В сорок пять все только начинается…

    ОАО "Уральский научно-технологический комплекс" отметил 45-летие.

    Предприятие было создано в 1969 году. Основной целью в то время была постановка на производство танка Т-72 и переход с деревянного вагона на цельнометаллический. В связи с этим Правительство СССР приняло решение о создании на базе Ленинградского ВНИТИ Уральского филиала в Нижнем Тагиле на территории Уралвагонзавода. У нового детища не было помещений и производственных участков, не говоря уже о готовых специалистах. Завод выделил для нас самые сильные кадры. Повезло и с первым руководителем. Им стал талантливый инженер, обладавший большими организаторскими способностями, Сали Катык. Вместе с ним пришли мощные организаторы, молодые инженеры завода, вокруг которых стал складываться коллектив. Они не были зациклены на существующем производстве, мыслили прогрессивно. Сочетание опыта и молодежного задора позволили решать неординарные задачи, стоящие перед коллективом института и Уралвагонзавода.

    Трудоемкими операциями отличалась разделка литья. Она намного облегчилась с внедрением разделочных барабанов на мелком стальном литье и отливке среднего веса до 100 килограммов. Были разработаны более прогрессивная технология и оборудование для изготовления пружин, благодаря которым во много раз увеличилась производительность труда. Специалистами предприятия выполнены крупные проекты комплексной реконструкции литейных производств ОАО "Алтайвагон", Востокмашзавод для Казахстана, ОАО "Транспневматика" (Первомайск), ОАО "Металлист" (Качканар). С участием специалистов также проведена коренная реконструкция осепоковочного цеха, цеха по изготовлению вагонных осей и колесных пар Уралвагонзавода. Применялось современное высокопроизводительное оборудование известных мировых фирм, была спроектирована и изготовлена установка для напрессовки без нагрева буксовых подшипников с компьютерной регистрацией и построением диаграмм запрессовки. Для Уралвагонзавода выполнен комплекс работ по созданию производства цистерн широкой номенклатуры с диаметром котла 2200 – 3200 мм. Технологи, конструкторы сварочного отдела разработали новые технологии для вагоностроения и бронетанковой техники. Автоматизированная линия клепки, сборки и сварки крышек люков позволила избавиться от ручного труда и повысить качество продукции. Технологи-литейщики создали концепцию реконструкции цеха мелкого стального литья с установкой и внедрением современных технологических формовочных линий фирмы "Гизаг", а также новейшую технологию производства башен в цехе 565. Отливки, произведенные по технологии института, выдержали испытания временем. Коллектив всегда отличался удивительной активностью в рационализаторстве и изобретательстве. На рассмотрение Комитета по делам изобретательства ежегодно поступали десятки предложений. Разработанные и внедренные на Уралвагонзаводе технологии и оборудование широко признаны и на других предприятиях отрасли. Лучшие достижения удостоились государственных правительственных наград, медалей ВДНХ.

    В период перестройки институт стал самостоятельным предприятием. Теперь ОАО "УНТК" входит в корпорацию "Уралвагонзавод" и продолжает выполнять те же задачи, что и раньше – проектирование, изготовление нестандартизированного оборудования, разработка проектных технологий, внедрение перспективных технологий на предприятиях корпорации и других заказчиков. Учитывая задачи, стоящие сейчас перед коллективом Уралвагонзавода, загрузка предприятия высока. В течение двух лет ведется разработка проектных технологий, усовершенствованы люкозакрыватели в цехе 320. Для 385-го идет разработка технологических решений и изготовление нестандартизированного оборудования для нового участка производства вагонных осей. Для цеха 565 литейным отделом разработан проект реконструкции, запуск его оборудования находится на финише. Практически ежегодно УНТК поставляет УВЗ два-три зачистных комплекса для металлургического производства. Большой объем работ сейчас выполняем для цехов 320, 340, 630 и других. Завод обращается тогда, когда требуются неординарный подход и оригинальное решение какой-либо проблемы. Было бы не обойтись без единой технологической цепочки, охватывающей все переделы машиностроительного производства – литейщиков, кузнецов, термистов, механиков, сварщиков, отдел конструкторов – разработчиков нестандартизированного оборудования, отдел систем управления, опытное производство, воплощающее в жизнь все задумки. Уверен, предприятий, решающих такие глобальные задачи, найдется немного. УНТК является единственным изготовителем уникального оборудования для горячей навивки пружин. На оборудовании, которое было создано для заказчиков, изготавливают пружины из прутка диаметром до 70 миллиметров и длиной до полутора метров. Возможности наших сотрудников кроются в широком кругозоре и громадном опыте. Благодаря этому сегодня внедряем на производстве новые технологии, в частности, второй виток роботизированных комплексов. Это особенно необходимо при дефиците квалифицированной рабочей силы. Хотим и дальше трудиться так, чтобы быть полезными заказчику.

    Горизонты развития широкие. Учитывая, что предприятия корпорации "Уралвагонзавод" находятся в стадии реконструкции, УНТК тесно сотрудничает с ними. Работает над контрактом по изготовлению четырех единиц оборудования по навивке пружин. Они необходимы многим заводам, в том числе и УВЗ для выпуска новейшего полувагона. Продолжится железнодорожная тематика, откроются новые темы на базе уже имеющихся разработок. Большие перспективы в работе имеются у литейщиков не только в области реконструкции, но и создании новых заводов. Проблема, как и везде, – дефицит рабочих кадров. Надежда – на способную и быстро осваивающую технологии и конструирование молодежь, благодаря которой комплекс будет развиваться.

Взгляд издалека

    Среди тех, кто крепко связал судьбу с УНТК, – Владимир МОЗОЛИН. Несколько десятилетий назад, окончив Уральский политехнический институт, с дипломом в кармане новоиспеченный инженер-металлург пришел на Уралвагонзавод. Увидел сразу: здесь большое поле деятельности для пытливого ума.

Владимир Мозолин

Владимир Мозолин

    – Работать было интересно, – вспоминает Владимир Павлович. – На трудности мало кто из молодых обращал внимание. Мне тоже казалось, что смогу все. Без подсказок опытных сотрудников не обошлось. Прислушивался к их советам, учился, старался любое задание делать безупречно. Работу здесь я бы разделил на этапы. Первый – выполнение государственных заказов, заданий наших министерства и главка. Кроме того, перед трудящимися, при полном обеспечении материалами и ресурсами, стояли задачи становления производства на УВЗ – сначала танка Т-72, затем Т-88 и Т-90.

    Производственная и научно-техническая деятельность молодого специалиста ярко проявилась на первом же этапе. В 1987 году его назначили директором УФ ВНИТИ. Время оказалось сложным – перестройка, кризис отечественной экономики. Распад СССР и потери налаженных хозяйственных связей ломали многих.

    – С 1991 года институт оказался никому не нужным. Отсутствовало финансирование. Это был самый тяжелый период, – говорит Владимир Павлович. – Сейчас уже все забыли, что такое бартер, как продукцию меняли на товары.

    Владимир Мозолин сохранил коллектив высококвалифицированных сотрудников. Уцелела научно-техническая база комплекса. Тогда же началось взаимовыгодное сотрудничество с несколькими иностранными фирмами. Время бежало вперед, требовало разработок и внедрения прогрессивных технологий и оборудования. Под руководством Владимира Павловича в производстве отливок удалось применить новые образцы бронетанковой техники и подвижного состава общего и специального назначения. Свои знания наш герой вложил в разработку технологической компоновки и планировки для серийного производства цистерн и котлов большой номенклатуры, разработку технологий и оборудования для ремонта подвижного состава железных дорог. На его счету и создание оригинальной схемы гидроиспытания всех типов котлов, контейнеров-цистерн и других емкостей. Труд Владимира Мозолина отмечен серебряной медалью ВДНХ. Он заслуженный машиностроитель РФ, лауреат премии имени Черепановых. В его научном арсенале – шесть изобретений, десятки публикаций и методических разработок, которыми пользуются студенты высших технических учебных заведений.

    – Работа у нашего коллектива всегда была разнообразной. Приходилось много трудиться, чтобы совершенствоваться в создании новых технологий и оборудования, – говорит Владимир Павлович. – Но это и стало в моей жизни главным.

Раиса КОЛЕСНИКОВА.

    Фото Людмилы Ивановой

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 21.11.2014, №45.

 

Главная страница