоминала его дочь Наталья Сергеевна. – Разговаривал с высокими начальниками тоном, не терпящим возражений. Если ему было что-то надо, он просто снимал трубку и говорил с министрами, с Хрущевым. Если ему нужно было получить какую-то деталь – ее изготавливали и спецсамолетом доставляли в течение считанных часов. Отца ничто не могло остановить, никто не мог на него надавить, приказать сдать в сроки что-то, что, по его мнению, было еще не готово. Его авторитет уже в ту пору был непререкаем. Но ведь и дела говорили за него. Королеву слепо верили. А связи, могущество... Все это лично для себя он не использовал".

    Истинным увлечением Сергея Павловича были работы, связанные с освоением космоса и полётами к другим планетам. Он мечтал о посещении своими кораблями других планет. Однажды, открывая совещание, посвящённое решению этих проблем, он произнёс:

    "Товарищи! Мы получили задание: доставить герб Советского Союза на Луну! Срок – два года. Совещание объявляю закрытым".

    Однако эта мечта так и не была реализована при жизни Сергея Павловича.

    Утром следующего дня после смерти Королёва Юрий Гагарин клятвенно произнёс: "Я не буду Гагариным, если не доставлю на Луну прах Королева!" Журналист и биограф С.П. Королёва Ярослав Голованов пишет: "Через несколько месяцев Нина Ивановна вспомнила эти слова и спросила Юру, было ли такое. Он признал, что часть праха – у него. Нина Ивановна сказала, что так делать нельзя, что это не по-христиански, прах нельзя делить. Гагарин обещал вернуть (Куда? В замурованную Кремлёвскую стену? – Э.В.) Вскоре он погиб. А Комаров погиб ещё раньше".

    Я думаю, что Гагарин своим ответом не хотел расстраивать жену Сергея Павловича. Через 19 дней после кончины Королёва, 3 февраля 1966 года, советская станция "Луна-9" на доработанной королёвской ракете Р-7 впервые в мире осуществила мягкую посадку на Луну (время полета от Земли заняло трое суток). Через 4 минуты 10 секунд после посадки произошел сброс амортизационных баллонов, раскрылись лепестковые антенны (это было можно совместить с доставкой праха Королёва на Луну!)

    Юрий Гагарин погиб 27 марта 1968 года. Дата гибели Владимира Комарова – 24 апреля 1967 года.

    Материал подготовлен на основе информации открытых источников

    Примечания:

    [1] В 60-х годах прошлого столетия на территории Уралвагонзавода было образовано конструкторское бюро – "отдел 300", занимавшееся разработкой рабочей конструкторской документации транспортно-пускового контейнера (агрегат 15Я15) для установки в него межконтинентальной баллистической ракеты УР-100 (8К84) Генерального конструктора ОКБ-52 В. Н. Челомея. Ведущим предприятием-разработчиком проекта агрегата 15Я15 являлся филиал № 2 ОКБ-52 (в последующем – НПО "Вымпел"), возглавляемый Владимиром Михайловичем Барышевым.

    [2] Комкор — воинское звание высшего командного состава в Красной Армии.

    [3] Лаврентий Павлович Берия – нарком внутренних дел СССР и куратор всех важнейших работ по оборонной тематике, находящихся под надзором НКВД.

Эрий ВАВИЛОНСКИЙ, член Союза журналистов России.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 14.04.2016; газета "Тагильский вариант" №14(244) от 14.04.2016; газета "Машиностроитель" от 15.04.2016, №14.

 

Главная страница