Главный застройщик Вагонки

    Неразрывно с историей Вагонки связана история треста № 88, бывшего "Уралмашстрой" или просто УМС.

    Придавая особое значение созданию мощностей для производства большегрузных вагонов, нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе июне 1932 года подписал приказ №413, по которому из состава "Тагилкомбинатстроя" в самостоятельную организацию выделялся трест "Уралвагонстрой", что позволило поднять темп строительства вагоногиганта, создать необходимую базу стройиндустрии треста.

    Начало было трудным. На стройке тогда работало до 15 тысяч человек, но организация труда была слабой. Не хватало строительных механизмов, транспорта, электроэнергии, стройматериалов и даже воды. Условия жизни самих строителей были не из легких.

    Все это и стало причиной того, что за два года (1931–1932) на "Уралвагонстрое" поменялись два первых руководителя, а 23 июня 1933 года начальником треста был назначен Л.М. Марьясин. Он проработал в этой должности до 1937 года, в самый тяжелый и напряженный период становления строительства. Главным инженером был назначен Г.К. Дмитриев.

    С приходом новых руководителей строительство приобрело организованный характер, были созданы и укреплены участки по направлениям работ, каждый из которых обзавелся обширным хозяйством: опалубочным, арматурными дворами, бетонно-растворными узлами и даже конным транспортом. Появились новшества в технологии производства строительных работ, диспетчеризация в управлении подразделениями, способствующая более оперативному вмешательству в процесс строительства. И самое главное, изменился подход – строить цеха, сдавать и запускать их в работу, не ожидая окончания строительства всего завода.

    На буро-взрывных работах по закладке фундаментов цехов большую помощь оказали опытные работники Высокогорского рудоуправления. Вспоминает знатный бурильщик Высокогорского железного рудника Долженков: "...покатили на Вагонстрой. Ехали час. Прибыли. По словам Иванова, мне оставалось два часа, чтобы разбурить и зарядить скважины. Я смотрю, напротив цеха колес Гриффина выкапывают большой котлован для цеха тяжелого литья. Метров 120 длиной, 60 шириной, в глубину метров 20. Сначала-то у них метров на 10 глина шла, а ниже оказались тальковые породы большой крепости, цветом – серые. В этом котловане масса людей кайлами, клиньями, кувалдами, лопатами и ломами колола породу и собирала ее в груду. На борту стояли два экскаватора. Экскаватор "Даргляйн" вроде скрепера поддевал породу из груды и сваливал повыше в другую груду для "Менка". А "Менк" в свою очередь ложил ее в площадки-вагоны для вывозки на отвал. Мне ихние прорабы потом рассказывали, что Орджоникидзе, увидя такую оказию, будто бы сказал так:

    - Это что за работа, чтобы такой тьмой людей работать и не мочь загрузить двух экскаваторов. Экскаваторы раз зачерпнут – и делать нечего. Ведь тут сразу бросается в глаза, что нужно применять взрывные работы, ручную же силу нужно на другом использовать...

    ...Взрыва в темноте видно не было. Когда включили свет, мы с Сандригайло первыми подбежали к забою. Видим, выдрало все до самого дна. Орджоникидзе подошел со всей группой, осмотрел результаты взрыва. Я стоял в стороне и не слыхал, что он говорил окружающим. Верно, немало он их корил. Ведь надо было самому наркому указать им, чтобы они поняли. И он своего добился".

    Выделение "Уралвагонстроя" позволило начать создавать свою производственную базу. Были построены: завод ЖБИ, цех металлоконструкций, щебеночный карьер, песчаный карьер на Басьяновке, строились лесопильный и столярные цехи. По приказу наркома тяжелой промышленности на стройку было выделено 200 самосвалов "ЯГ-4" и "ЯС-1", это были самые мощные большегрузные самосвалы в СССР грузоподъемностью в 5 тонн. В 1935 году автотранспортное хозяйство становится одним из крупных и насчитывает около 500 единиц.

    Все эти мероприятия позволили поднять темпы работ на строительстве Уралвагонзавода, и уже в конце 1933 – начале 1934 года практически было начато строительство всех основных объектов завода, а 1935-1936 годы стали самыми ударными по сдаче объектов в эксплуатацию – цехи вводились в строй один за другим.

    Такие темпы строительства давались непросто. Кроме энтузиазма и самоотверженного труда тысяч строителей, которые, не считаясь со временем и неустроенностью быта, стремились как можно скорее выполнить задание партии по пуску нового вагонного завода, большую роль играл творческий подход руководителей стройки и курирующих институтов во внедрении новшеств в технологию и организацию строительного процесса.

    Так, к примеру, темпы работ сдерживались необходимостью выполнения больших объемов монолитного бетонирования не только фундаментов, но и конструкций каркасов зданий. В зимний период работы резко замедлялись, так как требовалось утепление бетона, чтобы его не "заморозить", а в ряде случаев понижение температуры приводило к приостановке работ.

    Эта проблема была решена за счет применения впервые в стране в больших масштабах электропрогрева бетона в зимний период. По проектам, в конструкциях каркасов зданий было множество железобетонных изделий, которые ранее бетонировались на месте возведения объектов. Было принято решение: готовить железобетонные конструкции на специальном открытом полигоне. Для подогрева исходных материалов использовали паровоз, паром которого производили разогрев песка, щебня, воды и т. п. На плацу изготовливали и укладывали деревянную опалубку (формы) по конфигурации изделий, закладывали и сваривали арматуру и с помощью специально устроенных передвижных бетономешалок заливали бетон в формы, затем подключали электропрогрев. Изделия, еще не набравшие необходимую прочность, чтобы не повредить, перевозили к месту монтажа на специальных санях по устроенной ледяной дороге. Эти новшества несколько ускорили работы по строительству в зимний период.

    Примером ускоренных темпов строительства может служить вагоносборочный корпус – самое крупное в то время на заводе здание из шести 18-метровых пролетов длиной 843 метра. 23 сентября 1934 года был уложен первый бетон в фундаменты, a 11 октября 1936 года на конвейере были собраны первые вагоны. Хотя в 1936 году наркоматом тяжелой промышленности Уралвагонзавод был принят в число действующих предприятий, до завершения его проектной мощности еще оставалось много работ, которые планировалось закончить в 1942 году.

    Уже с января 1941 года в тресте стал ужесточаться контроль за работой автотранспорта, началась борьба за экономию топлива. Для этого на лесопунктах создавали пункты для заготовки чурок, а ряд машин и тракторов переоборудовали в газогенераторные. Также была перестроена учебно-курсовая сеть массово-технического обучения рабочих (стахановские школы), все инженерно-технические работники треста были обязаны были включиться в эту работу как консультанты и преподаватели.

    Приказом №222 от 22 июня 1941 года управляющий трестом УМС Н. С. Бобков перевел работу на 10-часовой рабочий день "в связи с недостатком рабочей силы на площадке Уралвагонзавода". Осенью 1941 года произошло слияние УМС с ОСМЧ (особой строительно-монтажной частью) № 66, которую возглавлял Ф. И. Исаев. В ноябре был создан военно-учебный пункт для обязательного военного обучения призывников 1896-1923 годов рождения. Занятия проводились по понедельникам, средам, пятницам, с 21 до 23 часов.

    Начальник ВУПа Г.К. Дедюля и комиссар А.Д. Денисов обязаны были всех не посещающих занятия без уважительной причины привлекать к ответственности через горвоенкомат по законам военного времени. В связи с приказом Нижнетагильского объединенного военкомата ВУП треста в феврале организовал программные стрельбы и лыжные походы на 10, 15 и 25 километров. В канун 23 февраля 1942 года ряд инструкторов и командиров получили денежные премии и благодарность за хорошую военно-политическую подготовку.

    С 17 ноября 1941 года на казарменное положение были переведены ИТР ОСМЧ № 66. В соответствующем приказе отмечалось, что правительственное задание по реконструкции цехов УВЗ за октябрь было сорвано; говорилось, что командный состав стройки не уяснил себе, что он является частью военизированной организации, ведет работу, от исхода которой зависит ход обороны страны, и что за срыв этой работы каждый будет нести ответственность. Титаническими усилиями до конца 1941 года удалось ввести в строй черновой склад, кислородную станцию № 2, механосборочные цеха № 1, 2, 3 на УВЗ, Фенольный, прессовый, обрабатывающий, механический цеха, термическое отделение, кузницу, наружный водопровод на Торфохимзаводе.

    Всеобъемлющим планом создания танкового производства в Нижнем Тагиле для ОСМУ-66 ("Уралмашстрой"), стал приказ наркомов танковой промышленности В. А. Малышева и строительной промышленности С.З. Гинзбурга, составленный и подписанный на заводе 3.12.1941 г. Он ставил задачу тресту – направить все усилия на возведение цехов бронедеталей, сборочно-сдаточных цехов и переоснащение металлургических подразделений. Устанавливалась четкая очередность пуска объектов так, чтобы наращивание мощности происходило во всех подразделениях. Сроки были установлены жесточайшие – все первоочередные мероприятия на производство танков должны были завершиться к середине января 1942 года. Устанавливалась персональная ответственность по каждому из объектов. Руководители УМС были предупреждены о том, что "невыполнение строительно-монтажных работ в сроки, предусмотренные настоящим приказам, будет рассматриваться как срыв важнейшего оборонного задания, и виновные в срыве будут переданы суду по законам военного времени".

    Где кнут, там и пряник. Современная сдача поощрялась солидными премиями. Задание ГКО было выполнено в срок. Уже 4 апреля 1942 года начальник Особой строительно-монтажной части "Уралмашстрой" Ф. И. Исаев, главный инженер П.П. Жданов и многие другие работники были премированы "за успешное выполнение заданий по строительству объектов танковой промышленности".

    Форсированное строительство промышленных объектов сдвинуло на второй план строительство жилья для эвакуированных рабочих. Но наступившая суровая уральская зима настоятельно потребовала решить эту проблему...

    Согласно тому же совместному приказу наркомов танковой промышленности и по строительству от 3 декабря 1941 года постановили сдавать ежедневно по 5 бараков до 15 декабря и по 6 бараков - с 15 декабря, под личную ответственность главного инженера ОСМЧ № 66 П. П. Жданова и начальника 2-го стройуправления Тимашева. В течение января 1942 года продолжалось устранение строительных недоделок в кузнечном цехе 183-го завода, ряд руководящих работников за выполнение плана IV квартала 1941 года получили премии в размере 1000 рублей. Предприятию вновь вернули прежнее название ОСМЧ "Уралмашстрой".

Большим подспорьем в борьбе с голодом была заготовка грибов, ягод...

Большим подспорьем в борьбе с голодом была заготовка грибов, ягод...

    С апреля 1942 года приказом директора завода № 183 Зальцмана ОСМ "Уралмашстрой", как генеральная подрядная организация, была переведена на снабжение и питание в управление рабочего снабжения завода. Этот шаг позволил улучшить питание рабочих строительных колонн треста. Несколько ранее при самом тресте был организован швейный комбинат для пошива и ремонта спецодежды, спальных принадлежностей, обуви. Для проведения децентрализованных заготовок в Гаринский, Таборинский, Тавдинский районы области отправлялись необходимая техника и люди. Оттуда к осени 1942 года планировалось получить 560 тонн рыбы, 700 тонн ягод, 100 тонн мяса. В подсобном хозяйстве треста продолжались работы по освоению овощного участка в урочище реки Иса. Проделано было немало, одних пней пришлось подорвать взрывчаткой до 10 тысяч штук, мастерские треста изготовили плуги, сеялки, водовозные бочки. Был получен посевной материал. Не забыли поощрить отличившихся работников подсобного хозяйства: агротехник Головкин, свинари Трофимов и Дручек были премированы месячным окладом и отрезами на летние костюмы, работники теплиц Гладкова и Непочатых - окладом и отрезами на платье.

    Переломить ситуацию с питанием рабочих треста было необходимо потому, что Зальцман, прибывший на завод для увеличения выпуска танков (в чем он лично поклялся И. В. Сталину), требовал незамедлительного пуска машины "Бетлехем". Работа этой машины значительно увеличивала выпуск броневого листа для танка Т-34.

    За успешное выполнение заданий по строительству объектов танковой промышленности приказом наркомов В.А. Малышева и С.3. Гинзбурга начальник ОСМЧ-УМС Федор Иванович Исаев и главный инженер Пантелеймон Петрович Жданов были премированы в размере двухмесячного оклада. 22 июня 1942 года новый директор завода Ю. Е. Максарев принимал от строителей мартеновскую печь №6.

    Январь 1943 года принес некоторые послабления, кроме Нового года, нерабочими днями были оставлены 9 января, в память событий 1905 года, и 22 января – день памяти В.И. Ленина. Из трудовых будней января 1943 года наиболее значительным событием был пуск смесительной установки для производства цемента.

    С марта 1943 года началась подготовка изделий для межрайонной ярмарки. Цель была простая - стимулировать колхозы на поиск резервов продуктов питания. Предприятия УМСа изготавливали широкий ассортимент нужной людям продукции – топоры, вилы, тяпки, бороны, молотки, подковы, чайники, бидоны, корыта, лопаты, котелки, кружки, напильники, столы, кадки, бочки, шкафы, тумбочки, кровати и т. п. Эти необходимые изделия должны были скрасить быт людей, хотя бы частично ликвидировать дефицит самых простых предметов домашнего обихода. Объемы их производства были весьма значительные, в тысячах штук. Снабженцы треста также должны были выявлять излишки товаров и неликвиды, подлежащие продаже. К ярмарке был выстроен нарядный павильон.

    В праздник 8 Марта несколько десятков женщин-работниц треста получили благодарность и денежные премии от 150 до 250 рублей. Продолжало укрепляться подсобное хозяйство треста. В виду того, что все резервы земли в Нижнем Тагиле были исчерпаны, решили развивать его на Басьяновке: только там было засажено картофелем 20, капустой 8, турнепсом 4 га. Дополнительно возвели 25 парников под огурцы, птичник на 200 птиц, свинарник на 100 голов и коровник на 10 голов. С уже имевшимися площадями это позволяло тресту уверенно смотреть в 1944 год, проблема голода была в целом решена.

    К апрелю 1943 года коллектив УМСа заканчивал работы по цеху обрезинивания катков для танков Т-34 на заводе № 183, по дорожному строительству, по котлу № 5, по жилищному строительству, цеху углекислоты на заводе № 767. В Невьянске заканчивался монтаж турбогенератора на цементном заводе, ускорились работы по механо-сборочному цеху завода № 185 в г. Кизеле и Мелкоозеровской гидроэлектростанции в Алапаевске. Коллектив уверенно решал самые сложные задачи военного времени.

    С 14 июля 1943 года началось строительство танкодрома. Начальником строительства был назначен заместитель главного инженера ОСМЧ-УМС Мягков. Необходимо было построить дорогу от пикета № 12 до танкодрома. Поскольку техники было крайне мало, для строителей изготовили 4000 лопат, 1000 топоров, 800 мотыг, 1000 тачек. Правда, по мере завершения строительства на других объектах на строительство танкодрома перебрасывались экскаваторы типа "Костромич" и "Лорайн", трактора и автомашины. 6 ноября 1943 года рабочие "Уралмашстроя" смонтировали крупнейший котлоагрегат, тем самым, увеличив мощность ТЭЦ завода № 183 на 50%.

    За проявленную инициативу – использование танков, идущих на пробную обкатку, для разгрузки с платформ, транспортировки и укладки в полы цеха № 730 броневых плит – прораб треста В.Н. Солярский был поощрен премией в размере 300 рублей. Полностью были подготовлены к зиме поселки ТЭЦ, Валегин Бор, Центральный, Военный городок. Отремонтировано 270 квартир фронтовиков, 185 комнат стахановцев. Обеспечены на зимний период топливом детсад, дом сирот, детская и туберкулезная поликлиники. Рабочих общежитий полностью обеспечили бельем.

    С 15 августа произошло расширение школы ФЗО на 300 человек. "Уралмашстрой" подготовил все для приема новых учеников. Меньше нареканий стало на работу столовых. За 10 месяцев 1943 года лучшей была признана работа столовой № 11 (директор Аникеева). Коллективу вручили Переходящее Красное Знамя и премию в размере 1500 рублей, отличившимся сотрудникам столовой выделили 5 отрезов шелка, 4 пары чулок, 10 пар носков, 25 кусков мыла, 25 флаконов духов, 5 талонов на масло, 20 талонов на водку.

    С сентября 1944 года решением общего собрания треста была принята резолюция по вопросу социалистического соревнования, посвященного 27-й годовщине Октябрьской революции. Руководство и партийно-общественные организации треста призвали весь коллектив ОСМЧ:

    1. Включиться в предоктябрьское социалистическое соревнование со стопроцентным охватом всех членов коллективов.

    2. Разработать мероприятия и принять конкретные обязательства по примеру коллектива Московского завода имени Сталина.

    Руководство "Уралмашстроя" выразило уверенность, что все работники треста своей стахановской вахтой сентября-октября 1944 года добьются новых успехов в труде.

    Для успешного выполнения данной программы в течение двух месяцев необходимо было закончить третью нитку водовода, дорогу УВЗ – Нижний Тагил, цех смол и пресспорошков, брусковый дом на Красном Бору, каркасно-засыпной дом № 3, реечную и разметочную, главный корпус ЗМК, углеподсушку ТЭЦ, вторую нитку водовода цеха 595, газопровод в цех 595 и 740; завершить монтаж узлов главного водовода, металлоконструкций для склада ЗМК и эстакады "Романовка" и многое другое. В случае срыва строительства, как предупредил начальник ОСМЧ "Уралмашстрой" Красильников, виновных грозили привлечь к суровой ответственности по законам военного времени.

    Близился конец войны. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года значительно улучшилось положение беременных женщин, кормящих и многодетных матерей. Кроме указанных в указе мер, трест за счет децентрализованных заготовок, начиная с шестого месяца беременности и заканчивая четвертым месяцем кормления, дополнительно получали: масла - 0,5 кг, мяса/рыбы – 2 кг, молока – 5 л, овощей - 8 кг. Также обеспечивалась своевременная выдача комплекта для новорожденных. Все беременные женщины и кормящие матери переводились на 8-часовой рабочий день исключительно в дневную смену. Всем им предоставлялось лечение в доме отдыха за счет тарифного отпуска, который приплюсовывался к декретному.

    Большое распространение в годы войны получило движение по совмещению рабочих профессий. Люди осваивали специальности товарищей, ушедших на фронт. В тресте особенно прославилась бригада Степана Григорьевича Кизима. Молодые рабочие совмещали профессии землекопа, бетонщика, плотника. Четыре тысячи строителей за годы войны были удостоены высоких наград. Степану Кизиму присвоили звание Заслуженного строителя РСФСР.

    Улучшилось питание рабочих на ударных объектах, они обеспечивались дополнительным питанием. На месяц им полагалось: мяса/рыбы – 3,53 кг, жиров – 770 гр., круп и макаронов – 3,2 кг, муки подболточной – 150 гр. Тем, кто перевыполнял норму, дополнительно выдавали ряд продуктов. Весной в качестве витаминов выдавали березовый сок, заменивший поднадоевший пихтовый отвар. Для примера: в день рабочий-шофер имел дополнительное трехразовое питание, в которое входило 150 гр рыбы, 400 гр картофеля и столько же овощей, 50 гр макаронов, 30 гр жиров, 5 гр муки подболточной.

    Весной 1945 года децентрализованные заготовки продолжили. Было заготовлено 15 тонн березового сока, 2 тонны подснежной клюквы, 20 тонн дикорастущей зелени. Планировалось заготовить 50 тонн грибов, 7 тонн ягод и 3 тонны кедровых орехов. Разрешалось заготовить в весеннем отстреле 1000 штук боровой и водоплавающей дичи, 400 килограммов мяса диких животных.

    Большой размах строительство приобрело в послевоенный период. В 1951 году приказом по Минтяжстрою СССР УМС был переименован в строительный трест № 88 Главсредуралстроя Минтяжстроя СССР. Коллектив предприятия постоянно наращивал объемы работ на строительстве и реконструкции Уралвагонзавода, росли мощности оборонного значения, в том числе и криогенной техники, расширялись производственные площади, был введен в эксплуатацию целый ряд крупных объектов.

    С развитием промышленности развивался и Дзержинский район (Вагонка). В итоге был построен замечательный город с населением свыше 130 тысяч человек.

    За послевоенный период трест возвел сотни тысяч квадратных метров жилья, 14 общеобразовательных школ, более 40 детских учреждений, больницу, широкоформатный кинотеатр "Россия", уникальный Дворец культуры УВЗ, плавательный бассейн, Ледовый дворец, проложил трамвайные пути, магистральные сети коммуникаций, автодороги и т. д. Благодаря труду строителей треста № 88, Дзержинский район по праву стал считаться наиболее благоустроенным районом Нижнего Тагила.

    12 августа 1966 года за успешное выполнение семилетнего плана предприятие наградили орденом Трудового Красного Знамени, орденами и медалями были отмечены 124 строителя.

Сергей ПУДОВКИН.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №22(117) от 27.06.2013; №23(118) от 04.07.2013.

 

Главная страница