Главный по холоду
100 лет назад, 2 июля 1914 года родился один из создателей криогенного машиностроения, главный конструктор тагильского ОКБ-250 Мефодий ВЕРЕМЬЕВ.
С пятнадцати лет начал работать: сначала секретарем в сельсовете, затем литейщиком на небольшом предприятии в Мариуполе. В семнадцать – Мефодий Веремьев уже студент машиностроительного техникума. После учебы был направлен в Бежицкий (ныне город Брянск) институт транспортного машиностроения. В 1939 году дипломированный специалист поступил на Уралвагонзавод.
В то время в промышленности особо ценились практические работники, и Мефодию Веремьеву предложили должность мастера цеха платформ. Активность молодого специалиста не осталась без внимания, вскоре он был назначен старшим мастером конвейера, а в 1940 году – начальником отделения цеха платформ. Однако Мефодий Веремьев переходит в конструкторский отдел. Неперспективная с карьерной точки зрения работа стала для него даром судьбы. Он попал в головное в СССР конструкторское бюро по разработке грузовых вагонов, которым руководил Дмитрий Лоренцо – инженер старой русской школы, предопределивший направления развития отрасли до конца XX столетия.
С началом Великой Отечественной войны на УВЗ прекратился выпуск традиционной продукции. Предприятие получило шифр – "№183" и стало называться Уральским танковым. На месте вагонных конвейеров было налажено массовое производство боевых машин – танков Т-34. А конструкторское бюро во главе с Дмитрием Лоренцо переместилось на Алтай в город Чесноковку, куда уже был эвакуирован с Украины вагоностроительный завод имени газеты "Правда". Тагильчан там не ждали, поэтому первое время пришлось работать, находясь на грани физического выживания. Во время войны авторитет Веремьева в коллективе значительно вырос. Главный конструктор назначает Мефодия Николаевича руководителем конструкторской группы, затем заместителем начальника отдела. Лоренцо особенно ценил его умение убеждать собеседников и решительность в отстаивании своих идей и разработок.
Мефодий Веремьев
После возвращения КБ в 1946 году в Нижний Тагил Дмитрий Лоренцо все чаще направляет Веремьева в министерства и ведомства. Уралвагонзавод переживал реконструкцию, одной из задач которой было воссоздание вагонного производства. Мефодий Николаевич внес большой личный вклад в создание многоосных цельнометаллических вагонов, выпускавшихся затем на разных заводах страны. Вершиной карьеры в вагонном КБ стало назначение Мефодия Веремьева в июле 1953 года заместителем главного конструктора.
С весны 1946 года в СССР вплотную занялись производством баллистических ракет. Постановлением правительства были образованы НИИ, конструкторские бюро по направлениям работ и определены заводы – производители ракетной техники. В их числе оказался и Уральский завод имени И.В. Сталина (Урал-вагонзавод), которому была поручена разработка криогенных цистерн для перевозки жидкого кислорода. На заводе спешно создаются две рабочие группы: конструкторов во главе с Мефодием Веремьевым и технологов во главе с Николаем Трутневым. Испытания цистерны 21Н1 показали ее нетехнологичность для серийного производства, требовалось создать более совершенную конструкцию и технологии ее изготовления.
В феврале 1953 года в заводской сварочной лаборатории начались круглосуточные экспериментальные работы, к которым подключились ученые Института электросварки имени Евгения Патона. Конструкторы группы Веремьева должны были вносить изменения в чертежи цистерны 21Н1 по замечаниям технологов. Мефодий Николаевич полностью погрузился в опыты и испытания мариупольского изделия. Созданная на Уралвагонзаводе технология стала большим шагом в развитии сварки цветных металлов. Мефодий Николаевич также принял участие в разработке методов контроля сварных швов и проверки герметичности криогенных сосудов. Конструкторы под руководством Веремьева создали на базе изделия 21Н1 более работоспособную и надежную цистерну 8Г52. Она отличалась простотой конструкции, технологичностью и применением недефицитных материалов. Серийный выпуск новинки начался с октября 1953 года. Цистерна 8Г52 стала точкой отсчета в становлении нового подразделения. В том же году завершались работы по созданию межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, разработанной под руководством Сергея Королева, началось строительство космодрома Байконур. Но старт "семерки" оказался под угрозой срыва из-за отсутствия мощных заправочных средств.
Главный конструктор наземного стартового оборудования Владимир Бармин спешно искал разработчиков. К середине 1954 года осталась одна кандидатура – Уралвагонзавод. 27 августа 1954 года Бармин и Королев утвердили техническое задание на разработку и изготовление средств для заправки ракеты Р-7 жидким кислородом и азотом. Затем они обратились в правительство СССР с просьбой о создании на УВЗ особого конструкторского бюро по криогенной технике и наземному стартовому оборудованию. ОКБ-250 было организовано 1 октября 1954 года, главным конструктором которого был назначен Мефодий Веремьев.
По воспоминаниям ветеранов, "работа была адовой" и … очень интересной. Используя основные конструкторские решения цистерны 8Г52, криогенщики к весне 1957 года подготовили целый комплект транспортных заправочных средств: железнодорожный заправщик 8Г117 для заправки баков Р-7 жидким кислородом, дозаправщик 8Г118. Специальный агрегат 8Г128 был создан для заправки "семерки" жидким азотом, применявшемся в качестве газа наддува баков ракеты.
Но оказалось, что тагильчан впереди ждало еще одно испытание. Долгожданный старт "семерки" стал аварийным, в неудаче пытались обвинить подвижные заправочные средства УВЗ. Веремьев убедительно опроверг все обвинения и дал гарантию на успешную работу подвижных заправочных средств при последующих пусках ракеты. После третьего триумфального запуска ракеты Р-7, доставившей на орбиту первый искусственный спутник Земли "ПС-1", не осталось и тени сомнения в профессионализме коллектива ОКБ-250. Сергей Королев лично внес фамилию Мефодия Веремьева в список кандидатов на присуждение Ленинской премии. После первого полета человека в космос Мефодий Николаевич был удостоен ордена Ленина. Тем самым руководство страны оценило вклад главного конструктора, коллектива ОКБ-250 и УВЗ в освоение космического пространства. Подвижные заправочные средства, произведенные на УВЗ, обеспечили успешный запуск ракеты-носителя "Восток-1", положивший начало пилотируемой космонавтике, и последующих стартов кораблей серий "Восток" и "Восход". С 1959 года специалисты ОКБ-250 вплотную приступили к покорению вакуума. Первые отечественные цистерны с порошково-вакуумной изоляцией (8Г512 и 8Г513) были разработаны в 1960 году и обеспечили доставку на космодромы криогенных жидкостей практически без потерь от испарения. Впервые в истории отечественной промышленности была обеспечена вакуумная герметичность сосудов больших объемов, и группа специалистов ОКБ-250 получила первое авторское свидетельство на изобретение за устройство цистерны 8Г513. Она стала базовой конструкцией для нового поколения современных криогенных цистерн.
В начале 1960-х годов началась разработка эффективной базовой конструкции ракеты-носителя "Союз". Результатом стало создание исключительно надежной ракетно-космической системы – основы космических программ пилотируемых полетов СССР. Появление "Союза" потребовало реконструкции системы хранения и заправки жидкого кислорода и азота на космодроме Байконур. Первая стационарная система 11Г722 была создана в 1964-1966 годах. В модернизированном виде система применяется и в настоящее время. В 1965 году тагильские криогенщики стали участниками программы создания ракеты-носителя нового типа с высокими энергетическими и эксплуатационными характеристиками – "Протон". Потенциал ОКБ-250 и криогенного производства УВЗ был задействован и в новой государственной программе облета Луны и высадки на нее космонавта – "Н1-ЛЗ". С 1966 года тагильчане работали над созданием комплекса средств доставки, хранения и заправки жидким кислородом и водородом особой чистоты лунного орбитального комплекса (ЛОК) РН "Н1-ЛЗ". В 1968-1969 годах на Байконуре было успешно испытано оборудование для хранения и заправки жидкого водорода. Но его транспортировка на космодром требовала создания особой железнодорожной цистерны, за разработку которой также взялся коллектив ОКБ-250. Цистерна ЖВЦ-100, серийный выпуск которой начался в 1969 году, стала новым этапом в мировой криогенной технике. Ее модернизированные варианты – ЖВЦ-100М и ЖВЦ-100М2 – использовались в других космических проектах. Самой напряженной работой Мефодий Веремьев и его коллектив считали участие в программе ракетно-космической системы "Энергия-Буран".
Созданная под руководством Мефодия Веремьева техника низких температур оказалась востребованной во всех космических программах Советского Союза, а криогенные цистерны и стартовые заправочные комплексы стали традиционной тагильской продукцией. Конструкторское бюро, руководимое Вере-мьевым, и криогенное производство, прозванное в народе "Малой Землей Вагонки", превратились в центр научной и технической мысли, школу подготовки высококвалифицированных кадров. Накопленный потенциал стал базой для участия в отечественных космических программах конца XX и начала XXI веков.
Оксана Серебрякова, заведующая научно-методическим отделом Выставочного комплекса УВЗ.
Фото из архива музея истории Уралвагонзавода
Литература: Газета "Машиностроитель" от 04.07.2014, №25.