Профессия – полиграфист
Отделу полиграфии и технической документации УВЗ – 80 лет
За 80 лет в типографии сменилось не одно поколение работников. На смену опытным кадрам приходили новые, которые в свою очередь становились наставниками молодежи. Многие сотрудники типографии посвятили делу, ставшему любимым, всю жизнь.
Отдел полиграфии и технической документации (63) отмечает 80-летний юбилей. Сегодня этот творческий коллектив обеспечивает завод необходимой полиграфической продукцией, создает и поддерживает имидж всей корпорации. В 2011 году состав отдела расширился до девяти структурных подразделений: типография, фотолаборатория, бюро хранения и обращения технической документации, бюро корпоративного дизайна и визуализации, бюро электронных презентаций, бюро промышленного дизайна, участок художественно-оформительских работ, служба механика-энергетика и хозяйственная служба.
Типография
Это структурное подразделение, на основе которого в дальнейшем и был образован отдел. История типографии началась еще в 30-е годы XX века. В 1931 году по решению окружного полиграфтреста в Нижний Тагил из Москвы прибыла литературная группа "Штурм" с целью организовать многотиражную газету. Первый номер "Уралвагонстроя" вышел 3 марта 1932 года. Со времен Великой Отечественной войны типография обеспечивает завод всей необходимой технико-эксплуатационной и товаросопроводительной продукцией. В сентябре 1989 года она в составе отдела 63 переехала на новые площади АБК-650. С этого года систематически росли производственные мощности, расширялся ассортимент выпускаемой продукции.
Сегодня типография производит широкий спектр полиграфической продукции для нужд корпорации и социальных объектов предприятия. За год здесь выпускается более миллиона разнообразных бланков, выполняются заказы структурных подразделений предприятия.
Начинается производственный процесс с порезки. Процесс загрузки, выравнивания, резки и выгрузки материалов полностью автоматизирован.
Оформленный в типографии заказ поступает на участок компьютерного набора, где осуществляется электронный набор и верстка документа, вносится корректорская правка. Печать заказов тиражом до двух тысяч экземпляров осуществляется на копировально-множительном участке. На ризографе печатают заказы тиражом до трех тысяч экземпляров, а многотиражные заказы поступают на участок офсетной печати.
В 2013 году участок полиграфии был обеспечен новейшим оборудованием – печатной машиной Xerox 770, на которой печатают корпоративные грамоты, рекламные листовки и буклеты, афиши, календари, приглашения, открытки, визитки, разработанные дизайнерами бюро корпоративного дизайна и визуализации.
Заключительным этапом типографского производства является переплетный участок, который отвечает за полную послепечатную обработку продукции: от сколачивания и фальцовки листов до изготовления готового изделия. На станке горячего тиснения осуществляются работы по нанесению логотипа УВЗ специальной фольгой на папки, открытки, приглашения. В типографии освоен трудоемкий процесс создания удостоверений в твердой обложке с тиснением фольгой. Эта продукция, как правило, штучная, а уникальна она тем, что имеет несколько степеней защиты, изготавливается вручную.
Книги, справочники, журналы, талоны – все это творческая слаженная работа одного дружного коллектива.
Трудно сегодня представить уралвагонзаводца, который не знаком с продукцией отдела полиграфии и технической документации. Ни одна деталь, ни один технологический процесс не могут обходиться без сопроводительных документов.
Из переплетчиков – в печатники
– В юности я хотел поступать в ремесленное училище на сварщика, – рассказывает ветеран отдела 63 Станислав Набиев. – К сожалению, не взяли – я инвалид с детства. 5 мая 1957 года я пришел работать в типографию и почти семь лет проработал в переплетном участке, но мне больше нравилась работа печатника. Начальник отдела Леонтий Куликов сказал: "Принесешь справку, что тебе по состоянию здоровья можно работать, тогда переведу в печатники". Так, с 1962 года я трудился в типографии печатником. Мы печатали бланки, справки, а по ночам – газету "Машиностроитель". Норма была – 8 тысяч листов в смену. Наборщики набирали форму, затем печатники ставили ее в раму, заправляли бумагу и запускали машину. Работали на машине "Пионер", которую в 1935 году помог получить сам Серго Орджоникидзе. В новом здании печатали уже на новом оборудовании – стоп-цилиндровой машине высокой печати 2ПС. Скорость печати была больше, я никак не мог приноровиться. Потом съездил в Невьянск, посмотрел, как там в типографии работают, и наловчился. Несколько лет был бригадиром печатников, помогал в "резалке", "переплетке". При мне в типографии работали всего пять мужчин, остальные – женщины.
Бюро хранения и обращения технической документации
В бюро поступают заказы на копии чертежей от цехов и отделов. Здесь находится вся архивная и новейшая проектная документация (свыше двух млн листов), есть чертежи, которые хранятся в единственном экземпляре.
В светокопии осуществляют размножение технической документации, чертежей различных форматов, производят распечатку с электронных носителей, а также выполняют услуги по сканированию монохромных и полноцветных чертежей, схем и графиков форматов от А4 до А0.
Раньше была очень громоздкая светокопировальная машина, заправляли аппарат аммиаком в противогазах, вручную заматывали рулоны. Сегодня современное светокопировальное оборудование позволяет нажатием комбинации кнопок выставлять необходимое количество копий, переключаться на необходимый формат рулона, увеличивать/уменьшать изображение, складывать и комплектовать готовые копии чертежей.
Вдвоем – на РЭМе
27 лет проработала в типографии оператором копировальных и множительных машин Анна Волкова. – Я пришла в типографию в 1970-х годах, – вспоминает ветеран. – Делала копии чертежей на кальку. Нас тогда на участке светокопии трудилось 15 человек. Работы было много, весь завод к нам шел. С уверенностью могу сказать, что у меня были замечательные учителя. Это мастер Серафима Коротченкова, оператор Татьяна Сергеева, с которой я все годы проработала рядом. Мы вдвоем делали копии на РЭМе – был такой копировальный аппарат, очень сложный. Я запускала чертеж в машину, а Татьяна принимала его и следила за качеством печати. В последние годы я делала копии уже на новой машине. Работать стало легче, снизилась трудоемкость, качество печати было высокое. В 2005 году ушла на заслуженный отдых. Мне здесь нравилось, всегда был интерес и желание работать.
От ручного набора до металлофото
Было время, когда наборщики работали в две смены, вручную набирали и верстали газету, различные заводские бланки, давали размер, и сами набирали и верстали, сами определяли, как делать графы, чтобы был красивый набор. Приходилось выдвигать тяжелые деревянные кассы со шрифтами, вручную выкладывать 6-й, 8-й, 10-й шрифты. Работа была очень кропотливой, трудной, но интересной. Набираешь – и каждый день узнаешь что-то новое.
Лаборатория
Здесь производятся все виды фотосъемки по заказам цехов.
Коллектив фотолаборатории. 1984 год
Одним из важных направлений работы лаборатории является изготовление по технологии металлофото информационных табличек для спецтехники и дорожно-строительной техники, а также липких аппликаций. Работники лаборатории изготавливают таблички (шильды) на разных языках.
В 1970-х годах фотолаборатория, светокопия и центральный архив находились на площадях цеха 320 (сегодня здесь располагается заводская поликлиника). В конце 70-х для фотолаборатории выделили площади в цехе 310, а в 1989 году фотографы переехали на площади АБК-650 и воссоединились с типографией.
Все фотографы были на полном цикле: сами получали химикаты, сами мешали, сами проявляли и печатали фотографии.
Фотографировали новое производство, секретную документацию, делали репродукции с фотографий, снимали несчастные случаи, делали фотографии для Доски почета, на загранпаспорта. Ходили на испытания на полигон в Салку, куда выезжали танки, позже ездили на выставку вооружений. Работали на профсоюзных, партийных, комсомольских конференциях, причем нужно было все отснять, приехать в лабораторию, сделать фотографии, привезти обратно и отдать участникам конференции. Делали фотографии, репродукции со снимков военных лет, различные документы для заводского музея.
Каждый из фотографов имел свою специализацию. Так, Тамара Фадейкина делала портреты для стендов у Центральной проходной и снимала людей в павильоне на Доску почета. Федор Комлик и Ольга Пермякова первыми начали заниматься цветной фотографией – это гораздо более сложные химикаты, трудности с получением нужного цвета. Екатерина Фунтикова занималась изготовлением репродукций. Ольга Пермякова делала фото по культуре производства: снимала красные уголки, рабочих в цехе за станком. Людмила Иванова, Маргарита Латыпова, Юрий Романенко работали по заказам цехов.
Отдел 63 – особенный. Здесь собраны талантливые люди, профессионалы своего дела. 80 лет успешной деятельности – это показатель не просто отличной работы, это залог постоянного роста, продолжение долгого и успешного пути.
Марина КАРАЧЕВА
Литература: Газета "Машиностроитель" от 20.12.2013, №49.