Профессия – полиграфист

Отделу полиграфии и технической документации УВЗ – 80 лет

    За 80 лет в типографии сменилось не одно поколение работников. На смену опытным кадрам приходили новые, которые в свою очередь становились наставниками молодежи. Многие сотрудники типографии посвятили делу, ставшему любимым, всю жизнь.

    Отдел полиграфии и технической документации (63) отмечает 80-летний юбилей. Сегодня этот творческий коллектив обеспечивает завод необходимой полиграфической продукцией, создает и поддерживает имидж всей корпорации. В 2011 году состав отдела расширился до девяти структурных подразделений: типография, фотолаборатория, бюро хранения и обращения технической документации, бюро корпоративного дизайна и визуализации, бюро электронных презентаций, бюро промышленного дизайна, участок художественно-оформительских работ, служба механика-энергетика и хозяйственная служба.

Типография

    Это структурное подразделение, на основе которого в дальнейшем и был образован отдел. История типографии началась еще в 30-е годы XX века. В 1931 году по решению окружного полиграфтреста в Нижний Тагил из Москвы прибыла литературная группа "Штурм" с целью организовать многотиражную газету. Первый номер "Уралвагонстроя" вышел 3 марта 1932 года. Со времен Великой Отечественной войны типография обеспечивает завод всей необходимой технико-эксплуатационной и товаросопроводительной продукцией. В сентябре 1989 года она в составе отдела 63 переехала на новые площади АБК-650. С этого года систематически росли производственные мощности, расширялся ассортимент выпускаемой продукции.

    Сегодня типография производит широкий спектр полиграфической продукции для нужд корпорации и социальных объектов предприятия. За год здесь выпускается более миллиона разнообразных бланков, выполняются заказы структурных подразделений предприятия.

    Начинается производственный процесс с порезки. Процесс загрузки, выравнивания, резки и выгрузки материалов полностью автоматизирован.

    Оформленный в типографии заказ поступает на участок компьютерного набора, где осуществляется электронный набор и верстка документа, вносится корректорская правка. Печать заказов тиражом до двух тысяч экземпляров осуществляется на копировально-множительном участке. На ризографе печатают заказы тиражом до трех тысяч экземпляров, а многотиражные заказы поступают на участок офсетной печати.

    В 2013 году участок полиграфии был обеспечен новейшим оборудованием – печатной машиной Xerox 770, на которой печатают корпоративные грамоты, рекламные листовки и буклеты, афиши, календари, приглашения, открытки, визитки, разработанные дизайнерами бюро корпоративного дизайна и визуализации.

    Заключительным этапом типографского производства является переплетный участок, который отвечает за полную послепечатную обработку продукции: от сколачивания и фальцовки листов до изготовления готового изделия. На станке горячего тиснения осуществляются работы по нанесению логотипа УВЗ специальной фольгой на папки, открытки, приглашения. В типографии освоен трудоемкий процесс создания удостоверений в твердой обложке с тиснением фольгой. Эта продукция, как правило, штучная, а уникальна она тем, что имеет несколько степеней защиты, изготавливается вручную.

    Книги, справочники, журналы, талоны – все это творческая слаженная работа одного дружного коллектива.

    Трудно сегодня представить уралвагонзаводца, который не знаком с продукцией отдела полиграфии и технической документации. Ни одна деталь, ни один технологический процесс не могут обходиться без сопроводительных документов.

Из переплетчиков – в печатники

    – В юности я хотел поступать в ремесленное училище на сварщика, – рассказывает ветеран отдела 63 Станислав Набиев. – К сожалению, не взяли – я инвалид с детства. 5 мая 1957 года я пришел работать в типографию и почти семь лет проработал в переплетном участке, но мне больше нравилась работа печатника. Начальник отдела Леонтий Куликов сказал: "Принесешь справку, что тебе по состоянию здоровья можно работать, тогда переведу в печатники". Так, с 1962 года я трудился в типографии печатником. Мы печатали бланки, справки, а по ночам – газету "Машиностроитель". Норма была – 8 тысяч листов в смену. Наборщики набирали форму, затем печатники ставили ее в раму, заправляли бумагу и запускали машину. Работали на машине "Пионер", которую в 1935 году помог получить сам Серго Орджоникидзе. В новом здании печатали уже на новом оборудовании – стоп-цилиндровой машине высокой печати 2ПС. Скорость печати была больше, я никак не мог приноровиться. Потом съездил в Невьянск, посмотрел, как там в типографии работают, и наловчился. Несколько лет был бригадиром печатников, помогал в "резалке", "переплетке". При мне в типографии работали всего пять мужчин, остальные – женщины.

Бюро хранения и обращения технической документации

    В бюро поступают заказы на копии чертежей от цехов и отделов. Здесь находится вся архивная и новейшая проектная документация (свыше двух млн листов), есть чертежи, которые хранятся в единственном экземпляре.

    В светокопии осуществляют размножение технической документации, чертежей различных форматов, производят распечатку с электронных носителей, а также выполняют услуги по сканированию монохромных и полноцветных чертежей, схем и графиков форматов от А4 до А0.

    Раньше была очень громоздкая светокопировальная машина, заправляли аппарат аммиаком в противогазах, вручную заматывали рулоны. Сегодня современное светокопировальное оборудование позволяет нажатием комбинации кнопок выставлять необходимое количество копий, переключаться на необходимый формат рулона, увеличивать/уменьшать изображение, складывать и комплектовать готовые копии чертежей.

Вдвоем – на РЭМе

    27 лет проработала в типографии оператором копировальных и множительных машин Анна Волкова. – Я пришла в типографию в 1970-х годах, – вспоминает ветеран. – Делала копии чертежей на кальку. Нас тогда на участке светокопии трудилось 15 человек. Работы было много, весь завод к нам шел. С уверенностью могу сказать, что у меня были замечательные учителя. Это мастер Серафима Коротченкова, оператор Татьяна Сергеева, с которой я все годы проработала рядом. Мы вдвоем делали копии на РЭМе – был такой копировальный аппарат, очень сложный. Я запускала чертеж в машину, а Татьяна принимала его и следила за качеством печати. В последние годы я делала копии уже на новой машине. Работать стало легче, снизилась трудоемкость, качество печати было высокое. В 2005 году ушла на заслуженный отдых. Мне здесь нравилось, всегда был интерес и желание работать.

    От ручного набора до металлофото

    Было время, когда наборщики работали в две смены, вручную набирали и верстали газету, различные заводские бланки, давали размер, и сами набирали и верстали, сами определяли, как делать графы, чтобы был красивый набор. Приходилось выдвигать тяжелые деревянные кассы со шрифтами, вручную выкладывать 6-й, 8-й, 10-й шрифты. Работа была очень кропотливой, трудной, но интересной. Набираешь – и каждый день узнаешь что-то новое.

Лаборатория

    Здесь производятся все виды фотосъемки по заказам цехов.

Коллектив фотолаборатории. 1984 год

Коллектив фотолаборатории. 1984 год

    Одним из важных направлений работы лаборатории является изготовление по технологии металлофото информационных табличек для спецтехники и дорожно-строительной техники, а также липких аппликаций. Работники лаборатории изготавливают таблички (шильды) на разных языках.

    В 1970-х годах фотолаборатория, светокопия и центральный архив находились на площадях цеха 320 (сегодня здесь располагается заводская поликлиника). В конце 70-х для фотолаборатории выделили площади в цехе 310, а в 1989 году фотографы переехали на площади АБК-650 и воссоединились с типографией.

    Все фотографы были на полном цикле: сами получали химикаты, сами мешали, сами проявляли и печатали фотографии.

    Фотографировали новое производство, секретную документацию, делали репродукции с фотографий, снимали несчастные случаи, делали фотографии для Доски почета, на загранпаспорта. Ходили на испытания на полигон в Салку, куда выезжали танки, позже ездили на выставку вооружений. Работали на профсоюзных, партийных, комсомольских конференциях, причем нужно было все отснять, приехать в лабораторию, сделать фотографии, привезти обратно и отдать участникам конференции. Делали фотографии, репродукции со снимков военных лет, различные документы для заводского музея.

    Каждый из фотографов имел свою специализацию. Так, Тамара Фадейкина делала портреты для стендов у Центральной проходной и снимала людей в павильоне на Доску почета. Федор Комлик и Ольга Пермякова первыми начали заниматься цветной фотографией – это гораздо более сложные химикаты, трудности с получением нужного цвета. Екатерина Фунтикова занималась изготовлением репродукций. Ольга Пермякова делала фото по культуре производства: снимала красные уголки, рабочих в цехе за станком. Людмила Иванова, Маргарита Латыпова, Юрий Романенко работали по заказам цехов.

    Отдел 63 – особенный. Здесь собраны талантливые люди, профессионалы своего дела. 80 лет успешной деятельности – это показатель не просто отличной работы, это залог постоянного роста, продолжение долгого и успешного пути.

Марина КАРАЧЕВА

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 20.12.2013, №49.

 

Главная страница