Как все начиналось...
В преддверии 75-летнего юбилея "Уралвагонзавода" хочется вспомнить и рассказать о первых шагах будущего гиганта отечественного машиностроения – от строительства до начала эксплуатации и выпуска первой продукции.
8 мая 1931 года была создана дирекция треста Уралвагонстрой во главе с инженером В.А. Вторыгиным. Началась подготовка площадки под строительство цехов, а также возведение жилья для строителей. К концу года были построены жилые бараки общей площадью 2600 квадратных метров.
В январе 1932 года была пущена пилорама "Стелла". 26 января в Нижний Тагил приехали 80 опытных работников американской коммуны "Цемент", созданной еще в 1930 году в Нью-Йорке и ранее занимавшейся возведением автозавода в Нижнем Новгороде. В Нижнем Тагиле члены коммуны обучили передовым по тем временам методам и приемам труда 700 местных рабочих.
30 января нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе в докладе на XVII Всесоюзной партконференции подчеркнул необходимость "...выполнить во что бы то ни стало программу паровозовагоностроения... и развернуть строительство Нижнетагильского вагонного завода". 3 марта вышел первый номер многотиражной газеты "Уралвагонстрой". В июне 1933 года газета была переименована в "Вагоногигант". Крайне остро было положение с кадрами строителей. По состоянию на середину лета вместо необходимых 14 430 рабочих в наличии имелось чуть более 2250 человек (15%), а собственно строителей вместо 12 037 состояло 893 (7,4%). 10 марта управление Тагилкомбинатстроя и Уралобком комсомола заключили договор об организованном наборе 2000 комсомольцев и молодежи для работы на Уралвагонстрое. 2 мая состоялась первая партконференция, на которой был избран партийный комитет строительства. Секретарем парткома стал Шалва Степанович Окуджава, парторг ЦК ВКП(б) на УВС с 1932 по 1935 год, с 1935 по 1938 год – первый секретарь Нижнетагильского горкома партии. 16 мая площадку Уралвагонстроя посетил нарком путей сообщения СССР А.А. Андреев. 20 июня приказом наркома тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе создано самостоятельное строительное управление Уралвагонстрой. Начальником назначен инженер П.Н. Столбов, заместителем начальника – В.А. Вторыгин. Уралвагонстрой наделялся функциями как строительного треста, так и дирекции завода с прямым подчинением управлению новостроек Главтрансмаша. 20 июля началось бетонирование фундамента здания ремонтно-строительного цеха – первого цеха завода. 4 сентября проведена первая комсомольская конференция, на которой был избран комитет комсомола строительства во главе с Алексеем Пегасовым. 8 сентября состоялись митинг и субботник по закладке фундамента первого производственного цеха завода – цеха литых чугунных колес. 19 октября постановлением Совета Труда и Обороны СССР строительство Уралвагонзавода включено в число сверхударных строек. 7 ноября вступил в эксплуатацию ремонтно-строительный цех – первый цех завода.
6 апреля 1933 года открыт Центральный клуб Уралвагонстроя. Организованы районные советы, в том числе райсовет новостроек, в который вошел Уралвагонстрой. 1 мая начато строительство ТЭЦ и ремонтно-механического цеха. На строительстве последнего впервые в промышленной строительной практике применен электропрогрев бетона, что позволило в зимних условиях вести бетонные работы. 23 июня начальником Уралвагонстроя назначен Л.М. Марьясин, ранее работавший на строительстве коксохимического производства Магнитогорского металлургического комбината. 8 августа строительную площадку впервые посетил нарком тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе.
10 февраля 1934 года в резолюции XVII съезда ВКП(б) "О втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933–1937) записано: "Съезд считает необходимым особое внимание сосредоточить на следующих объектах: в машиностроении – окончание начатых строительством в первой пятилетке... Уральского вагоностроительного завода на 54 000 четырехосных вагонов". 9 мая вступил в эксплуатацию первенец производственных цехов – цех литых чугунных колес. 15 июня произошло разделение райсовета новостроек на Вагоностроительный и Тагилстроевский райсоветы. С 19 по 21 августа – второй приезд Серго Орджоникидзе на строительство Уралвагонзавода. 21 августа он выступил на совещании партийного актива строителей в Центральном клубе. 25 сентября заложен фундамент вагоносборочного корпуса. Начальником корпуса назначен М.А. Тамаркин.
В марте 1935 года на Уралвагонстрое проживало 30 000 человек, из них 10 670 спецпереселенцев. 1 февраля сдан в эксплуатацию ремонтно-механический цех. 11 марта сдан в эксплуатацию кислородный цех. 10 мая создан конструкторский отдел по вагоностроению. Главным конструктором назначен Д.Н. Лоренцо. 13 мая создана дирекция Уралвагонзавода. Директором назначен Г.З. Павлоцкий, ранее работавший техническим директором Харьковского завода № 183 имени Коминтерна. За организацию производства БТТ был награжден орденом Красной Звезды. Репрессирован в 1938 году. Посмертно реабилитирован в 1956 году. 23 сентября вступил в эксплуатацию цех мелкого стального литья. Впервые в стране было освоено производство автосцепного устройства, что явилось важнейшим прогрессивным мероприятием на железнодорожном транспорте. 1 октября вступила в строй действующая ТЭЦ завода. 5 ноября в экспериментальном цехе собраны первые три полувагона.
6 февраля 1936 года пущен осепоковочный цех, откованы первые десять осей. 6 февраля вступил в эксплуатацию инструментальный цех. Впервые в СССР он был оборудован станками отечественного производства. 2 марта приказом наркома тяжелого машиностроения Г.К. Орджоникидзе на базе треста Уралвагонстрой созданы две самостоятельные организации – Уралвагонстрой и Уралвагонзавод. 19 марта состоялось общезаводское партийное собрание. Создан первый партком Уралвагонзавода. Секретарем парткома избран И.И. Глаголев. В марте комсомольская организация разделена на две самостоятельные – Уралвагонстроя и Уралвагонзавода. 21 марта состоялось первое комсомольское собрание завода. Секретарем комитета ВЛКСМ избрана Берта Розина. 4 апреля на областной комсомольской конференции секретарь комитета комсомола Уралвагонзавода была избрана делегатом X съезда ВЛКСМ. 2 июня получен газ с газогенераторной станции. 16 июля дала первую плавку мартеновская печь № 1. Вступил в эксплуатацию цех крупного стального литья. 19 июля постановлением ЦИК Союза ССР в связи с 10-летием со дня смерти Ф.Э. Дзержинского Уралвагонзаводу присвоено его имя. 29 июля постановлением исполкома Нижнетагильского горсовета Вагоностроительный район переименован в Дзержинский район. 1 сентября заводской гудок на ТЭЦ подал первые сигналы о начале и конце рабочих смен. 10 сентября начало работать фасоно-литейное отделение цеха крупного стального литья. 11 октября с конвейера вагоносборочного корпуса сошли первые большегрузные полувагоны. Уралвагонзавод вошел в строй действующих. Внедрена в производство четырехосная гондола конструкции Уралвагонзавода грузоподъемностью 60 т с деревянной обшивой кузова. 20 октября вступил в эксплуатацию кузнечный и пружинный цехи Уралвагонзавода. 16 ноября вступил в эксплуатацию малярно-сдаточный и сварочный цехи. 17 ноября вступил в эксплуатацию полускатно-тележечный цех.
В 1936 году с вагоносборочного конвейера сошло 688 вагонов.
Несгибаемый инженер Клемм
Первым начальником вагоносборочного корпуса Уралвагонзавода был назначен выпускник военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского Давид Абрамович Клемм. Казалось бы, что делал высокообразованный военный инженер-авиатор, каких в стране в те годы было очень немного, на вагоностроительном заводе?
В биографии Давида Абрамовича Клемма вообще много парадоксов. Семнадцатилетним подростком еще до революции он вступил в партию большевиков и после ее свершения 7 ноября 1917 года работал в уездном, потом губернском комитетах ВКП (б). С 1919 по 1921 год участвовал в Гражданской войне. Воевал на Юго-Западном и Кавказском фронтах в должности политработника, затем начальника политотдела 12-й кавалерийской дивизии. Талантливого юношу заметили. И в 1922 году он был снова отозван в армию и направлен учиться сначала в Военно-электротехническую, а потом в Военно-воздушную академию РККА. В 1927 году окончил инженерный факультет Военно-воздушной академии и был направлен на завод "Большевик" (бывший "Обуховский"), где работал с 1927 по 1930 год. В течение трех лет Д.А. Клемм прошел путь от рядового инженера до главного инженера прославленного завода!
В 1930 году приказом наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе Клемм был назначен членом правления Всесоюзного объединения котлотурбинной промышленности по технической части и спецпроизводству. В 1931 году был избран заместителем председателя Ленинградского Совета, где работал до марта 1935 года.
В декабре 1934 года в Ленинграде был убит первый секретарь горкома ВКП (б) С.М. Киров. После его гибели тысячи "не вполне политически благонадежных" большевиков были отправлены в отдаленные уголки страны. Так, в начале 1935 года была откомандирована в распоряжение Свердловского обкома ВКП (б) жена Клемма Татьяна Яковлевна Мусатова. Давид Абрамович последовал за женой на Урал, добровольно, по личному заявлению оставил свой высокий пост в Ленсовете и по путевке (направлению) Наркомтяжпрома был направлен на Уралвагонзавод. На Уралвагонзаводе 13 июля 1935 года он был назначен начальником еще недостроенного вагоносборочного корпуса. В это время начался монтаж тысяч единиц оборудования: десятков мостовых кранов, трансформаторов и сварочных установок, конвейерных линий, прессов, подъемно-транспортных средств и т.д. Больше года Клемм контролировал ход строительных работ, руководил установкой технологического оборудования.
Наступил 1936 год. Главный вагоносборочный готовился к пуску. 8 октября была пущена в эксплуатацию первая из шести ниток конвейера. Началось долгое мучительное освоение технологий сборки грузовых вагонов. Трудностей хватало: управлять огромным производственным корпусом, да еще недостроенным и недоукомплектованным, было очень непросто.
Тем не менее в 1936 году вагоносборочный выпустил 688 вагонов, в 1937 году – 5840 единиц.
Однако 28 января 1937 года Д.А. Клемм был смещен. Дело не в особых упущениях в работе, просто 25 августа 1936 года его исключили из ВКП (б) как троцкиста, а в январе 1937 года бюро ГК ВКП (б) подтвердило исключение. Г.З. Павлоцкий несколько месяцев пытался отстоять талантливого и опытного инженера, но в конце концов был вынужден уступить. Удивительно, но дальнейших репрессий в отношении Клемма в самых страшных 1937–1938 годах не последовало.
В марте 1937 года партколлегия Свердловской области восстановила Д.А. Клемма в рядах ВКП (б). Однако уже в июле бюро обкома вновь исключило его из партии. Давид Абрамович отчаянно боролся за восстановление. Он вновь посылает заявление на апелляцию. В сентябре 1938 году Свердловский обком ВКП(б), рассмотрев его дело, подтвердил исключение Клемма из партии.
Тогда Д.А. Клемм и Т.Я. Мусатова апеллируют к XVIII съезду ВКП (б), который восстановил их членство в партии. 22 апреля 1939 года партком УВЗ вновь рассматривал дело Клемма. В протоколе записано: "партийный отзыв на тов. Клема (так в документе) Д.А. утвердить. Парткомитет, исходя из его работы на заводе, считает возможным о пересмотре дела". Подписал документ парторг ЦК ВКП (б) на УВЗ Николаев. Руководство завода и его партком высоко ценили блестящего инженера и руководителя Давида Абрамовича и защищали его от репрессий как могли. Из-за большой занятости на производстве Клемм в течение трех лет с 1939 по 1941 год не ходил в отпуска.
30 сентября 1941 года вагоностроение на предприятии было прекращено. Клемм был назначен руководителем работ по демонтажу, консервации и сдаче на склады технологического оборудования. Работу он закончил 4 февраля 1942 года и был рассчитан с Уралвагонзавода по сокращению штатов (это при его специальности инженера-авиатора, когда на площадях предприятия начал работать авиазавод № 381!).
Многолетние попытки восстановить нелегкую, полную трагедии биографию одной из самых колоритных, ярких, ключевых фигур Уралвагонзавода предвоенного периода, первого начальника вагоносборочного цеха Давида Абрамовича Клемма завершились в 2009 году. На последний запрос Подольский Центральный военно-исторический архив министерства обороны ответил: "Слесарь-пневматик 2-го мостового железнодорожного батальона 29-й железнодорожной бригады рядовой Клемм Давид Абрамович, 1900 года рождения, уроженец Ковенской губернии, деревни Дюсянтой, призван в СА Ирбитским РВК Свердловской области, погиб в период с 10 по 20 января 1944 года (точная дата не указана) похоронен: город Осипенко Запорожской области".
Так закончилась жизнь талантливого инженера, человека.
Литература: Журнал "Валовой внутренний продукт (ВВП)", № 7 (67), 2011.