Путешествие в прошлое

    В конце марта 2011 года ветераны Уралкриомаша посетили в историко-краеведческом музее новый отдел "Ступени в космос", посвященный родному предприятию.

    С душевным трепетом и волнением всматривались в лица наших коллег и руководителей, запечатленных на фотографиях. К сожалению, многих уже нет в живых, но их труд воплощен в изделиях новой криогенной технологии.

    Этот отдел музея возвращает нас к замечательным страницам истории космонавтики.

Часть экспозиции музея

Часть экспозиции музея

    Как известно, главный конструктор космических кораблей Сергей Павлович Королев заложил в нашей стране основы ракетно-космической техники, а затем обеспечивал ее интенсивное развитие.

    Гигантскую работу по ее созданию для освоения околоземного пространства нельзя было осилить без единомышленников, соратников.

    Был верным соратником С.П. Королева и тагильчанин Мефодий Николаевич Веремьев. С 1954-го по 1986 годы он возглавлял ОКБ-250. Награжденный орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Золотой медалью СП. Королева, орденом Ленина, он еще в 1957 году получил звание лауреата Ленинской премии. Был строгим, требовательным и справедливым начальником. Под его руководством создавались системы заправки криогенным топливом ракет-носителей космических кораблей.

    Долго стояли мы около портрета М.Н. Веремьева, а Юрий Мефодьевич Шибаев вспоминал, как шутливо-ласково называл его Мефодий Николаевич – "сынок" (ведь своих детей, к сожалению, у Веремьева не было).

    Юрий Мефодьевич родился в 1934 году, из четырех детей в семье был старшим. В1942 году погибает его отец сапер, в районе Великих Лук.

    Испытания военного лихолетья закалили характер мальчика, он хорошо учился в школе, а затем в институте, на срочной службе был танкистом, ремонтировал знаменитые на весь мир танки Т-34. В январе 1959 года Юрий приходит в ОКБ-250 и вскоре становится начальником бюро электрооборудования. Тысячи электросхем разработаны им за 50 лет работы в отделе (а ушел Юрий Мефодьевич на заслуженный отдых в сентябре 2009 года), он является автором трех изобретений и множества рационализаторских предложений.

    Переходим к другому стенду – и видим веселое, улыбающееся лицо Юрия Алексеевича Гагарина. Нам становится не по себе: ведь 27 марта 1968 года погиб знаменитый на весь мир первый космонавт. Тогда, в 1968-м, мы остро пережили гибель Юрия Алексеевича. До этого как личное горе восприняли гибель 24 апреля 1967 года Владимира Михайловича Комарова во время испытания космического корабля "Союз–1" при спуске из-за неисправности парашютной системы.

    Профессию космонавта Юрий Алексеевич Гагарин справедливо считал очень опасной, а в нашей памяти навсегда запечатлелись его слова: "Космос не только удел мужественных и смелых. Он для любознательных и терпеливых, смекалистых и твердых, идущих и верящих в будущее того, пока еще не познанного мира".

    В группе ветеранов ОАО "Уралкриомаш", пришедших в отдел "Ступени в космос", был кроме инженеров-конструкторов (а среди них Вера Владимировна Лазаренкова, Алевтина Алексеевна Широкова, Лариса Ивановна Герман, Татьяна Ивановна Кузнецова) и инженер-исследователь Владимир Михайлович Киселев. Он родился в Нижнем Тагиле 12 января 1935 года и, конечно, как все дети войны, пережил голодное время тех лет, поэтому что глава семейства погиб в сентябре 1941 года. С десяти лет Володя увлекся радиолюбительством, уже тогда собирал детекторные приемники. Радиоэлектронике он посвятил всю свою жизнь.

    Срочную службу нес в радиотехническом полку ПВО Северного флота в Североморске. Однажды случилось чрезвычайное происшествие – вышел из строя двигатель антенны на дальней точке. Вертолетом привезли новый, а старый двигатель демонтировали, увы, вместе с шестерней и отправили вертолетом на базу.

    И тогда сержант Владимир Киселев применил вместо шестерни шайбу из очень плотной резины, и вскоре антенна вновь начала свое движение – боевое дежурство возобновилось.. Помогла смекалка!

    После службы вернулся в наш город и стал трудиться технологом в цехе №160 Уралвагонзавода. Он внедрил в цехе автоматическую сварку деталей в среде защитного (углекислого) газа.

    Вместе с энергетиком и заместителем начальника цеха предложил в 1959 году шовную электросварку тонколистовых деталей производить под водой – сверху на шов лилась вода. Без этого нововведения тонколистовые детали коробились, а при применении струи воды деформации деталей прекратились.

    В 1961 году Владимир Михайлович Киселев переводится в ОКБ-250. Здесь талант инженера-исследователя раскрылся с необычайной полнотой.

    Он всегда был на первых ролях в решении технических проблем по тематике ОКБ-250. Лично разработал блоки искрозащиты БИЗ, без которых невозможно было создать систему управления агрегатами – заправщиками жидкого водорода. Наладил множество комплектов измерения температуры, давления, расхода уровня, а также газоанализаторов, тензометрических приборов.

    Владимиру Михайловичу часто приходилось бывать в командировках. Где только не проводились пуско-наладочные работы, ведь криогенные системы испытывались и в Загорске, и Приморске, в Нижней Салде, Чирчике, в Жуковском и на Байконуре.

    Однажды при испытании криоплана ТУ-155 (экспериментального самолета) создалась аварийная ситуация. Было это в 1989 году в Жуковском на авиационном полигоне. Неожиданно система заправки самолета криогенным топливом становится неуправляемой (падает давление воздуха в магистралях пневмоуправления до нуля, электро-пневмоклапана "зависают" в среднем положении). В пультовой Владимир Михайлович корректировал техническую документацию. Увидел, как испытатели спешно покидали бункер, устремившись к баллонам высокого давления. На бегу один из них коротко бросил: "Отказ в пневмоуправлении". И у Владимира Михайловича сразу же мелькнула догадка, как выйти из чрезвычайной ситуации: он кинулся к пневмощиту, сделал необходимые переключения, и система заправки самолета вновь стала управляемой.

    Обширный запас знаний, увлеченность новыми идеями, трудолюбие – эти черты всегда вызывали восхищение у всех, кто трудился вместе с Владимиром Михайловичем.

    Он имеет много благодарностей за испытания криогенных систем, медали "За трудовое отличие", правительственную награду за участие в совместном запуске космических кораблей "Союз – Аполлон".

    В 2004 году Владимир Михайлович ушел на заслуженный отдых. Занялся пчеловодством и садоводством.

    У ОАО "Уралкриомаш" хорошее будущее – создание систем заправки на Восточном космодроме, где первый пуск ракеты-носителя космического корабля запланирован на 2015 год.

    Необходимо на отдельном стенде разместить фотографии фронтовиков – участников Великой Отечественной войны. А это Б.И. и А.И. Жеребины, В.П. Скрябин, О.И Кабанов, О.Н. Фролов, Г.И. Марычев, С.Л. Новиков, В.К. Гулаков, Б.В. Цыкин.

    Эти люди не кичились своими боевыми заслугами, неохотно вспоминали годы войны, но для нас они были истинными героями, примером для подражания.

Валентина МАКСИМОВА, бывший инженер-исследователь Уралкриомаша.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 13.04.2011.

 

Главная страница