"Я не хочу судьбу иную..."
Наверное, не найти на Вагонке семьи, в которой никто не был бы связан с Уралвагонзаводом. "Я не хочу судьбу иную, мне ни на что не променять ту заводскую проходную, что в люди вывела меня" – слова этой песни может примерить на себя и своих родных практически каждый заводчанин.
В старших классах школы я точно знала ответ на вопрос "Кем ты хочешь стать?" – "Журналистом и работать на Уралвагонзаводе". Тогда я еще смутно представляла, как можно совместить две эти цели, не знала, насколько хорошо будут развиты на УВЗ средства массовой информации. Но в итоге мое желание сбылось.
Стремление работать только на заводе было неудивительным, ведь я являюсь представителем славной трудовой династии. Невозможно в одном материале перечислить всех ее участников: прадедушки и прабабушки, дедушки и бабушки, дяди и тети… Все – уралвагонзаводцы. Общий стаж династии составляет порядка 500 лет. Хотелось бы рассказать о тех, кто начал писать ее историю в самые тяжелые годы и чьи воспоминания я слышала лично. В 1943 году в Нижний Тагил для учебы в школе ФЗО был привезен из Республики Марий Эл мой дед, Игорь Александрович Горинов. Их, подростков, за неимением другой рабочей силы, собирали со всех городов и деревень и кидали на производство танков для фронта. Дед вспоминал, как много суток ехали они на крышах товарных вагонов, как в Тагиле сошли черные от угля и грязи и как местные встречающие приняли их за негров. Поселили его в барак, трудиться определили в кузнечный цех 630. Невероятно тяжелыми были условия труда: печи пламенные, без водяного охлаждения, отсутствие вентиляции и спецодежды, а кругом – горячий металл и поковки. Температура на рабочих местах доходила до 80 градусов, а за смену приходилось переворачивать до 20 тонн металла. Многие падали в обморок.
Бабушка моя, Лидия Васильевна Самойлова, приехала с семьей в Тагил в 1937 году. Голод и безработица в тамбовской деревне вынудили их семью искать другое место жительства. Семья была немаленькая, она старшая. В войну голодали, варили суп из картофельных очистков, похлебку из лебеды. Пришлось бабушке в 14 лет пойти работать. До сих пор о суровых военных трудовых буднях напоминает отметина на пальце, раздробленном фрезерным станком. Дело было в цехе 140, а после войны бабушка перешла в 630-й, где и познакомилась с дедом.
Семья Гориновых. 1961 год
Дед работал и параллельно учился в вечерней школе. Уставал. Бабушка вспоминает, как договорились они пойти в кино, а дед – человек слова – не пришел. Проспал. Позже он окончил и институт. Упорство, целеустремленность и огромная тяга к знаниям, которую дед пронес через всю жизнь, дали свои плоды: он прошел большой путь от деревенского парнишки-кузнеца до первого секретаря парткома Уралвагонзавода. До сих пор я слышу самые добрые слова, каким хорошим, отзывчивым человеком он был. Его трудовой стаж на Уралвагонзаводе составил 54 года. На протяжении многих лет дед вел дневники, к старости начал записывать воспоминания. Я помню его с книжкой или тетрадью и ручкой в руке – наверное, страсть к слову у меня от него. А его записи сегодня хранятся в музее истории Уравагонзавода, куда впервые привел меня тоже дед.
Моих родителей Марину Горинову и Юрия Травникова познакомила комсомольская организация Уралвагонзавода, оба они немало лет проработали на УВЗ. Постоянно вечерами обсуждали работу, завод. Мне казалось, что я сама участвую в жизни предприятия. Папа также прошел немалый путь от мастера до начальника цеха 740, а затем был избран в профсоюзный комитет завода. Сегодня он трудится на другом предприятии корпорации УВЗ – Заводе № 9 в Екатеринбурге. Невозможно не отметить еще одну ветвь нашей династии: почти 30 лет работает на УВЗ моя тетя Виктория Мишина, сегодня – в отделе 47. А ее отец Виталий Маркович Литенков – талантливый инженер – 43 года проработал в отделе 10.
Я попала на завод в 2000 году. В 14 лет родители предложили мне не тратить каникулы впустую и пойти поработать по программе трудоустройства подростков на лето. Тогда я впервые прошла заводскую проходную – и это произвело на меня неизгладимое впечатление. В моем представлении завод был одним огромным мрачным цехом. Я же увидела целый город с аллеями, фонтанами, дорогами. Масштабы его площадей поразили. Позже, работая с делегациями из других городов, я узнала, что не у одной меня случилось подобное удивление от первого знакомства с Уралвагонзаводом. На постоянной основе я устроилась в 2008 году – и ни разу у меня не возникало желания уйти с УВЗ.
Елена ТРАВНИКОВА.
Фото из семейного архива автора.
Литература: Газета "Машиностроитель" от 29.01.2016, №3.