"Наши вагоны – лучшие в мире"

    Уже 80 лет Уральское конструкторское бюро вагоностроения проектирует вагоны. В преддверии юбилея УКБВ мне хотелось бы вспомнить тот отдел главного конструктора и его замечательных людей, которые создавали славу советскому грузовому вагоностроению.

    Я пришла в отдел главного конструктора по вагоностроению 40 лет назад. Главным конструктором был Вячеслав Двухглавов – эрудит, прекрасный конструктор, великолепный расчетчик и просто очень обаятельный человек. У Вячеслава Александровича была сильная команда в лице его заместителей Анатолия Зоценко, Анатолия Кривецкого, Владимира Кмиты. В те годы начальниками бюро были Владимир Герман, Эдуард Павлюков, Олег Камаев, Александр Шастин, Моисей Гейлер, Алексей Шенаурин, Феликс Бондаренко, Александр Скорман, Геннадий Салоусов, Евгений Абрамов, Эдуард Кузьмин, Анатолий Крючков, Василий Новиков, Алексей Терехов, Александр Пранов, Борис Анфилатов. Это было ядро, основа интеллектуального и творческого потенциала ОГК-50, изобретатели и интеллектуалы, наставники и учителя, поэты и спортсмены, любители литературы и бардовской песни. Многие были выпускниками Брянского института транспортного машиностроения. Неординарным человеком был начальник расчетного бюро Александр Скорман – эрудит, страстный любитель литературы, конструктор и расчетчик от бога.

    Когда я пришла в ОГК-50, в коллективе еще были живы яркие впечатления от стиля руководства главного конструктора, ушедшего на повышение в Москву, Акима Речкалова. Еще забегал в отдел легендарный Борис Благодатский – прекрасный конструктор, изобретатель, руководитель группы конструкторов, создавшей универсальный вагон. На совещаниях Вячеслав Двухглавов частенько вспоминал создателя отдела главного конструктора по вагоностроению Дмитрия Лоренцо.

    Буквально с первых лет в отделе я под руководством Анатолия Кривецкого начала работать над вопросами автоматизации процессов проектирования. Анатолий Александрович очень увлекся этой идеей, мне нравилась его одержимость. Я с обожанием смотрела на Валентину Цымбал, члена группы Бориса Благодатского, с боязнью подходила к нор-моконтролеру Виктории Бундаковой, боясь показаться малограмотной. Уважала экономиста Нину Котову, смело решавшую экономические вопросы отдела, да и всего завода. Запомнился артистический облик расчетчика Анатолия Бельского. Многому меня научила Людмила Францева – специалист по разработке текстовых конструкторских документов. Уважение всего коллектива снискали прекрасные конструкторы и изобретатели: Павел Потапов, впоследствии ставший главным конструктором, Александр и Алексей Завадичи, Афанасий Белев, Константин Кузьмин. Генератором конструкторских идей был Анатолий Шабалин – прекрасный наставник, доброжелательный человек, пользующийся безграничным авторитетом у коллег.

    Одним из крупных изобретателей отдела был Моисей Гейлер. В его арсенале – более ста изобретений. Помимо технических новинок, он внедряет в свой быт устройства, облегчающие жизнь дома и на даче, причем делает все своими руками. А еще он был признан главным отделовским поэтом. Все праздничные концерты, вечера, юбилеи не обходились и не обходятся без его гимнов и стихов. Еще хочется вспомнить испытателя Рашида Шамсутдинова. Он умел организовать работу подчиненных и владел способностью научить. Подобными качествами обладал и мой первый "учитель" и наставник в экспериментальном бюро Александр Кравченко. Моим наставником в бюро и отделе стала Нина Петрова. А каким замечательным человеком была заведующая архивом Ираида Рымашевская! Заходить в архив и искать нужный документ было всегда легко и приятно. Заведенный ею порядок продолжала поддерживать впоследствии Людмила Адамова.

    Практически вместе со мной в отдел пришли молодые выпускники Московского института инженеров транспорта, ярким представителем которых был Виктор Белинович, ставший впоследствии заместителем главного конструктора, и выпускники Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта, среди которых была оставшаяся навсегда верной отделу Татьяна Белова. В конце семидесятых годов в отдел влилась группа выпускников Уральского электромеханического института инженеров транспорта, среди которых были Галина Копылова, Михаил Даниленко, Александр Павлюков и другие. С появлением этой группы молодых специалистов в отделе расцвела общественная жизнь: вечера, конкурсы, соревнования… И даже работа в колхозах на прополке и на уборке урожая перестала быть тяжелой повинностью – песни у костра под гитару Миши Даниленко снимали усталость, наполняли душу радостью. В те годы в отделе царил дух доброжелательности, терпения и творчества. Было хорошо развито наставничество. Люди ходили на работу с удовольствием, несмотря на то, что дни были заполнены напряженным трудом. А какой ажиотаж поднялся, когда все без исключения больше года готовились к празднованию пятидесятилетия отдела! Каждый стремился внести свою лепту: всесоюзная конференция ученых и специалистов вагоностроения, которая проходила в ДК имени И.В. Окунева в течение трех дней, создание эскизов и выпуск юбилейных значков, конкурс на лучшую эмблему отдела, закладка юбилейной березовой аллеи, открытие памятной доски Дмитрия Лоренцо, громадная стенгазета, стихи, награждения, концерты самодеятельности…

    Хочется еще вспомнить коллег, внесших вклад в решение задач, стоящих перед отделом, и повлиявших на формирование меня как специалиста. Это конструкторы Юрий Бурнашов, Алексей Андреев, Алевтина Курашова, Элла Каган, Петр Волгин, архивариус Галина Сергеева, секретарь Леонилла Фадеева, машинистка Клавдия Терехова, расчетчики Клара Королева, Злата Климова. Отдел 50 подарил мне хороших товарищей, чьей дружбой я очень дорожу. Это жизнелюб и борец, систематизатор документации, выдумщица и организатор вечеров и конкурсов Татьяна Белова, с которой мы начинали работы по сертификации вагонов под руководством заместителя главного конструктора Олега Камаева. Это эрудит и книгочей Николай Белов. Это изобретатель, умный и добросердечный человек Виктор Белинович и его подруга по жизни, красавица и искусница Зинаида Белинович. Это Светлана Иванова – прекрасный руководитель, мужественный человек и жизнелюб. С ней мы проработали более двадцати лет, внедряя систему автоматизированного проектирования грузовых вагонов под руководством Анатолия Кривецкого и Александра Пранова. Это Надежда Вахрушева (Титова) – трудоголик и борец, открытый и светлый человек, преданный друг.

    Почти все, кого я упомянула, уже не работают в УКБВ, а многих нет на этом свете. Но именно эти люди "вылепили" из меня специалиста, и я очень благодарна им за это. А закончить повествование хочется словами гимна, который мы пели, отмечая шестидесятилетие отдела. Автором слов гимна, разумеется, был наш признанный поэт Моисей Гейлер.

    Славься, отдел наш, славься во веки,

    Двигай и дальше в России прогресс.

    Наши вагоны – лучшие в мире –

    Мчат по дорогам российским экспресс.

Надежда ПЕРШХАЙЛО, ветеран УКБВ.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 30.04.2015, №16.

 

Главная страница