Малая земля Вагонки
Первую управляемую баллистическую ракету Р-1 с дальностью 270 км коллектив Сергея Королева разработал в 1948 году, в которой в качестве топлива использовались жидкий кислород и спирт. В 1950-м году после испытаний она была принята на вооружение. в то же время создавались геофизические ракеты Р-1Б, Р-1В, Р-1Е и другие. С их помощью проводились исследования верхних слоев атмосферы до высот 100 км. Потребовались в огромном количестве жидкий кислород и средства для его транспортировки и заправки – железнодорожные цистерны, а их в советском союзе не выпускали.
***
Декабрь 1950 года. Министерство транспортного машиностроения СССР решает организовать производство железнодорожных цистерн для перевозки нескольких видов стратегических грузов (в том числе жидкого кислорода). Заводы-претенденты: Алтайский вагоностроительный и Уралвагонзавод. Алтайский так и не смог справиться с порученным заданием. На УВЗ работа кипела круглосуточно. В 1953 году в цехе 360 был создан участок для производства цистерн 21Н1. для проведения надзора за ее изготовлением была организована группа специалистов во главе с Мефодием Веремьевым. Азы техники низких температур им приходилось познавать из немногочисленных и остродефицитных переводных источников.
***
В начале второго полугодия 1953 года опытные образцы цистерны 21Н1 с жидким кислородом прошли государственные испытания. В 1954 году был сдан в эксплуатацию специализированный сборочный корпус 200 из четырех пролетов: отделений 210, 220, 230 и испытательной станции. В том же году изготовили и отправили заказчикам 135 цистерн 21Н1. Проблема доставки жидкого кислорода и заправки им баков ракет Р-1 и Р-2 была решена. Это первые шаги становления нижнетагильского криогенного производства, размещенного на юго-западной окраине Уралвагонзавода и с чьей-то легкой руки названного "Малой землей вагонки".
Литература: Газета "Машиностроитель" от 06.04.2012, №13.