Тагильским криогенщикам равных нет

    В Амурской области продолжается строительство космодрома "Восточный". Проект без тагильских криогенщиков воплотить в жизнь было бы невозможно. Уралкриомаш, отметивший 60-летие в октябре 2014 года, выполняет несколько государственных заказов. О том, как далеко удалось продвинуться в работе, рассказывает генеральный конструктор предприятия Олег ЧЕРЕМНЫХ.

    Отгрузили последнюю партию оборудования – арматурные блоки, хранилища, трубопроводные коммуникации – на космодром "Восточный" для стартового комплекса "Союз-2". В мае оборудование будет смонтировано, в сентябре должны завершиться пуско-наладочные работы. Весь процесс контролируют конструкторы Уралкриомаша. Автономные комплексные испытания пройдут в конце года, после чего состоится непилотируемый пуск ракеты-носителя.

Олег Черемных

Олег Черемных

    Параллельно разработали опытные образцы цистерн модели 15-558С-04 для доставки ракетного топлива – кислорода, азота, аргона. Сейчас осуществляем серийную поставку на космодром. 10 цистерн уже изготовлено, еще столько же будет отгружено до конца июня.

    На "Восточном" начали возводить стартовый комплекс для запусков ракеты-носителя "Амур" (модификация "Ангары"). Это строительство второй очереди, в котором мы тоже будем участвовать. За предприятием – разработка, изготовление и монтаж транспортных средств, систем заправки и водообеспечения для безопасного функционирования установок, которые используются при старте ракеты-носителя. Проектные работы уже начаты. В течение двух следующих лет оборудование будет изготовлено и поставлено, в 2018 году – смонтировано. В 2019-м пройдут пусконаладочные работы, автономные испытания, на конец года намечен запуск "Амура". Программа долгосрочная, перспективная, интересная.

Вагон-цистерна модели 15-558С-04 для космодрома "Восточный"

Вагон-цистерна модели 15-558С-04 для космодрома "Восточный"

    Кроме того, получили техзадание на создание системы заправки переохлажденным кислородом разгонного блока для космодрома "Плесецк" в интересах Министерства обороны. Проект должен быть осуществлен в сжатые сроки.

    Космодром "Байконур" в 50-х годах стремились построить как можно быстрее. Сегодня подход иной, продумывается, как удобнее, безопаснее эксплуатировать наземные комплексы. Люди, оборудование будут находиться в закрытых зданиях, а не на открытых площадках. В нескольких километрах от "Восточного" строится город Циолковский: современные жилищные комплексы, детские сады, школы, больницы…

    Продукция для "Восточного" занимает 20-30% от всего производства Уралкриомаша. Раньше помогали Уралвагонзаводу выпускать нефтеналивные и другие цистерны для народного хозяйства, но криогеника в последнее время доминирует. Стали выпускать больше продукции для космической отрасли.

    Самарское предприятие "ЦСКБ-Прогресс" разрабатывает "Ангару-5" на сжиженном природном газе. Если новая ракета-носитель будет востребована, у нас, по сути дела, уже готово все необходимое оборудование. Ведется изготовление двух опытных образцов контейнеров-цистерн.

    Многие считают, что будущее – за природным газом. Это новое направление для России в Европе уже освоено. Топливо считается экологически чистым и применяется на железнодорожном, водном и автомобильном транспорте. В Германии, например, все суда переведены на сжиженный природный газ. К нам обращаются судопроизводители с тем, чтобы мы обеспечили их всеми средствами. На железнодорожном транспорте мы это уже прошли (разработан газотурбовоз, сейчас испытывается), на автомобилях проходим, на судах – еще предстоит пройти.

    Раньше на Уралкриомаше остро стоял кадровый вопрос. Сейчас ребята, пришедшие к нам несколько лет назад, уже стали начальниками отделов. Все они проходят через "Восточный", накапливая опыт и решая задачи конструкторского бюро. В 2015 году десять студентов НТИ (ф) УрФУ пишут дипломы по тематике нашего предприятия. В июне они защищаются, надеемся, большинство останется работать на Уралкриомаше. Средняя зарплата в КБ за прошлый год составила 38 тысяч рублей. Мы полностью обеспечиваем себя за счет выполнения заказов. К нам приходят не только молодые специалисты, но и квалифицированные конструкторы с других заводов.

    Во времена СССР в космической отрасли не приветствовалось применение импорта. В основном, все базировалось на комплектующих собственного производства. Когда в 2000-х разрешили использовать зарубежные разработки, стали закупать арматуру для контейнеров и цистерн. На Западе налажен серийный выпуск арматуры, стоимость ее ниже. Помимо этого, у нас был заключен контракт с австрийской фирмой на поставку эффективной теплоизоляции. Но в связи с последними событиями в мире сотрудничество было прервано. Перешли на арматуру собственного производства. Для нас это непрофильное производство, поэтому себестоимость выше. Но Роскосмос и Министерство обороны заинтересованы, прежде всего, в надежности. "Байконуру" наша арматура служит уже 50 лет. Что касается эффективной теплоизоляции, ведем переговоры с российской фирмой, которая освоила выпуск данной продукции.

    Сегодня у Уралкриомаша только один конкурент – Балашихинский криогенмаш, но специфика у завода иная. По транспортным средствам, доставке криогенных компонентов Уралкриомаш является монополистом. В работах по Роскосмосу тоже никогда не сталкиваемся лбами. Мы отвечаем за заправку различных разгонных блоков, они – за создание воздухоразделительных, ожижительных установок. А частных предприятий, подобных нашему, попросту нет.

Анастасия ВАСИЛЬЕВА.

    ФОТО НИКОЛАЯ АНТОНОВА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 11.04.2015.

 

Главная страница