Свидание спустя 36 лет
Рассказывает Владимир Белин, в 60-70-х годах – корреспондент газеты "Машиностроитель". Сейчас живет на острове Итуруп Сахалинской области.
В поселке Вагоностроителей с женой отсутствовали… сколько же годков не были? Тридцать шесть. И вот ходим по земле середины России, приехав с ее краешка. Здесь промелькнули молодые годы, здесь камень каждый знаком. Вот только внешний облик Вагонки предстал в ином виде.
…Вот дом, где многие лета прожил Иван Васильевич Окунев. Все тот же холл, где мне довелось всего раз поговорить с этим Человеком с большой буквы. При нем Уралвагонзавод стал заводом-садом. Здесь яблони цвели. А по осени плоды с них везли в детские сады.
Вспоминается, как по заданию редакции "Машиностроитель" брал интервью у Окунева. И хотя многое о нем знал, но впервые услышал: "Мой отец был шофером в Смольном, участвовал в его штурме. Воевал в гражданскую и финскую войны. Вернулся в родное село Лебяжье Кировской области. Имел семерых детей". У меня к Ивану Васильевичу масса вопросов. Но поначалу растерялся, будто язык отсох. Сидим на скамейке, день клонится к закату…
Докладываю редактору, что задание выполнено. А через пару дней мои надежды опубликовать результаты встречи в одночасье рухнули. Иван Васильевич умер. С той поры прошло сорок лет, но крепко врезались в мою память пророческие слова Окунева: "Похоже, не зря прожил жизнь". Человек-глыба. Не побоюсь даже сказать, что он – ореол бессмертия для вагоностроителей. Он здесь, на площади, в самом сердце Вагонки. Это постамент Герою Социалистического Труда, отдавшему предприятию 43 года жизни. Я пришел с женой и внуком Иваном сюда. Кладу цветы к подножью памятника. Думаю: Вам, Иван Васильевич, подобного символа любви и уважения с краешка земли российской никто не клал. Полагаю, что работавшие в разные годы люди так далеко не уезжали. Не хочется уходить, воспоминания застилают глаза. Что-то говорю внуку Ивану, который сегодня работает в одном из цехов Уралвагонзавода, держу за руку супругу, с которой вместе больше полувека...
…Конец рабочей смены. Поток идущих по центральной улице Вагонки нескончаем. Он как магнит притягивает меня. Всматриваюсь в лица с надеждой встретить знакомых. "Мы ведь с вами когда-то встречались?" – обращаюсь к солидному, в годах мужчине. "Кажется, да, – неуверенно отвечает он и представляется, – Валентин Баранов". Не заметили, как пролетел час. На прощание старый знакомый приносит из машины свою книжку "По зигзагам судьбы", на ее обложке размашисто пишет: "С искренним уважением и признательностью за совместную работу на Уралвагонзаводе в период создания мощностей цельнометаллического полувагона и пропаганду этой работы вместе с Вами через газету "Машиностроитель". А люди с завода все идут и идут…
…В один из дней свидания с Вагонкой спешим с женой в заводской музей. Перед входом в него остановился как вкопанный – передо мной огромный зал.
А в семидесятые годы XX века музей занимал на первом этаже дворца УВЗ две скромненькие комнатки. Задерживаюсь у фотографий, с которых глядят знакомые лица. Татьяна Бревнова – первый бригадир гвардейской фронтовой комсомольско-молодежной бригады, Вениамин Сотников – генеральный директор УВЗ, Нина Речкина – секретарь партийной организации цеха 385… Еще немало знакомых лиц силюсь вспомнить, и это мне удается.
…Итуруп – самый большой остров на Курильском архипелаге, с неповторимой природой, десятками вулканов, богатейшими лечебными источниками и медведями. По возвращении на остров, нередко заглядываю в книгу "Танковый прорыв" – о главном конструкторе Владимире Поткине. На странице 395 нахожу фамилию В.А. Ямов. Это сын моего знакомого. Когда я работал на УВЗ, Александр Флегонтович был заместителем директора по кадрам. Человек этот был "ходячей энциклопедией". Мы, сотрудники многотиражки, обращались к нему. Он знал заводчан: и молодых, и тех, кто на заслуженном отдыхе…
В Тагиле я получил такой глоток свежего воздуха, что хватит до дней последних.
Владимир БЕЛИН, ветеран труда.
Литература: Газета "Машиностроитель" от 26.02.2016, №7.