"Малая земля Вагонки"

    В 1948 году коллектив Сергея Королева разработал первую управляемую баллистическую ракету Р-1 с дальностью 270 км, в которой в качестве топлива использовались жидкий кислород и спирт. В 1950-м после испытаний она была принята на вооружение. В то же время создаются геофизические ракеты Р-1Б, Р-1В, Р-1Е и другие. С их помощью проводятся исследования верхних слоев атмосферы до высот 100 км. Потребовались в огромном количестве жидкий кислород и средства для его транспортировки и заправки – железнодорожные цистерны, а их в Советском Союзе не выпускали.

* * *

    Декабрь 1950 года. Министерство транспортного машиностроения СССР решает организовать производство железнодорожных цистерн для перевозки нескольких видов стратегических грузов (в том числе жидкого кислорода). Заводы-претенденты: Алтайский вагоностроительный и Уралвагонзавод. Алтайский так и не смог справиться с порученным заданием. На УВЗ работа кипела круглосуточно. В 1953 году в цехе 360 был создан участок для производства цистерн 21Н1. Для проведения надзора за ее изготовлением была организована группа во главе с Мефодием Веремьевым. Азы техники низких температур им приходилось познавать из немногочисленных и остродефицитных переводных источников.

* * *

    В начале второго полугодия 1953 года опытные образцы цистерны 21Н1 с жидким кислородом прошли государственные испытания. В 1954 году был сдан в эксплуатацию специализированный сборочный корпус 200 из четырех пролетов: отделений 210 и 220, испытательной станции и построенного ранее цеха 52, ставшего отделением 230. В том же году изготовили и отправили заказчикам 135 цистерн 21Н1. Проблема доставки жидкого кислорода и заправки им баков ракет Р-1 и Р-2 была решена. Это первые шаги становления нижнетагильского криогенного производства, размещенного на юго-западной окраине Уралвагонзавода и с чьей-то легкой руки названного "Малой землей Вагонки".

* * *

    12 апреля 1961 года произошло событие, которое останется в памяти всех последующих поколений людей – Юрий Гагарин совершил первый в истории полет в космос. Он стал возможен только благодаря самоотверженной работе советских ученых и инженеров. Полет в космос Юрия Гагарина был совершен на корабле "Восток" при помощи ракеты-носителя с тремя ступенями. Уралкриомаш разработал, изготовил и поставил на Байконур системы, осуществлявшие заправку жидким кислородом данную ракету-носитель. Первый полет Гагарина в космос был совершен в условиях жесткого противостояния СССР и США. Он подтвердил превосходство советской науки и техники, продемонстрировав тем самым могущество Советского Союза. Полет "Востока" – толчок к развитию множества научных и технических отраслей, который был воспринят мировой общественностью как величайшее свершение в человеческой истории.

* * *

    Начало XXI века. Правительство России принимает решение о строительстве нового космодрома "Восточный", создается Федеральная целевая программа "Развитие российских космодромов на 2006 – 2015 годы". Уже к 2015 году на площадях будущего космодрома планируют построить две стартовых площадки для ракет "Союз-2", а к 2018-му – стартовый комплекс для ракет тяжелого класса "Ангара-5" (с пилотируемыми космическими кораблями). Участвовать в создании данных стартовых комплексов было поручено корпорации "Уралвагонзавод", в частности, Уралкриомашу. На тагильское предприятие, как и несколько десятилетий назад, Роскосмос возлагает большие надежды.

Екатерина ЕВЛАШИНА.

Литература: Газета "Машиностроитель" от 26.09.2014, №37.

 

Главная страница