Уральское конструкторское бюро вагоностроения – традиции и инновации

Уральское конструкторское бюро вагоностроения    10 мая 1935 года приказом директора УВЗ Г.З. Павлоцкого был организован конструкторский отдел, в состав которого вошли конструкторское бюро, экспериментальный цех, научно-исследовательская группа и техническая библиотека. Первым начальником, главным конструктором, был назначен Дмитрий Николаевич Лоренцо, бывший заместитель главного инженера Уралвагонстроя.

    На протяжении ряда десятилетий отдел главного конструктора являлся флагманом отечественного вагоностроения.

    Да и после распада СССР отдел главного конструктора по вагоностроению оставался головным и единственным разработчиком самых ответственных изделий вагоностроения в государствах бывшего Союза. Ни один из вагоностроительных заводов и заводов министерств путей сообщения стран СНГ и Украины не имели права без разрешения отдела вносить по производственным условиям какие–либо изменения в конструкцию тележек и автосцепных устройств.

    Все нормы проектирования, государственные и отраслевые стандарты по грузовому вагоностроению разрабатывались при непосредственном участии конструкторского отдела.

    Свыше 50 предприятий как в России, так и в странах ближнего зарубежья используют результаты работ УКБВ. По конструкторской документации, разработанной УКБВ, на лицензионной основе производят свою продукцию европейские и азиатские предприятия, и даже такой известный мировой производитель в отрасли вагоностроения, как Amsted Rail Inc. (США).

    Новизна и высокий технический уровень разработок наших конструкторов постоянно подтверждается выдачей патентов на изобретения и полезные модели, используемые в производстве грузовых вагонов.

    2 февраля 1994 года отделу главного конструктора с целью придания приоритетного статуса было присвоено наименование "Уральское конструкторское бюро вагоностроения".

    С 1 апреля 2013 года на базе УКБВ было создано ООО "УКБВ", являющееся правопреемником УКБВ.

    Оценивая работу нашей организации за год, мы можем подтвердить правильность этого решения. Только в прошлом году запущено 22 проекта НИОКР, поставлено на производство 5 моделей вагонов. Работа на перспективу, выполнение задач уровня "ноу–хау", сотрудничество с ведущими институтами и проектными организациями составляют сегодня деятельность УКБВ.

    Самые последние разработки ООО "УКБВ" были представлены на IV международном салоне EXPO 1520, который проходил в сентябре 2013 г. в подмосковном городе Щербинка.

    ООО "УКБВ" является разработчиком самых ответственных изделий вагоностроения, от надежности работы которых зависит безопасность на железнодорожном транспорте – различных конструкций тележек и автосцепных устройств для всех типов грузовых магистральных вагонов и большинства вагонов промышленного транспорта, различных типов полувагонов, нескольких видов грузовых вагонов и цистерн, в том числе цистерн для нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов, а также цистерн для вязких нефтепродуктов и для перевозки агрессивных жидкостей.

    Осваивается производство вагонов нового поколения с улучшенными технико-экономическими показателями и повышенной эксплуатационной надежностью.

    Создание новых вагонов невозможно без наличия тележек повышенной грузоподъемности. Тележка модели 18–194–1 предназначена для подкатки под грузовые вагоны с осевыми нагрузками до 25 тс от оси на рельсы. Основными системными принципами, заложенными при создании тележки, были повышение безопасности движения, обеспечение хороших ходовых качеств и низкой стоимости жизненного цикла за счет увеличения межремонтных пробегов.

    Полувагон модели 12–196–02 разработки ООО "УКБВ" с повышенной грузоподъемностью и увеличенным объемом кузова на 6 м3 , является одним из первых серийных универсальных полувагонов нового поколения на тележках модели 18–194–1 с осевой нагрузкой 25,0 тс/ось. Сегодня производство этого полувагона освоено на ОАО "НПК Уралвагонзавод".

    Железнодорожники высоко оценили новый весоповерочный вагон, спроектированный в КБ по заказу ОАО "РЖД". Он предназначен для поверки вагонных весов и может применяться на транспорте, предприятиях промышленности, торговли и сельского хозяйства, эксплуатирующих большегрузные весы.

    В условиях конкурентной борьбы требуются новые подходы и нетрадиционные технические решения в конструкциях вагонов.

    Ярким примером такого подхода является создание инновационного вагона–хоппера модели 19–5167 с кузовом из композиционного материала.

    Композитные материалы, привычные для авиации и космоса, для железнодорожной отрасли являются нововведением. Срок службы данного вагона на 6 лет больше, чем у его цельнометаллического аналога.

    Представив данный проект на международный конкурс, корпорация ОАО "НПК Уралвагонзавод" удостоилась престижной международной премии JEC Awards за достижения в области композиционных технологий, материалов и конструкций.

    Современное проектирование невозможно без компьютерной техники, приобретенные инженерные программы позволяют уже на стадии проектирования определять возможности создаваемой конструкции. Так, расчет прочности усиленной боковой рамы позволяет инженерам с высокой степенью точности предопределить результаты испытаний. И это подтверждается в ходе проверки узлов и вагонов на динамические, статические, ударные нагрузки.

    ООО "УКБВ" располагает мощным испытательным центром, позволяющим экспериментально подтверждать прочность и надежность создаваемых вагонов.

    Работа на результат требует эффективного управления. В настоящее время на ООО "УКБВ" внедрен проектный принцип, реализуются 25 проектов, в том числе четыре по научно-исследовательским работам, четыре по модернизации серийной продукции. Ответственными за осуществление назначены шесть руководителей проектов.

    В планах КБ на 2014 г. планируется получить 22 сертификата, в том числе 14 – на новые объекты.

    Сегодня создан коллектив единомышленников, команда молодых и опытных специалистов. Мы видим перспективу новых разработок, а это значит, что ОАО "НПК Уралвагонзавод", наш главный заказчик, сохранит и укрепит свою позицию ведущего вагоностроительного предприятия России.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 03.04.2014.

 

Главная страница